Русскоговорящий цыпленок табака, сдобренный фиолетовым соусом Heinz, пользуется несомненным успехом у публики!

0:00
0
280

В июне текущего года компания “РОМИР” по заказу Совета США по экспорту домашней птицы и яиц впервые провела в России исследование рынка мяса птицы с целью определения привязанностей населения к употреблению тех или иных видов мясных продуктов.

Опросы проводились в десяти городах различных регионов страны. В них приняли участие две тысячи человек – женщины в возрасте от 30 до 60 лет с небольшим достатком. Исследование показало, что птица составляет в мясном рационе среднего россиянина 34%. Остальной объем приходится на мясо копытных животных, колбасы и мясные деликатесы (41%), рыбу (18%) и консервы (7%). Наиболее популярными среди продуктов птицеводства у россиян являются куриные окорочка – как отечественные, так и импортные “ножки Буша”. Их покупают в среднем раз в две недели более 70% россиян. Большинство россиян предпочитают мясо птицы отечественного производства. Оказывается, мы готовы платить за доморощенных курочек на 7-10 руб. дороже, лишь бы они кудахтали на доступном нам языке. Лишь 66 процентов респондентов назвали цену продукта решающим при выборе покупки. Для 63% населения определяющим является цвет продукта, а для 53% – запах. На страну-производитель обращают внимание менее трети покупателей, а вид упаковки может смутить только 2% любителей птички. Опрос показал, что степень доверия населения к органам ветеринарного надзора, а тем более к администрациям рынков, где закупается большая часть мяса птицы, оставляет желать лучшего.

Что же нам было предложено к потреблению?

В 2000 г. российская бройлерная промышленность России произвела 793 тыс. т мяса птицы в живой массе. А вместе с фермерской продукцией – 1 млн 100 тыс. т (5 кг на душу населения).

Россия ежегодно импортирует 1,5 млн т мяса. 400 тыс. т импорта составляет говядина, 700 тысяч – птица, остальное – свинина.

Импорт куриного мяса из США в Россию в прошлом году вырос почти в два раза – до 613 тыс. т. Сегодня Россия занимает второе место среди импортеров американского мяса кур после Гонконга.

Стоимость поставленного американцами мяса кур в Россию в 2000 г. составила $305,3 млн против $147,5 млн в предыдущем году.

По данным Минсельхоза США, всего американский экспорт куриного мяса в прошлом году составил 2,52 млн т против 2,23 млн в 1999 г. Стоимость экспорта куриного мяса увеличилась с $1,42 млн в 1999 г. до $1,61 млн в 2000 г.

По данным Минсельхоза США, поставки мяса индейки из Америки в Россию в 2000 г. по сравнению с 1999 г. увеличились почти в 4 раза и составили 23,9 тыс. т. Их стоимость возросла до $15,6 млн против $5,1 млн за предыдущий год. По импорту этой продукции Россия также занимает второе место после Мексики.

В I квартале 2001 г. цены на мясную продукцию росли более высокими темпами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Минсельхоз России объясняет это снижением запасов мяса в сельхозпредприятиях, увеличением спроса на него со стороны перерабатывающей промышленности и населения. Оптовые цены производителей на свинину выросли на 14%, мясо птицы – на 4%.

По мнению председателя совета директоров “Росптицесоюза”, академика В.Финсинина, “сегодня не стоит лукавить и говорить, что мы готовы отказаться от импорта” мяса птицы.

Несмотря на то, что отрасль переживает очевидный подъем (10-15% прироста в год) и ожидается, что объемы производства с учетом продукции приусадебных хозяйств составят около 1100 тысяч т мяса в год, это еще очень далеко от потребительского спроса, колеблющегося в пределах 2-2,5 млн т. И значительную часть этого “куриного дефицита” покрывают американские импортеры.

Госкомстат зафиксировал в 2000 г. просто-таки головокружительный валовой рост заморского импорта, что едва не привело к введению антидемпинговых мер. По мнению А.Давлеева, главы российского представительства Совета США по экспорту домашней птицы и яиц (USAPEEC), этот рост объясняется не столько увеличением объемов импорта, сколько его легализацией. До последнего времени едва ли не треть всего импорта поступала в Россию транзитом через страны Балтии и СНГ по “серым” схемам. Это позволяло импортерам значительно экономить на налогах и пошлинах, составляющих 25% цены товара. Но недавно ГТК принял ряд мер по блокированию “серых” схем. В частности, были ограничены места таможенного оформления и ввоза мяса птицы, оборудованы спецтерминалы, разработана эффективная система мониторинга. Спрос на американских кур сохранился и даже вырос, поэтому товар пошел в Россию напрямую из США по “белым” схемам. Российские производители от этих преобразований только выиграли: легальные куры дороже контрабандных и, как следствие, менее конкурентоспособны. Средний объем импорта из США в последние годы достаточно стабилен: 0,7-1 млн т в год.

А.Давлеев считает, что ограничиваться одним лишь экспортом американским компаниям невыгодно. Гораздо выгоднее инвестирование в производство мяса птицы в России. В качестве примера можно привести подмосковное СП “Элинарбройлер”, в развитие которого USAPEEC вложил $12 млн. Однако, по словам М.Мамиконяна, возглавляющего Мясной союз России, совместных предприятий, производящих мясо птицы, сегодня всего пять из 250 работающих. На рынке, где потребительский спрос может увеличиваться на 10-20% в год, надеяться следует не только на западные, но и на отечественные инвестиции. Многие российские банки и зерновые компании уже заявили о готовности вкладывать деньги в производство птицы.

По данным исследований агентства “Ромир”, подавляющее большинство россиян предпочитают отечественные продукты из мяса птицы. Исключение составляют только “ножки Буша”. А вот целых кур, бройлеров для жарки, суповые наборы и потроха чаще всего покупают отечественного производства. Лишь треть россиян не откажется от американских кур в случае обострения мясного кризиса. В то же время отечественную продукцию предпочли 97% опрошенных.

Бурное развитие российского производства птицы может послужить основанием для квотирования ввоза иностранной продукции. По мнению г-на Мамиконяна, говорить об этом в условиях ненасыщенности рынка бессмысленно. А.Давлеев – убежденный противник ограничений, которые способны лишь вернуть рынок в эпоху “серых” схем. И.Алексеев считает, что при сегодняшней системе таможенного контроля подобные опасения безосновательны. В.Финсинин – сторонник “подвижных” квот, объем которых зависит от динамики рынка и отечественного производства.

Ну и наконец, про хит сезона – фиолетовый кетчуп!

Авторами на вид абсолютно ядовитого произведения то ли пищевой, то ли химической промышленности стали ученые компании “Хайнц”.

Какие компоненты входят в зелье – пока загадка. Новинка появится на прилавках магазинов в сентябре, а пока остается только догадываться, что может давать такой потрясающий фиолетовый эффект, который в развернутой рекламной кампании преподносится как главное достоинство нового продукта.

И если мне Посольство США в Москве позволит посетить родину чУдных окорочков и чуднЫх соусов, куда я собираюсь поехать именно в сентябре, то обязательно поделюсь с вами впечателниями.

Удачи и приятного аппетита!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