Право на роскошь: СМИ не дают в обиду правильных олигархов

0:00
0


Очнувшиеся от новогодних каникул россияне узнали о задержании на куршевельском курорте гендиректора “Норильского никеля” Михаила Прохорова в рамках расследования дела об организации международной сети проституции. Спустя несколько дней Прохорова отпустили, однако внятных объяснений о том, что это было, общественность не получила. Чем не замедлили воспользоваться аналитики, которые на протяжении всего месяца выдвигали различные версии скандального события.

“Кандидат в президенты страны начал с посадки олигарха, совладельца “Норильского никеля” Михаила Прохорова”, – заявил ведущий “Программы Максимум” на НТВ Глеб Пьяных, имея в виду главу Министерства внутренних дел Франции Николя Саркози. “Вот что бывает с человеком, который стремится к удовольствиям. Любопытно”, – это высказывание месье Саркози процитировали десятки российских и мировых СМИ. “Есть такое хорошее выражение – “попал под раздачу”. Прохоров со товарищи попал под раздачу”, – так оценивает ситуацию адвокат Михаил Барщевский.

Однако обозреватель Ren-TV Александр Бирман рассматривает случившееся как атаку на “Интеррос”: “Вокруг Владимира Потанина и его империи сгущаются тучи. Глава “Норникеля” Михаил Прохоров хотя и вернулся целым и невредимым из лионского плена, но в возбужденном французами деле о сутенерстве он по-прежнему фигурирует, как привлеченный свидетель. Тем временем, российская Генпрокуратура вновь вспомнила о махинациях с поставками “МиГов” в Индию, а ведь в этом скандале десятилетней давности был замешан не только бывший первый заместитель министра финансов, а ныне сенатор Андрей Вавилов, проводки по Индийскому контракту шли через потанинский “Онексим Банк”. Слишком уж много неприятных совпадений на фоне слухов о намерении “Алроса” купить “Норильский никель”.

Сам Потанин вроде бы еще год назад был готов продать компанию, но сделке противился Прохоров. Правда, после возвращения из Франции он уже не так трепетно относится к “Норникелю” и даже готов покинуть пост гендиректора. Однако не придется ли продавцам “Норникеля” теперь идти на большой дисконт? Возможно, поэтому Потанин и озаботился оказанием помощи российской армии. Отныне у олигарха и вице-премьера Сергея Иванова появляются другие общие интересы помимо баскетбола. И, наверное, министр обороны не даст своего общественного советника в обиду”.

Ведущий программы “Однако” Михаил Леонтьев также рассматривает случившееся как атаку на холдинг “Интеррос”. По его мнению, скандал вряд ли скажется на репутации Прохорова, хотя может повредить корпоративному имиджу “интерросовских” структур и России в целом. Вместе с тем Михаил Леонтьев не исключает, что “это могла быть просто персональная пакость или чей-то пиар-заказ”: “Я в какой-то газете прочитал, не помню, в какой, что они там кого-то из французов влиятельных подрезали на лыжне. И вполне возможно, что это просто личный конфликт. Тем более что господин Саркози, министр внутренних дел Франции, он паясничал по поводу этого дела”.

Параллельно российские СМИ занялись антикризисным пиаром топ-менеджеров “Интерроса”. Особенно в этом преуспел канал НТВ. “Михаил Прохоров – трудоголик с лицом аскета, – так охарактеризовал знаменитого российского плейбоя ведущий программы “Реальная политика” Глеб Павловский. – Он действительно много и успешно работает, и он, несомненно, не показной меценат, известный российской интеллигенции”. Павловский, однако, посетовал, что в интервью Прохорова “Комсомольской правде”, в котором олигарх рассказывает о случившемся, звучит “узнаваемая классовая стратегия оправдания”. “Российские люди после многих лет унижений заслужили право на красивую и веселую жизнь, – заявляет политолог. – Здесь даже патриотический мотив есть. Французы постоянно на словах восхищаются загадочной русской душой, великой русской культурой – Толстым, Достоевским, Пастернаком, дягилевскими балетами, русским Серебряным веком, русской классической музыкой, но при этом французы не хотят признавать современный стиль жизни россиян как возможную часть этой культуры и загадочной русской души. От Льва Толстого с Пастернаком – прямиком в Куршавель. Уже тут ощутима легкая мания величия и загадка души – это вот железобетонная уверенность в своей безальтернативной правоте, пронизывающая всю успешную русскую деловую среду 90-х”.

Тем не менее, с российскими олигархами происходит та же путаница, что и с российскими правыми и левыми, которые решительно не походят на свои западные аналоги: правые заигрывают с демократами, а левые отстаивают консервативным ценности. “Новые русские наезжают в Европу, где их с их повадками воспринимают, как люберов. В России их почему-то считают западниками, на Западе – азиатскими папуасами-мигрантами, а они просто люди, которые однажды убедили самих себя в правоте, в уникальности, разрешив самим себе и своим соседям по Куршавелю все что угодно”, – констатирует Глеб Павловский.

