Диктор: Крым, лето, диверсанты. Кто организовал, чего добились и каким был сценарий терактов. Подробности трагедий, которых не случилось, хотя жертвы есть.
Медали вопреки — больше, чем могли. Победители, проигравшие, отсутствующие. Тяжелая Олимпиада, сложные судьбы.
Герои не в отпуске. Те, кто не прошёл мимо, в обычной жизни побил все рекорды — добежал, доплыл, поймал. Спасатели не по профессии — обычные люди в нужное время в нужном месте.
Вторая жизнь продуктов. Просроченные, они уже входят в стоимость всего, что мы покупаем. Но нам продают их ещё раз — внаглую на рынках тухлятины, втихую — в магазинах, перебивая этикетки и замаскированно — в гастрономиях. Мы вышли на след просрочки по запаху.
ВЕДУЩИЙ: Эту весну и часть лета я провёл в Крыму, снимал там кино. Я и раньше-то Крым любил, а сейчас он стал очень близким и родным, особенно Севастополь. Всё это время меня смешили разговоры со многими слушателями и читателями наших либеральных СМИ здесь, в Москве: “Ну как там?” — спрашивали они, чуть прищурясь. “Да так же, как и везде, — отвечал я, пожимая плечами. – Живут, работают, влюбляются, сидят в ресторанах, купаются. Проблемы — как и везде в России”. Прищур увеличивался: “А как татары?” — “Живут, работают, влюбляются, сидят в ресторанах, далее по списку”. “Ну-ну”, — говорили многие с тем же прищуром замолкали. Мол, мы-то знаем. Может, вам самим туда съездить и с людьми поговорить? Увидеть толпы отдыхающих — и русских, и украинцев, раз это вас так волнует? В ответ — всё тот же прищуренный взгляд. Ладно, бог с ними. Думаю, вам теперь будут понятнее мои чувства, когда услышал первую информацию о диверсионных группах в Крыму. Как будто март 14-го вернулся. Что должно было щёлкнуть в дурных головах, чтобы решиться на такое? Вот на этот вопрос мы и постарались найти ответ.
Репортаж
КОРР.: Керченская переправа, нескончаемый поток людей, машин и автобусов. Именно здесь не так давно должен был произойти теракт. Другое взрывное устройство, предполагалось, сработает на территории крымского завода “Титан”. Опасное химическое производство, неминуемая экологическая катастрофа. А ещё в подрывные планы украинских диверсантов входили предприятия, обеспечивающие полуостров водой, светом и теплом. И даже Симферопольский аэропорт. Так для чего и кем затевалась диверсия в Крыму?
В октябре 2015 года жителя украинского города Запорожья Ридвана Сулейманова завербовал сотрудник Главного управления разведки Министерства обороны Украины, который представился ему Павлом Николаевичем. Мотив банальный: деньги.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания Риджана Сулейманова
— Павел Николаевич объяснил мне, что моя задача будет состоять в том, чтобы собирать на территории Крыма военную информацию и передавать ему. За эту информацию он сказал, что будет платить мне 3–4 тысячи гривен в месяц.
КОРР.: Это около 8 тысяч рублей. Молодой парень, которому дали позывной “Юзеф”, стал исправно выполнять все поручения куратора. А в конце июля 2016-го от Павла Николаевича пришло новое задание.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания Риджана Сулейманова
— В аэропорту города Симферополь найти место для закладки самодельных взрывных устройств. Критериями в закладке должны были быть труднодоступность, лёгкость закладки, а также большое количество людей. Ну, поток. Также я должен был посмотреть количество видеокамер, находящихся в этом месте, и частоту патрулирования.
КОРР.: 30 июля “Юзеф” заложил муляж бомбы в Симферопольском аэропорту. Позвонил в службу 112 и поставил записанное на диктофон сообщение, переданное Павлом Николаевичем.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания Риджана Сулейманова
— Я услышал то, что меня повергло в шок: что я Амир Каримов, сегодня мы с братьями переходим с малого на большой джихад. Ровно в двенадцать часов мы взорвём центральный аэропорт города Симферополь, а также центральные автовокзалы Симферополя, Ялты и Севастополя и Керченскую переправу.
