На фоне спада в пивной отрасли производители делают ставку на выпуск коктейлей

0
15

Черноголовский завод «ОСТ-Аква» начал производство слабоалкогольного коктейля «Столичная Лед», который основывается на водке «Столичная». Так как права на знаменитый водочный брэнд принадлежат государству в лице «Союзплодоимпорта», с ФКП было заключено эксклюзивное соглашение, по которому завод будет выплачивать владельцу марки роялти в размере 8 копеек с каждой банки коктейля емкостью 0,33 л. В рецептуре напитка присутствуют также ароматизаторы на основе мятного масла. Создатели напитка с пониженным уровнем алкоголя надеются на завоевание не только молодежной аудитории, которая является основным потребителем коктейлей, но и людей среднего возраста, среди которых немало поклонников «Столичной». Первоначально завод будет выпускать около 1,5 млн. банок коктейля в месяц, однако при успехе проекта объем производства увеличится. Благодаря выпуску нового продукта компания «ОСТ-Аква» планирует повысить свою долю на рынке слабоалкогольных напитков с 6 до 10-12 процентов.

Сегодня компания «ОСТ-Аква» выпускает до 300 наименований коктейлей, среди которых такие известные марки, как Vintage, Джет, Шустовъ, IQ. В запуск новой производственной линии было вложено 200-300 тыс. долл. Однако в компании «Хэппилэнд» (марки «Ягуар», «Трофи», «Айс Дог», «Бухарин» и др.), на долю которой приходится 24,8 процентов рынка, высказывают сомнение по поводу целевой аудитории, которой предназначается новая продукция Черноголовки.

Светлана Дрозд, руководитель управления по связям с общественностью и информационной политике заявила газете «Время новостей», что само слово «Столичная», которое ассоциируется с советским водочным брендом, не очень подходит для молодежной аудитории. У «Столичной Айс» получается очень много пересечений с нашим «Айс Догом», — отметила Светлана Дрозд. — «Освежающий, охлаждающий вкус — мы с этим вышли на рынок. Наша рекламная кампания шла с этим слоганом. Для рынка они ничего нового не привнесли. Это мировая тенденция использовать не спиртовую составляющую, а водочную».

Обозреватель газеты Екатерина Сашенко считает, что у владельцев нового брэнда могут возникнуть проблемы с Министерством по антимонопольной политике. «В свое время МАП вело борьбу с производителями водки «Флагман», которые выпустили одноименную минеральную воду, тем самым пытаясь прорекламировать скорее водку, нежели воду, обойдя закон о рекламе», — напоминает автор статьи. Однако генеральный директор ФКП «Союзплодоимпорт» Владимир Логинов не считает, что у МАПа могут появиться претензии к продукции Черноголовки «Закон на нашей стороне. Мы над этим как раз сейчас и работаем», — заявил Логинов.

Однако в отличие от конкурента Черноголовки компании «Хэппилэнд» авторитетные эксперты алкогольного рынка, опрошенные корреспондентом «Коммерсанта» оценили коктейль Stolichnaya Ice удачным изобретением. «Сегмент коктейлей на основе известных водочных брэндов практически пустует, и здесь Stolichnaya Ice имеет хороший потенциал. Плюс его можно рассматривать как весьма своевременный, опережающий маневр в отношении Smirnoff, который тоже собирается выйти на российский рынок с аналогичным продуктом Smirnoff Ice»,- заявил директор по связям с общественностью ОАО «Исток» Геннадий Фролов.

Обозреватель газеты подчеркнул, что критикуют новый брэнд прежде всего прямые конкуренты «Союзплодимпорта» и «Ост-Аквы». О своем скептичном отношении к коктейлю Stolichnaya Ice заявила брэнд-менеджер группы слабоалкогольных напитков «Очаково» Анастасия Сурина. Она подчеркнула, что сейчас пять производителей контролируют 70 процентов рынка, а потому оказать значительное влияние на сложившуюся ситуацию довольно сложно.

Топ-менеджер группы SPI Андрей Скурихин подчеркнул, что руководство группы планировало запуск схожего проекта еще три года назад. Однако реализовать его удалось только в США: в прошлом году там был запущен коктейль Stolichnaya Citrona. «На российском рынке «Союзплодоимпорт» теперь не только владеет известными водочными брэндами, но и реализует идеи своего давнего врага», — отметил обозреватель «Коммерсанта».

Газета «Ведомости», комментируя выход на рынки новинки, отметила, что в появлении брэнда заинтересована прежде всего компания «Союзплодоимпорт», которая таким образом рассчитывают увеличить объем лицензионных платежей за использование товарного знака Stolichnaya.

Революционные проекты по расширению зоны влияния вынашивает и компания «Исток». Во всяком случае, именно амбициозными планами обусловлена широкомасштабная кадровая революция на предприятии. В конце августа на ОАО «Исток», практически полностью обновился топ-менеджмент, в связи с чем аналитики ожидают серьезных изменений в политике компании. Как сообщает газета «Новая Сибирь», костяк топ-менеджеров сформирован из «варягов»: ключевые посты в «Истоке» заняли менеджеры из успешных и известных российских и западных фирм, не имеющих отношения к производству алкоголя, — Motorola, PepsiCo, Coca-Cola, «Калина», «Джамилько», АПК «Черкизовский», «Трансмарк». «Теперь сформированная по принципу спортивных легионеров команда применит наработанный в других отраслях опыт для неожиданных новаций и в алкогольной промышленности», — заявил обозреватель ведущей деловой новосибирской газеты.

