Президенту нефтяной компании “Русснефть” Михаилу Гуцериеву предъявлено обвинение в незаконном предпринимательстве. Об этом официально сообщил Следственный комитет при МВД. Электронные СМИ комментировали эту новость очень вяло. 1 канал и “Россия” ограничились скупыми информационными сообщениями 15 мая. Радиостанции острые версии подавали со ссылкой на деловые газеты.
“Речь идет о том, что два дочерних предприятия “Русснефти” – “Ульяновскнефть” и “Нафто-Ульяновск” – добыли сырья больше, чем им разрешала лицензия. Сам Гуцериев обращает внимание на то, что сверх лимита было выкачано лишь от 40 до 60 тысяч тонн нефти и в то время, когда эти предприятия еще не входили в состав холдинга”, – отмечает 1 канал. “Россия” напоминает, что уголовное дело в отношении Гуцериева было возбуждено Генпрокуратурой еще в ноябре прошлого года. “В рамках расследования проводились обыски и допрос самого Гуцериева. Своей вины он не признает”, – констатирует “Россия”.
Более словоохотлив был НТВ, посвятив делу Гуцериева подробный репортаж. “По данным следствия, дочерние предприятия “Русснефти” компании “Нафто-Ульяновск” и “Ульяновск-нефть” в период с 2003 по 2005 годы нарушали лицензионные соглашения. Они превышали объемы добываемой нефти. По расчетам следователей, ущерб от деятельности “Нафто-Ульяновск” составил 700 миллионов рублей, а “Ульяновск-нефть” – около 2 миллиардов рублей. Руководители этих нефтяных компаний являются фигурантами уголовного дела наряду с высшим руководством “Русснефти”, вице-президентом Сергеем Бахиром и президентом Михаилом Гуцериевым”, – сообщает НТВ.
НТВ также стал единственным телеканалом “большой тройки”, который дал оценку событию. “В последнее время у Михаила Гуцериева были непростые отношения и с партнерами, и с представителями власти, – отмечает ведущая программы “Сегодня” Лилия Гильдеева. – В 2005 году он купил часть активов ЮКОСа, чем, по некоторым данным, вызвал недовольство более крупных нефтегазовых игроков. Потом ему предлагали продать “Русснефть”, но Гуцериева не устроила цена. На родине, Северном Кавказе, бизнесмен тоже был весьма активен – например, предлагал открыть Свободную экономическую зону в Чечне. Были сообщения, что инициативами Гуцериева недовольны многие чиновники”.
Телеканал Ren-TV в своих комментариях сделал ставку на сравнении Гуцериева с Ходорковским. “Выйдет ли в свет блокбастер “ЮКОС-2”? – вопрошает ведущая программы “24” Татьяна Лиманова. – Уготована ли ему роль нового Ходорковского?”
Корреспондент Ren-TV Елена Клипова, отвечая на риторические вопросы, заключает: “У них не много общего, разве что имя. Михаил Гуцериев к роли узника совести себя вряд ли готовил. В первый олигархический эшелон не входил, оппозицию не финансировал”. Поэтому возбуждение дела прокремлевского олигарха вынуждает аналитиков заняться поисками режиссера очередного криминального сериала.
По версии Юлии Латыниной, Михаилу Гуцериеву мог отомстить его “заклятый друг”, президент Ингушетии Мурат Зязиков. “Несмотря на то, что господин Гуцериев сам не вмешивался ни во что происходящее в Ингушетии, очевидно, что поскольку там трудно понять, кто контролирует республику, каждую неделю происходят зачистки, каждый день – теракты, – кто-то за это должен отвечать. За это должны отвечать либо власти республики, либо враги”, – отмечает Латынина.
Такой же версии придерживается “Эхо Москвы”, которое сообщило со ссылкой на газету “Коммерсант”, что возбуждению уголовного дела предшествовал конфликт Михаила Гуцериева с одним из высокопоставленных кремлевских чиновников. Причем, это было связано не столько с нефтяным бизнесом, сколько с политическими инициативами Гуцериева. В частности, инициатива по созданию свободной экономической зоны в Чечне и поддержка ингушских политиков, оппозиционных президенту республики генералу ФСБ Мурату Зязикову. Источники “Коммерсанта” обращают внимание на то, что после того, как эти проекты были свернуты, Генеральная прокуратура и передала дело в следственный комитет.