КОРР.: Задача Юзефа была — отследить, как работают спецслужбы и зафиксировать всё на мобильный телефон. Пока парень выполнял своё задание, на полуостров прибыла ещё одна группа диверсантов. Вот они входят в гостиницу “Вояж” в городе Армянске. Тот, что в красной футболке — Евгений Панов, сотрудник Главного управления разведки Минобороны Украины. Он должен был собрать общую информацию об объектах, где предполагались теракты, а его коллега, командир взвода разведки 37-го батальона 56-й бригады Украинского главного разведуправления Алексей Сандул собирался посмотреть, как всё устроено на предприятиях внутри. Первым делом он отправился на крупнейший в регионе Джанкойский водоканал.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания свидетеля Марлена Алиева
— 1 августа к нам в кабинет, в инженерную зашёл молодой человек и спросил энергетика. Я сказал, что я вам представился Алексеем Сандулом. Он говорит, я сам из Запорожья. Предлагаю электронику и приборы разные телеметрии: измерение температуры, измерение давления…
КОРР.: Пока одни украинские разведчики изучали стратегические предприятия Крыма, другие закладывали тайники.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания координатора диверсионной группы Евгения Панова
— Был заложен тайник в районе города Армянск, а также привезены пять комплектов формы, военной формы российской армии.
— Что находилось в тайниках?
— В тайниках находились оружие и взрывчатка. Я участия в закладке не принимал. Это были мои заказчики.
КОРР.: Закладку сделали в глухом месте, возле кладбища. Рядом — полузаброшенное село. Задача Панова была — обеспечить эвакуацию разведчиков и координировать ход операции. В его машине сотрудники ФСБ найдут потом другой схрон: три детонатора в канистре. А в запаске ещё одной машины диверсантов обнаружат три килограмма пластида. За рулём этого автомобиля окажется неоднократно судимый житель Крыма Андрей Захтей. Он также согласился сотрудничать со спецслужбами Украины из-за денег.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания Андрея Захтея
— 6-го числа мне позвонил неизвестный и представился от Юры. Он мне указал переехать в другое место, то есть в деревню Суворово на окраину, а районе кладбища. И там мы должны были встретиться, что я должен забрать четверых людей там с грузом, с которым они прибыли.
КОРР.: Груз — это арсенал, рассчитанный на несколько терактов. Двадцать взрывных устройств, штатные противотанковые и магнитные мины направленного действия. Пистолеты, патроны, средства маскировки. О том, что на территорию полуострова заброшены несколько диверсионных групп, в ФСБ России узнали ещё в середине июля. Поэтому всю местность прочёсывали регулярно, и этот участок границы, где находился Захтей, тоже. В ночь с 6 на 7 августа четыре человека со стороны Украины на лодках по обмельчавшему из-за жары Перекопскому заливу подобрались к посёлку Суворово под городом Армянск. Там возле сельского погоста их обнаружили сотрудники российских спецслужб. Бросив амуницию, украинские диверсанты открыли огонь на поражение, погиб сотрудник ФСБ. Ответным огнём были ликвидированы два участника диверсионной группы, троих удалось задержать. Остальные сбежали, а на путях отхода они успели установить растяжки и мины, что лишний раз подтверждает: работали профессионалы.
Дмитрий АБЗАЛОВ, президент Центра стратегических коммуникаций: Главное управление разведки Минобороны — это, кстати, аналог нашего ГРУ, надо заметить. Это наиболее боеспособная организация, которая специализируется именно на разведывательно-диверсионной деятельности, помимо всего прочего. Это исключительно прямая линия Министерства обороны. Все решения здесь принимаются как минимум, особенно крупные, при уведомлении верховного главнокомандующего.
КОРР.: О том, что происходило в эти дни на границе с Украиной, по всем канонам жанра, президент Порошенко не мог не знать. Однако он всё отрицал и после сообщения о том, что сотрудники российской ФСБ обнаружили ещё одну группу разведчиков. Их застали спустя сутки после первого боя возле кладбища. Неподалеку от Армянска, в районе КПП “Перекопский вал”, а также полуострова Ад диверсанты пошли напролом. Во время перестрелки погиб российский военнослужащий. С украинской же территории бойцов прикрывала артиллерия, танк и БМП, а отход обеспечивали бойцы спецназа ВМС Украины. В итоге им удалось уйти без потерь. Вот этот человек должен был их встречать.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания координатора диверсионной группы Евгения Панова
— Мне была поставлена задача прибыть в город Армянск для эвакуации части группы после выполнения задачи, где я был задержан сотрудниками ФСБ России.
КОРР.: Именно благодаря показаниям этого сотрудника Главного управления разведки Министерства обороны Украины стали известны имена тех, кто руководил операцией из Киева.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания координатора диверсионной группы Евгения Панова
— Данная операция была спланирована Главным управлением разведки Украины, Министерства обороны Украины. И с помощью кадровых и других сотрудников, которые… Сандул Алексей в звании лейтенанта, Сердюк Рундил Александрович в звании капитана, ну Кирилл, Александр, Дмитрий — я так думаю, тоже офицеры, но звания мне неизвестны.
