Жажда власти

0:00
0

Торговля спиртным может быть монополизирована. Соответствующую поправку к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” внес в Госдуму член Совета Федерации от Ивановской области Владимир Гусев. Если инициатива будет поддержана, спиртное будет продаваться в специализированных государственных магазинах, а розничные сети лишатся до 30 процентов всего оборота. Как признался сенатор газете “Коммерсантъ”, монополизация оптового и розничного рынка – общая идея верхней и нижней палат парламента. Газета не исключает, что поправка, путь в несколько измененном виде, будет принята. “Идея ввести монополию на оборот в России спирта тоже поначалу воспринималась скептически как в Госдуме, так и в правительстве”, – напоминает обозреватель “Коммерсанта” Роман Овчинников. Однако эксперты уверены: новая госмонополия вряд ли будет жизнеспособной. “Еще совсем недавно в России существовали акцизные склады, но государство было не в состоянии их контролировать, – говорит директор по маркетингу компании “Русский алкоголь” Вадим Касьянов. – Хотя на складах сидели госчиновники, в продаже появлялась контрафактная продукция”.

Другая инициатива правительства – продлить срок ремаркировки алкогольной продукции новыми акцизными марками до конца года – также встречена участниками рынка без особого восторга. Эта мера не поможет решению проблемы, – пишет “Бизнес” – так как вернуть всю продукцию из розницы все равно необходимо до 1 июля.

Президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров считает, что оставшиеся бутылки “невозможно перемаркировать ни за два, ни за три месяца”. “Срок уже истекает, а марок для переклейки нет. Непонятно вообще, на каком основании я должен отправить алкоголь на перемаркировку, если я купил полноценную маркированную продукцию на законных основаниях. Также встает вопрос, что делать с уже открытыми бутылками. Все рестораны торгуют в разлив, причем зачастую это очень дорогие виски и коньяки стоимостью 4,5-10 тыс. руб. за маленькую порцию. Выходит, с 1 июля все открытые бутылки с элитным алкоголем в ресторанах вне закона?” – возмущается г-н Бухаров.

Тем временем “Известия” задаются вопросом: “Кому на руку дефицит алкоголя?” Издание сомневается, что власти не умеют просчитывать последствия принятых ими решений, так что напрашивается единственный вывод: неразбериха кому-то выгодна. По мнению экспертов, опрошенных корреспондентами “Известий”, наибольшие дивиденды получат российские алкогольные гиганты: “Если ничего не изменится – к осени в магазинах будет только русская водка и вино “Свадебное””.

Такого же мнения придерживается руководитель аналитической группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин, которого попросила прокомментировать кризисную ситуацию “Вечерняя Москва”. “Поскольку алкогольный бизнес один из самых криминализированных, то есть подозрения, что все это происходит не на пустом месте, хотя доказательств этому у меня нет. Думаю, что небольшая группа производителей и чиновничества таким образом поправляет свои дела за счет конкурентов, которые оказались на время вышиблены с рынка”, – считает Орешкин.

И все же консолидированная версия большинства аналитиков, принявших участие в опросе “Вечерней Москвы” – чиновничья расхлябанность. “Получилось так, что из-за неповоротливости чиновничества государственный аппарат оказался неподготовленным к оперативному вмешательству в рыночную экономику. Не думаю, что здесь есть злой умысел и лоббистские устремления – потеряли деньги все”, – заявил гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Член экспертного совета Комитета по промышленности Совета Федерации Андрей Степанов причиной ступора алкогольного рынка считает межведомственные распри: “Одни исполнители торопят все делать быстрее, а другие, не заинтересованные в этом, тормозят процесс. Другая причина – некомплексное планирование, то есть не рассматривается полностью весь комплекс мероприятий, и не принимаются меры по их обеспечению”.

Однако “Родная газета” утверждает, что импортеры попали в алкогольный тупик из-за чрезмерной вальяжности: “Думали, что все пройдет цивилизованно. Забыли, где живут. А надо было суетиться, как отечественные производители. Ведь когда систему отладили, первыми в очередях оказались именно они. И многие эксперты заговорили о злом умысле “водочного” лобби”, – отмечает автор статьи Маргарита Водянова.

