Кремлевские либералы наступают: Дмитрия Медведева усилили Сергеем Ивановым

0:00
0


Конец недели ознаменовался крупномасштабными перестановками в правительстве. Сергей Иванов покинул пост министра обороны и стал первым вице-премьером. Подчеркивается, что на этом посту помимо проблем ВПК Иванов будет курировать часть гражданского сектора экономики. Министром обороны назначен Анатолий Сердюков, ранее занимавший пост руководителя Федеральной налоговой службы. Сергей Нарышкин, который до этого руководил аппаратом правительства, стал вице-премьером.

Практические все аналитики, выступившие со своими комментариями в теле- и радиоэфире заявили об уверенном старте президентской кампании. “Предвыборная президентская гонка – на старт! Каждому возможному кандидату по креслу первого заместителя председателя правительства”, – заявляет телеканал РБК. Директор Института политических исследований Сергей Марков в комментариях для РБК не скрывает своего удовлетворения в связи с тем, что ситуация прояснилась: “Бюрократы два года метались по Кремлю, ища преемника, которого Путин даст. Общество говорило, что главное не преемник, а преемственность его политики. Мы видим, что, видимо, одновременно пойдут несколько кандидатов в президенты, так чтобы окончательный выбор был сделан не Владимиром Путиным, как бы он не был хорош, а был сделан избирателями Российской Федерации”.

Глава российского представительства Института мировой безопасности Иван Сафрончук в интервью “Маяку-24” отметил, что Путин решил уравнять шансы тех двух персонажей, которых называют преемниками: “Иванову дают возможность тоже проявить себя в экономике, но одновременно с Ивановым будет снят тот вал негатива, который, к сожалению, существует вокруг Министерства обороны и, конечно, отражается на его репутации. Вообще рейтинги Медведева последние месяцы росли достаточно активно, и он, по всей видимости, опережал по популярности у россиян Иванова. Наверное, теперь у Иванова будет шанс посоревноваться на равных”.

Этой же позиции придерживается “Радио России”. Корреспондент радиостанции Екатерина Некрасова напоминает, что несколько месяцев назад Сергей Иванов, отвечая на вопрос журналиста “Коммерсанта” о его личных отношениях с Дмитрием Медведевым, сказал, что у них “есть что-то общее”, имея в виду чувство юмора. “Теперь общего стало явно больше, – резюмирует Некрасова – Большинство экспертов единодушно во мнениях, что уровняв в ранге господ Иванова и Медведева, президент поставил их в условие честной конкуренции”.

Ведущая программы “Неделя” на Ren-TV Марианна Максимовская отмечает, что перестановки в правительстве существенно продвинули вперед и игру под названием “Операция “Преемник”, которой уже который год увлечена страна: “Не успели некоторые подумать, не зря Медведев представлял Россию в Давосе, как Путин сразу же уравнял шансы, причем не просто уравнял, но и подкрепил финансовыми возможностями. За Медведевым – сырьевики, за Ивановым – военно-промышленный комплекс и грядущие вливания в инновационную экономику”.

Британская “Гардиан”, на которую ссылается “Радио Сити-FM”, утверждает, что Владимир Путин окончательно сделал ставку на “ястребов”. “Путин выталкивает Иванова вперед как вероятного преемника” – так озаглавлена статья, посвященная смене статуса министра обороны. Это явный намек на то, что Путин своим вероятным преемником считает именно Иванова, отмечают британские журналисты.

Политолог Станислав Белковский, комментируя ситуацию для “Эха Москвы”, заявил, что Сергея Иванова освободили от должности министра обороны, чтобы вывести из зоны риска. “Сергей Иванов за шесть лет работы министром обороны совершенно не прижился в армии, армейская среда его не приняла. Особенно низок авторитет его был среди офицеров среднего звена. Ясно, что в такой ситуации армия и министерство обороны скорее превращались в тормоз политической карьеры Сергей Иванова, а не в стимул к ее развитию. Ясно также, что военно-промышленный комплекс со всей его проблематикой, особенно проблематикой управления финансовыми потоками этого комплекса, Сергей Борисовичу значительно ближе, чем колоссальный комплекс армейских проблем, решить которые невозможно и которые становятся с каждым годом все сложнее и жестче. Поэтому, тем самым, Путин вывел Иванова из-под удара, поручив ему ту сферу, в которой давний друг и советник президента может проявить себя эффективнее и без существенных имиджевых и политических потерь”, – констатирует Белковский.

Программа “Постскриптум” на ТВЦ, однако, уточняет, что назначение Иванова можно трактовать как шаг в сторону будущего президентства, так и шаг в сторону премьерства. В пользу президентской версии – внешнеполитическая активность и известность Иванова. Именно ему было доверено разъяснять президентскую позицию в Мюнхене и делать важные заявления по нашим отношениям с США и НАТО, отмечает ТВЦ.

В то же время руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин, выступая на “Эхе Москвы”, назначение Иванова первым вице-премьером назвал формальным повышением. “С точки зрения реального влияния, это повышение в пустоту”, – утверждает Делягин.