КОРР.: Сандул — тот самый, что приезжал на водоканал. То, что профессиональный диверсант Евгений Панов стал сдавать пароли и явки, насторожило многих скептиков. Украинцы заговорили о провокации со стороны российских спецслужб.
Диктор: Президент Украины Пётр Порошенко назвал сообщения ФСБ фантазиями и поводом для очередных угроз. А представитель ГУР Минобороны Украины Вадим Скибицкий заявил, что ни один сотрудник его ведомства в Крыму задержан не был.
Леонид ИВАШОВ, экс-начальник Главного управления международного сотрудничества Министерства обороны России: Если украинская сторона и те командиры, которые завербовали Панова, они от него открещиваются, отказываются, — зачем ему брать на себя роль организатора вот этого сговора, этого террористического акта? Поэтому сейчас каждый спасает свою шкуру. Порошенко — свою, Панов — свою.
КОРР.: Рейтинг Порошенко падает со скоростью пикирующего самолёта. Будь сегодня выборы в стране, ему явно пришлось бы раскланяться перед дамами и уступить место либо Савченко, либо Тимошенко. Без явного внешнего противостояния с Россией позиции нынешнего президента Украины просели по всем фронтам, и ему срочно нужно, во-первых, занять радикалов, чтобы они переключились с внутренней повестки на внешнюю, а во-вторых, ввести Украину обратно в информационное поле. Ведь это судит новые финансовые потоки.
Дмитрий АБЗАЛОВ: Эффективная операция в Сирии, террористические акты непосредственно в Европейском союзе переключили внимание с Украины на борьбу с терроризмом. Более того, европейские страны уже выступают за нормализацию отношений с Москвой. Я напомню, что региональные парламенты Италии проголосовали за этот процесс, Франция проголосовала за этот процесс уже на национальном уровне. Фактически против ассоциации выступила Голландия и провела референдум, в Германии отдельные её члены выступают за стабилизацию отношений с Москвой.
КОРР.: Восстановление отношений России с Европой — это смерть для нынешней властной элиты Украины. Поэтому история с диверсией вполне объяснима. И цели диверсантов — тоже. Итак, попробуем предположить, как бы развивались события, если бы операцию в Крыму не предотвратили. Украинские разведчики, надев российскую военную форму, взрывают несколько стратегических предприятий на полуострове. Делают якобы случайную съёмку со стороны. Далее Порошенко перед саммитом G20 заявляет, что видите, Россия сама взрывает крымчан, чтобы потом обвинить в этом Украину. Оправдать своё пребывание на Донбассе, а то и вовсе начать полномасштабную войну с Киевом. После этого происходят теракты в аэропорту и на автовокзале Симферополя. На арене вновь появляется Порошенко и резюмирует: доигрались, крымские татары объявили России джихад. Судя по тем диктофонным записям, которые были переданы задержанному агенту “Юзефу”, это вполне похоже на правду.
Оперативная съемка ФСБ РФ
Признательные показания агента Ридвана Сулейманова
— Я услышал то, что меня повергло в шок. Что я Амир Каримов, сегодня мы с братьями переходим с малого на большой джихад.
Леонид ИВАШОВ: Они бы показали, что вот, Крым вернулся в Россию, посмотрите, что творится. Там планировали списать на татар даже и так далее. Видите?
КОРР.: Понятно, что Порошенко до последнего будет отрицать всё и вся. А для того, чтобы в истории с диверсией появилась информационная пауза, ему сейчас срочно нужен новый раздражающий фактор. А значит, не исключены и очередные провокации.
ВЕДУЩИЙ: Итак, повторю ещё раз бредовую логику тех, кто стоял за этой провалившейся операцией. В форме российской армии взрываем важные объекты в Крыму, снимаем на мобильный телефон, вбрасываем видео в интернет. Любимый президент Порошенко с полной версией этого видео едет на саммит G20, предъявляет картинку мировому сообществу: вот, мол, русские готовы взорвать крымчан и свалить это всё на украинцев. И тут же — взрывы аэропорта и вокзалов. Мол, русские сами виноваты, получили теперь джихад. До конца утверждать не буду, следствие всё покажет, — но эта версия очень похожа на правду. Просто тогда всё встаёт на свои места и есть ответ на главный вопрос: зачем?
Источник: 1К, ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН, 26.08.2016, 18:50