Другого мнения придерживается экономический обозреватель Александр Бирман. В интервью Ren-TV Бирман заявил, что властям не понравилось сотрудничество Михаила Гуцериева с швейцарской фирмой “Гленкор”, которая вместе Олегом Дерипаской и Виктором Вексельбергом участвует в создании алюминиевого мегаконцерна. Предполагается, что швейцарцам будет принадлежать 12 процентов акций нового холдинга. “Вряд ли наличие у иностранцев столь значительного пакета акций устраивает российских акционеров холдинга и их кремлевских покровителей. Поэтому оказывая давление на Гуцириева и создавая тем самым серьезные проблемы для нефтяного бизнеса “Гленкор”, швейцарцев вынуждают умерить свои алюминиевые аппетиты”, – заключает Бирман.
Источники телеканала Ren-TV сообщили, что Гуцериеву предлагали продать бизнес за один миллиард долларов, “а тот пожадничал”. В то же время большинство экспертов, привлеченных телеканалов, уверены в том, что президент “Русснефти” не повторит судьбу Михаила Ходорковского. Подчеркивается, что Гуцериев чувствует себя уверенно несмотря на подписку о невыезде и даже сообщил сегодня о покупке двух месторождений на Маврикии. “То есть в ближайшие бизнес-планы миллиардера никак с Краснокаменском не связаны”, – заключает корреспондент Ren-TV Елена Клипова.
Вместе с тем политолог Дмитрий Орешкин в эфире Ren-TV высказал обеспокоенность двусмысленной позицией Кремля в деле Гуцериева: “Сейчас нельзя даже говорить о том, что власть каким-то образом преследует Гуцериева. Преследуют определенные люди во власти. И эта ситуация тем неприятнее, что мы можем говорить про приватизацию правоохранительного ресурса. То есть если некоторые люди в Кремле считают, что некоторая корпорация ведет неправильную политику, на нее натравливается прокуратура и разоряет эту бизнес-группировку”.
“Эхо Москвы” представляет вниманию радиослушателей версию газеты “Ведомости”, которая заключается в следующем: “Корень проблем Гуцериева в его размолвке с Кремлем и нежелании продать созданную им с нуля компанию”. “Компания “Русснефть” сегодня обладает достаточно существенными нефтяными активами, из которых самые сильные – это западносибирская, наверное, группа, и, конечно, активы, ранее принадлежавшие компании ЮКОС. Кроме того компания обладает достаточно неплохим перерабатывающим комплексом и обеспечивает сбыт через сеть АЗС, которые находятся у нее на условиях франчайзинга. Соответственно, компания имеет достаточно серьезные перспективы. Оценочная выручка по 2006 году составила около 110 миллиардов рублей, достаточно высокий показатель, и я думаю, что стоимость группы компаний “Русснефть” на сегодняшний день оценивается около 5, может быть, 5,5 миллиардов долларов”, – такие данные приводит директор компании “ВС оценка” Василий Элювеев.
Ведущий программы “Власть” на “Эхе Москвы” Евгений Кислелев версию о давлении властей на Гуцериева в целях продажи “Русснефти” за бесценок самой правдоподобной. “Совсем недавно редакторы русской версии журнала “Форбс”, составляя список ста самых богатых бизнесменов России, обратили внимание на то, что в этом списке существенным образом сократилось число деловых людей, которые работают в нефтяном секторе экономики, а господин Гуцериев был единственным человеком в этом списке, который полностью контролировал принадлежащую ему нефтяную компанию. Единственный нефтяной бизнесмен, у которого было более 50 процентов акций принадлежавшей ему компании. И возможно, в этом корень его проблем”, – полагает Киселев.
Журналист Михаил Бергер в программе “Особое мнение” на “Эхе Москвы”, однако, сомневается экономической версии дела Гуцерива. Бергер согласен с тем, что активы “Русснефти” очень подходят другой компании с почти таким же названием – “Роснефти”. Вместе с тем, по мнению аналитика, сегодня уже невозможно продать публичную компанию без международной независимой оценки. Михаил Бергер считает, что власти не устраивает политическая активность главы “Русснефти” в Ингушетии. “Это вступает в противоречия с постулатом, который неоднократно произносил наш президент, что бизнес должен заниматься бизнесом, а не политикой”, – констатирует Бергер.
Судя по тому, что уже к понедельнику комментарии в СМИ по делу Михаила Гуцериева свелись на нет, кремлевский месседж воспринят адекватно.