Михаил Леонтьев, приглашенный Матвеем Ганапольским в программу “Особое мнение” на “Эхе Москвы” напоминает, резонно напоминает, что Путин преемниками никого не называл, и если избиратели видят перестановки как уравнивание шансов будущих кандидатов в президенты – это полностью на их совести. “Нет откровенно политического смысла в этом назначении, – заявляет Леонтьев. – Но там есть, на мой взгляд, очень интересная политика, для меня гораздо более важная, нежели споры пикейных жилетов про преемника. Военно-промышленная комиссия, которую курирует вице-премьер Иванов, занималась в основном вопросами гражданскими, вопросами, которые гораздо сложнее и которые гораздо интереснее, кстати, чем вопросы ВПК. Есть один, на мой взгляд, очень отрадный вывод. Что такое первый вице-премьер Иванов, какова его функция? Что такое взять и осваивать бюджетные деньги, систематизировать их? Хочет этого Греф или нет, реально это промышленная политика. Это говорит о том, что нам предстоит в ближайшее время колоссальный совершенно экономический рывок, потому что при нашей конъюнктуре, при наших возможностях даже не очень сильная промышленная политика даст фантастические результаты”.

С таким же воодушевлением комментирует решение президента ведущий программы “Реальная политика” Глеб Павловский. Политолог подчеркивает, что перестановки в правительстве позволяют Путину сохранить фактическое управления страной после номинального сложения полномочий. “Сбылось! Путин не уходит, никаких третьих сроков. Путин планирует на три, на пять, даже на десять лет вперед, назначая людей для реализации планов, за которые он лично ручался перед людьми России, – восклицает Павловский. – Сегодня мы слышим, как враги Путина внутри и вне страны буквально взвыли, вся их стратегия, все их планы основаны на одном – Путин как-нибудь да уйдет, а уж с его отдельно взятым преемником они разберутся. Дудки, не уйдет никуда Путин! Не для того он создает эту государственную машину успеха. В современном мире успех является, увы, единственно обоснованной заявкой на право существования нации. Так, те некоторые гражданские отрасли, кураторство над которыми получает первый вице-премьер Сергей Иванов, логично вытекают из его деятельности последнего периода. Очевидно, что это ряд корпораций, образующих экономический каркас военной организации России. Это авиастроение, оно теперь единое – и гражданское, и военное. От авиастроения следующий шаг – авиация как единая транспортная система. И можно уверенно предположить, что в сферу ответственности Сергея Иванова попадут и инновационные энергетические проекты”.

Эту мысль продолжает политолог Андраник Мигранян. В “Ночных новостях” на 1 канале аналитик заявил, что кадровые изменения в правительстве являются ожидаемыми: “Сегодня начинается новый этап в развитии российской экономики, макроэкономическая стабилизация достигнута и на этой основе требуются решительные и серьезные политики для реструктуризации и развития реального сектора экономики, это и ВПК, и другие отрасли обрабатывающей промышленности. Здесь нужен энергичный, сильный волевой человек, пользующийся поддержкой президента, вот почему на этот ответственный пост президент Путин выдвинул Сергея Борисовича Иванова”.

Научный руководитель журнала “Эксперт” Александр Привалов разделяет мнение, что повышение в ранге Сергея Иванова предполагает не столько уравнивание его в ранге с Дмитрием Медведевым, сколько желание поднять на уровень, сопоставимый с национальными проектами некоторый комплекс задач. “Первое, что приходит в голову, что, по-видимому, речь будет идти о чем-то, что носит условное название “диверсификация”, – заявил Привалов в эфире радиостанции “Маяк”. – Как когда-то под условным названием “удвоение ВВП” понимали необходимость прорыва в экономическом росте, так сейчас под условным названием “диверсификация” понимают попытку модернизировать экономику, перевести ее на более разнообразную жизнь, чем жизнь вокруг углеводородного сырья, это действительно задачка первостепенной важности”.

Более скептичен в своей оценке происходящего политический обозреватель “Эха Москвы” Леонид Радзиховский. По мнению политолога, на современном этапе абсолютно все политические фигуры России не представляют собой никакой реальной силы: “Эти фигуры двигаются по доске не по правилам. Конь ходит так-то, ладья так-то, слон так-то, ферзь так-то. Они ходят так, как хочет ими ходить игрок. Доска перед ним абсолютно пустая, и он их двигает в любом направлении. За Ивановым, как и за любым российским чиновником, не стоит ничего, пустота, вакуум. Он не представляет никакую партию, он никого не представляет. Назначил его Путин, опустил его Путин – ничего не произойдет”.

Выделяется и мнение заведующего отделом политики Михаила Тульского газеты “Аргументы недели”, которое прозвучало в программе “Главная тема” радиостанции “Говорит Москва”. Тульский подчеркивает, что Медведева и Иванова раскручивают так называемые кремлевские либералы, за которыми стоит зам. главы администрации президента Владислав Сурков. Таким образом, кадровые перестановки призваны укрепить позиции либерального крыла. Логично предположить, что кремлевские силовики также активизируются в предвыборной борьбе. Михаил Тульский предполагает, что кандидатом от силовиков может стать губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. “Я думаю, что если Ткачева начать раскручивать как такого патриота, радетеля за землю русскую, то его, в общем, довольно легко раскрутить, тем более что он выглядит вполне молодо, перспективно”, – отмечает Тульский.

Помешать Ткачеву, по мнению Тульского, может его радикальный патриотизм и коммунистическое аграрное прошлое. В то же время позиции КПРФ в СМИ достаточно сильны. По данным агентства “Медиалогия”, в январе “Единая Россия” потеряла монополию в федеральном телеэфире. Первое место по упоминаемости на госканалах заняла КПРФ. “Единая Россия” смогла сохранить лидерство только на Первом канале, утратив его на РТР и НТВ, а на московском ТВЦ заняла только третье место.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