В свою очередь, “Российская газета” возмущена тем, что в адрес импортеров прозвучал упрек в том, что они просто-напросто “не чесались”, если к назначенному сроку не успели приобрести марки, установить и отладить новые приборы. Как справедливо заметили представители иностранных компаний, законодательная и техническая базы для перемаркировки до сих пор не сформированы: маркировочного оборудования для расклеивания новых акцизных марок на импортную спиртосодержащую продукцию просто не хватает. Газета обращает внимание и на политический аспект проблемы: “За бурной дискуссией отечественных бизнесменов с чиновниками по поводу, кто прав, кто виноват, с интересом следили представители из стран Евросоюза. Полемика происходила во время совещания, посвященного проблемам алкогольного рынка и его “поведения” после вступления России в ВТО. Взвесив все “за” и “против”, советник представительства ЕС в России Альберто Вальпато резюмировал, что по правилам ВТО государственное регулирование и нормотворчество должно только способствовать развитию торговли в странах, а не дискриминировать ее и тем более не блокировать”.

Тем временем компания ROMIR Monitoring провела исследование степени защищенности водочных брендов, продаваемых на территории РФ, по заказу Торгово-промышленной палаты. “Гамбургский счет водочных бутылок”, – так называется публикация в “Московском комсомольце”, посвященная охране алкогольной интеллектуальной собственности. Как отмечает автор статьи Никита Алексеев, исследование наводит на трезвый вывод: производителям по силам сделать подделку невыгодной для “левых” дельцов, но это стоит “немного” денег: “Марки компаний с солидной репутацией могут себе позволить использовать надежные меры защиты, не повышая цену своей продукции, Например, компания Nemiroff, один из крупнейших мировых производителей крепкого алкоголя, каждую бутылку своей продукции независимо от ее стоимости защищает с помощью лазера. Т.е. на колпачке и горлышке бутылки строго одна под другой лазером выжигаются две надписи с датой и временем разлива, цифры в которых должны совпадать. Поскольку надписи выгравированы, а не нанесены краской, удалить их невозможно, а значит, фальсификат в такую бутылку уже не зальешь”. Nemiroff лидирует в номинации “Премиум”. В сегменте “Суперпремиум” рейтинг самых защищенных от подделок брендов возглавила марка Kauffman. В группе “Медиум” первое место занял бренд “Чайковский”.

Внимание прессы также сосредоточено на победе группы SPI в аукционе по продаже 51 процента акций водочного завода “Пермалко”, что позволило компании Юрия Шефлера увеличить долю в акционерном капитале предприятия до 92 процентов. Эксперты, опрошенные “Коммерсантом”, считают тактику SPI рискованной и отмечают, что обретение статуса одного из крупнейших производителей водки в России повышает политические риски группы, которая давно вызывает раздражение властей. “Купив спорный “Пермалко”, SPI получила себе нового противника в лице Росспиртпрома, – говорит один из участников рынка. В целом же, активное увеличение производственных мощностей в России создаст для SPI дополнительные риски. Не исключено, что государство вскоре заинтересуется этим крупным игроком и постарается получить над ним контроль”.

В Росспиртпроме подтвердили, что продолжат борьбу за контрольный пакет акций. “Мы по-прежнему настаиваем, что контрольный пакет акций “Пермалко” должен находиться в федеральной собственности, – говорит начальник управления информации и внешних связей ФГУП Дмитрий Добров. Поэтому борьба за акции будет продолжена. Логика SPI, купившего этот пакет, мне не совсем понятна – там прекрасно знают, что принадлежность акций оспаривается”.

“Бизнес” отмечает, что после отставки главы “Росспиртпрома” Петра Мясоедова позиции предприятия заметно ослабли, чем не замедлили воспользоваться конкуренты. “Союзплодоимпорт” направил в правительство заявку на приобретение четырех предприятий, которые входят в “Росспиртпром” – Ардзинский спиртзавод, “Липецкспиртпром”, Арзамасский ЛВЗ и Ветлужский ЛВЗ.