Тем не менее, управляющий партнер новосибирского кадрового агентства Business Connection Ильгиз Валинуров считает решение проведенную акционерами «Истока» кадровую революцию весьма рискованным, которое, однако, в случае тщательной подготовки может привести к быстрым и качественным изменениям. «Приходя в новую команду, «топы» обычно берут с собой лучшие наработки, новая команда работает без стереотипов, у нее нет груза взаимных обязательств — перечислять плюсы можно долго. Основное преимущество заключается в мотивации топ-менеджеров. Для них в большинстве случаев самое важное — уровень задач, их сложность, глобальность стратегии. А полностью профессиональная команда, не обремененная долгими годами совместной работы на одном месте, — лучший способ самореализации», — считает эксперт.

А вот компании «Очаково» сегодня не до экспансивных проектов: пока ей приходится сосредоточиться на кризисном менеджменте. Пивобезалкогольному комбинату не удалось добиться победы в суде против Государственной торговой инспекции, которая признала, что в пиве «Очаково» содержится консервант — бензоат натрия. После того, как арбитражный суд Москвы оставил в силе решение суда, компания выпустила пресс-релиз с заявлением, что комбинат планирует подать апелляцию в суд высшей инстанции для того, чтобы «отстоять свое доброе имя».

В компании не без основания утверждают, что распространение информации о содержании в пиве консерванта нанесло существенный ущерб ее деловой репутации. Эксперты даже полагают, что нанесен двойной урон: не только упали продажи, но и бесполезной оказалась рекламная кампания «Очаково», которая основывалась на натуральности пива и его «живительных» свойствах. «Если «Очаково» все же удастся доказать отсутствие консервантов в продукте, можно предположить, что пивовары решат компенсировать нанесенный им Госторгинспекцией ущерб», — предполагает обозреватель газеты «Время новостей».

«Отсутствие консервантов в пиве — это не просто принципиальная позиция «Очаково», — говорят в компании. — Современные технологии пивоварения вообще не предусматривают добавления консервантов в пиво». Выводы Госторгинспекции в «Очаково» объясняют несовершенством методов анализа.

Тяжелые времена переживает и компания «Балтика». В отчете, распространенном пресс-службой компании «Балтика», сообщается, что объем чистых продаж за шесть месяцев 2003 г. снизился на 6 процентов по отношению к аналогичному периоду 2002 г. Снижение чистой прибыли упало на 10,6 процентов. Как отмечают «Ведомости», в «Балтике» падение продаж связывают с увеличившимся с 1 января акцизом, а снижение прибыли объясняют тем, что в структуре продаж с 31 до 36 процентов увеличилась доля пива в пластиковых бутылках, которые по сравнению со стеклянными более материалоемкие. По мнению аналитика Альфа-банка Александра Свинова, проблемы у «Балтики» появились после того, как компания в начале года стала менять систему дистрибьюции, а аналитик инвестиционной компании «Проспект» Марат Ибрагимов считает, что снижение продаж связано со стагнацией рынка и увеличившейся конкуренцией между пивоварами и производителями слабоалкогольных напитков.

Однако наибольшие основания для пессимистичных выводов появились после заявление пивоварни «Красный Восток» о приостановки на три дня заводов в Казани и Новосибирске. «Эксперты не припомнят, чтобы крупное российское пивоваренное предприятие приостанавливало работу на несколько дней, — пишет экономический обозреватель «Ведомостей» Сергея Рыбак.

Однако гендиректор и совладелец «Красного Востока» Айрат Хайруллин остановку в работе компании объяснил желанием «дать возможность отдохнуть» сотрудникам компании: «Мы интенсивно работали в течение последних семи лет, за это время некоторые сотрудники не смогли даже выбраться в отпуск». Экспертов, тем не менее, комментарии Хайруллина не успокоили. Аналитик инвестиционной компании «Проспект» Марат Ибрагимов усмотрел в ситуации сходство с инцидентом на «АвтоВАЗе», когда из-за избыточного производства на несколько дней приостановили конвейер. Вице-президент по маркетингу и совладелец Очаковского пиво-безалкогольного комбината Инна Кочетова вспоминает, что в ее компании лишь однажды для проведения профилактических работ на неделю останавливался краснодарский филиал. А SUN Interbrew, вторая по величине пивоваренная компания страны, закрывала на ремонт лишь отдельные производственные линии, но не филиалы или цеха, отметила вице-президент компании по внешним связям Ирина Кибина.

Трехдневный перерыв в работе заводов, по оценке аналитика ОФГ Алексея Кривошапко, обойдется «Красному Востоку» в $2 млн. Вместе с тем, эксперт считает, что перерыв в работе не окажет существенного влияния на деятельность завода. По его словам, остановка предприятия на несколько дней — «нормальная мера», к которой часто прибегают в Европе, просто раньше из-за взрывного роста рынка российские пивовары не могли себе позволить остановить завод.

Резюмируя замечания экспертов, обозреватель «Коммерсанта» делает выводы об окончании бума в российской пивной отрасли. Стало быть, и структура алкогольной отрасли в целом может в ближайшее время может начать меняться.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