При этом политолог замечает, что президенту Путину забавы российских олигархов также не по вкусу. “Конечно, порты, аэропорты, дороги и прочая инфраструктура крайне важны для развития страны и для ее будущего, но мы не можем допустить, чтобы кто-то по хорошим дорогам будущего ездил на “Мерседесах”, а кто-то прозябал в бараках, которые разваливаются у нас на глазах”, – цитирует Владимира Путина НТВ.

Позицию президента разделяет корреспондент ТВЦ Дмитрий Графов. В программе “Постскриптум” приводится высказывание автора романа “Духлесс” Сергея Минаева: “В середине 90-х годов русских называли “эмиры с голубыми глазами, пришедшие с севера”. До этого основные растратчики и основные любители клоунады были арабские шейхи, потом на смену им пришли русские ребята в цепях. Потом они цепи сняли, но повадки у многих остались”.

“Здесь уже содержится частичный ответ на вопрос, какова природа неприязни Запада к русской элите”, – резюмирует Графов. Действия французской полиции журналист расценивает как предупреждение завсегдатаям модных курортов: “Эти нувориши там у себя в России упиваются своим богатством и безнаказанностью, а мы их быстро поставим на место, даже самых богатых”.

Депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов подчеркивает, что у французов другой менталитет: “Это другая этика. Это люди, воспитанные в духе кальвинизма, когда надо быть скромным, надо много работать, надо считать деньги. Мы же воспитаны в другой системе ценностей. Посмотрите нашу литературу всю: чем занимался купец, как он там гулял, как гуляли на последние. Это же сидит глубоко у нас”.

Ведущий программы “Постскриптум” Алексей Пушков заявляет, что не согласен с авторами псевдопатриотических комментариев в защиту права российских миллиардеров вести себя как угодно. “Так можно дойти и до призыва сделать предметом национальной гордости самую длинную в мире частную яхту Романа Абрамовича, – возмущается Пушков. – Да, задержание Прохорова было, конечно, акцией устрашения, но решение о задержании не было блажью французской полиции, оно было связано с подозрением в нарушении французских законов. Так французы напомнили, что Европа не Россия и со своим уставом туда лучше не ездить. А если ездить, то играть по тамошним, а не нашим разудалым правилам, и тогда все будет нормально. Когда сегодня мы говорим о том, что против имиджа России за рубежом ведется мощная пропагандистская кампания, мы слишком часто забываем, что мы сами во многом даем материалы для такой кампании”.

По другому расставляет акценты политолог Леонид Радзиховский, который ведет на “Маяке-24” программу “Здравый смысл”. Радзиховский считает, что значение этого события СМИ сильно преувеличили. “Ну, приехал товарищ 41 года с 26 или 28 девицами, ну, оттянулся, побезобразничал. Ну и что, в конце концов? Кому какое дело до того, как проводит время господин Прохоров со своими 7 млрд. долларов? Он же свободный человек в свободной стране”.

По мнению Леонида Радзиховского, нет смысла говорить о социальной несправедливости, мол, сотрудники “Норникеля” зарабатывают свою тысячу долларов в месяц, работая в адских условиях, а при этом глава компании спускает миллионы на предметы роскоши. “Никто насильно не заставляет работать, это же не советские заключенные, – резонно замечает Радзиховский. – Наверное, если у Потанина и у Прохорова по 7 млрд. долларов личного состояния, а рабочие получают по тысяче долларов в месяц, это, наверное, ужасно обидно и ужасно несправедливо. Но какова альтернатива? Когда они не получали тысячу долларов, когда они получали еще меньше? Что важнее для рабочего? Чтобы владелец не имел 7 млрд., но зато и рабочий не получал зарплату? Или чтобы владелец имел 7 млрд., вывозил 26 девушек, 126 девушек, да хоть 26 тысяч девушек в Куршевель, но все-таки платил рабочим?”

Леонид Радзиховский напоминает, что комбинат “Норильский никель” после распада СССР находился в руинах, рабочим зарплаты не платили, налоги не могли собрать. Когда владельцами “Норникеля” стали Потанин с Прохоровым, люди и зарплаты стали получать, и налогов стали платить гораздо больше, и комбинат стал развиваться.

Если верить интерактивному опросу, проведенному программой “Народ хочет знать” на ТВЦ, россияне позицию Радзиховского разделяют. На вопрос, должен ли богатый человек, тратя свои деньги, учитывать общественное мнение, 51 человек ответили отрицательно. За подотчетность олигархов высказались только 19 зрителей ток-шоу. Правда, ни один из социологов не станет серьезно относиться к мнению группы из 70 человек. А о том, какое неизгладимое впечатление на электорат производят сюжеты о золотых унитазах, политологам хорошо известно. Однако пока голубой ящик правильных олигархов обидеть не дает.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