“Государство неоднократно выражало недовольство отсутствием прибыли от работы “Союзплодоимпорт”, а предложение забрать часть активов “Росспиртпрома” продемонстрирует чиновникам активную работу менеджеров предприятия, – считает глава одной крупной алкогольной компании. Тем более что есть возможность получить завод бесплатно, так что сделка не отразится на финансовой деятельности предприятия. Однако собеседник “Бизнеса” сомневается в том, что если “Союзплодоимпорту”, удастся заполучить завод, предприятие успешно продвинет свои брэнды на рынок самостоятельно.

В то же время PR-директор группы “Синергия” Андрей Малафеев уверен, что передача завода ФКП выгодна и “Росспиртпрому”: “У “Росспиртпрома” задолженность перед бюджетом более 1 млрд. руб., ФКП – тоже бюджетная организация, наверняка они договорятся, чтобы завод был передан ФКП, а у ФГУП были сокращены налоговые обязательства”. Сергей Зивенко из ТПГ “Кристалл” вообще не понимает, почему государство не объединит эти две структуры: “У “Росспиртпрома” есть мощности, и компания успешно продает свою продукцию, а у ФКП – брэнды”.

Главным событием на пивоваренном рынке стали планы Sun Interbrew вывести на российский рынок новый брэнд – шотландское светлое пиво Tennent’s. “В России становятся все более популярными английские, шотландские и ирландские пабы, а ниша английского разливного светлого пива свободна. Tennent’s- шотландский лагер номер один, поэтому мы сочли своевременным начать его импорт в Россию”, – поясняет национальный директор по он-трейд Sun Interbrew Павел Михалченко.

Совладелец ресторанного холдинга “Арпиком” Михаил Зельман находит решение Sun Interbrew правильным. “Новый пивной брэнд – как раз то, что нужно HoReCa. Марки, которые присутствуют на рынке сейчас, успели себя скомпрометировать на раннем этапе развития рынка”, – считает Зельман. Он не думает, что отсутствие в рознице помешает продвижению марки. “Скорее наоборот – после того как новый брэнд зарекомендует себя в ресторанах, Sun Interbrew будет легче выводить его в розницу”, – рассуждает ресторатор.

Директор по развитию лицензионных брэндов “Балтики” Денис Шерстенников, напротив, настроен скептично: “Все-таки наш рынок сильно отличается от европейских: на он-трейд приходится не более 10 процентов продаж, так что дальнейшему выводу в розницу это вряд ли поможет. Скорее всего, Tennent’s станет просто одной из ассортиментных позиций в HoReCa”. Шерстенников затрудняется оценить возможные объемы продаж Tennent’s в России. “В любом случае импортное пиво обречено на то, чтобы остаться в нишевом сегменте; объемы его реализации будут несопоставимы с локализованными брэндами”.

“Огонек” пишет о квасном ренессансе. Сообщается, что в Москве этой весной русский национальный напиток обогнал по популярности газированные напитки, уступив лишь минеральным водам и сокам. В России квас еще в прошлом году оставил позади всех конкурентов и стал любимым прохладительным напитком.

“Истосковавшись по живому квасу, люди вне зависимости от погоды начинают пить его на майские праздники. Пик потребления приходится на лето. Затем в продаже появляются арбузы, и спрос на квас падает на 20 процентов. Потом, в конце августа – начале сентября, россияне в течение одного-двух дней почти перестают покупать квас, – рассказал “Огоньку” коммерческий директор компании “КвасПром” Вадим Хусид. – При этом квас постепенно перестает быть сезонным напитком: потребление растет на 30 процентов в год, а спрос зимой каждый год утраивается”. “Квас из напитка для бедных превратился в продукт для среднего класса. Его подают даже в хороших ресторанах”, – резюмирует автор статьи Всеволод Бельченко. Так что лозунг “Квас не кола” отражает самую актуальную тенденцию сезона – квасной патриотизм.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