Красный день календаря или праздник Всеобщего пофигизма

0:00
0


У нас теперь есть не только Старый Новый год, но и ново-старые Ноябрьские. Вот уже два года с подачи “Единой России” мы празднуем ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА В ПАМЯТЬ ПОБЕДЫ РУССКОГО НАРОДА В БОРЬБЕ ПРОТИВ ПОЛЬСКО-ЛИТОВСКИХ ИНТЕРВЕНТОВ.

Праздник, извлеченный из нафталина времен, пока не очень овладел сознанием россиян. То есть, как показывают данные ВЦИОМа, приводимые в программе “Постскриптум”, только половина из нас знает в честь чего в этот день выпивает и закусывает. (Кстати, по информации фонда “Общественное мнение”, цифра празднующих без определенного повода и того больше – 73 процента.)

С названием праздника дело обстоит не проще. По данным “Левада-центра”, приводимым “ТВ-Центром”, лишь 20 процентов граждан знают правильное название новоноябрьского праздника. 5 процентов респондентов думают, что 4 ноября они справляют День Октябрьской революции(!), 3 процента полагают, что празднуют День освобождения от польско-литовских интервентов, а 27 процентов 4 ноября считают Днем согласия и применения.

“Причина такого тумана в головах граждан России связана не только с загогулинами ельцинской эпохи, – полагает ведущий программы “Постскриптум” Алесей Пушков. – Создается впечатление, что цель переноса праздника с 7 ноября на 4 состояла лишь в том, чтобы отнять у коммунистов 7 ноября, которое левые по традиции отмечали как День октябрьской революции. Но отнять-то отняли, а что дали взамен?” Г-н Пушков полагает, что решение о переносе праздника было чисто политтехнологическим, то есть, выполняло узкую политическую задачу – ослабить КПРФ.

Однако свято место пусто не бывает. Идеологическим вакуумом не замедлило воспользоваться Движение против нелегальной миграции, которое вышло на политическую арену во время погромов в Карелии. Чуть ли не в середине октября ДПНИ объявило о намерении провести “Русский марш”. Журналисты наживку проглотили и стали активно тиражировать на все лады труднопроизносимую аббревиатуру. Лидер движения Александр Белов выступал с заявлениями, что марш пройдет при любых обстоятельствах независимо от решения властей. За несколько дней до праздника стало понятно, что конфликтовать с властями ДПНИ не намерено, любезно уступив эту функцию НБП. Так называемый марш обернулся вполне приличным немноголюдным митингом.

Нужно отметить, что День народного единства отмечался довольно скромно. С утра Владимир Путин в окружении курсантов суворовского и нахимовского училищ, а так же представителей движений “Наши” и “Россия молодая” возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому. После чего в Кремле состоялся прием, на котором российский президент назвал 4 ноября “праздником всего гражданского общества”.

Ведущая программы “Парламентский час” Мария Бахтина попыталась вписать День народного единства в ноябрьский контекст: “Так уж сложилось в русской истории, что именно в начале ноября в разные эпохи вершилась судьба нашей страны и происходили судьбоносные события. В 1612-м году Народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от поляков, остановив смуту на Руси. Спустя триста с небольшим лет Октябрьская революция круто изменила историю страны, ввергнув ее в пучину войн и потрясений. Легендарный ноябрьский парад 1941-го года положил начало Великой победе. И все же именно 4 ноября стало государственным праздником в современной России – Днем Народного единства”.

В репортаже канала “Россия” акцент делается на том, что отношение к Минину и Пожарскому оставалось неизменным на протяжении веков, а потому именно этот праздник может объединить россиян разной политической ориентации. “Минину и Пожарскому, наверное, повезло в русской истории, как никому, – отмечает корреспондент телеканала Олег Воробьев. – При смене эпох поставленный им памятник не свергли с пьедестала, а всего лишь передвинули. Их бескорыстный подвиг был еще при жизни по достоинству оценен современниками. И хотя оба героя впоследствии не снискали больших чинов и высоких наград, они были особо почитаемы в народе”.

Подчеркивается, что опыт преодоления смуты – исторический феномен 1612-го года – дает немало информации к размышлению. “Остается только восхищаться небывалым для того времени гуманизмом и мудростью наших предков, которые сумели отбросить распри и личные амбиции, когда речь зашла о самом существовании России, – восклицает г-н Воробьев. – За исключением наказанных по всей строгости явных изменников и самозванцев, в новом правительстве Михаила Романова нашлось место всем, кто видел Россию единым и суверенным государством. Что называется, за общим столом оказалось немало вчерашних непримиримых противников и недавних оппозиционеров. Полезно и нам сегодня обратиться к опыту предков”.

В программе “Московская неделя” (ТВЦ) о роли нового праздника нам поведала доктор исторических наук Наталия Нарочницкая, известная как идеолог партии “Родина”. “Это праздник, посвященный необычайному для своего времени, уникальному единому порыву народа – от простого смертного до князя – восстановить историческую, освященную Богом государственность, которая к тому моменту перестала существовать”, – заявила г-жа Нарочницкая.

В то же время Григорий Явлинский, приглашенный в студию “Панорамы” на “Маяке” отметил, что праздник нельзя назначить, он должен быть каким-то образом сопряжен с чувствами народа. Потому 4 ноября фактически праздников не является. “Давайте лучше скажем, что это некая памятная дата, которую начальство объявило памятной датой. А чтобы ее лучше запомнили, в этот день устроили выходной”, – резюмирует лидер “Яблока”.

Вместе с тем он признает, что 4 ноября интересный день в истории нашей страны, потому что это День гражданского общества – “когда граждане России разочаровались в правителях своих, собрались и сами по себе пришли и их прогнали”. Далее Явлинский задает вопрос: с кем наш народ должен объединиться? К чему призывает праздник 4 ноября? По его мнению, единственный ответ на этот вопрос – с бюрократией, потому как “народ вроде и так народ”. Григорий Явлинский также предостерегает от заигрывания с историей: “Для властей нынешних, как и властей того времени, 1612 года, объединение гражданских организаций может быть очень опасным. Как оказалось, независимый от властей князь и независимый от властей гражданин объединились и прогнали тех, кого захотели прогнать”.

С Явлинским согласен политолог Леонид Радзиховский: “Что произошло 7 ноября, людям было хорошо понятно, – заявил он в эфире программы “События” (ТВЦ). – Они могли по-разному относиться к этому, но им было понятно, что в этот день произошло”. И далее г-н Радзиховский (с интонациями булгаковского Воланда) открывает нам “страшную тайну”: “Есть историки, которые говорят, что в этот день вообще ничего не произошло”.

Однако для ведущего программы “Время” Петра Толстого нет никаких белых пятен. “В истории государства именно с 4 ноября 1612 года началась история той России, в которой мы сейчас живем, – утверждает обозреватель Первого канала. – За несколько десятилетий страна из Московии превратилась в сверхдержаву, проросла бескрайней Сибирью и вышла к Тихому океану. Аналогия с нашим временем получается лестная, немного смущает только то, что спустя 400 лет народное единство – опять такой необходимый и востребованный ресурс. Но ничего не поделать, такова, видно, историческая специфика”.

Телеканал “РБК”, в свою очередь, прагматично констатирует: “День есть, единства не хватает”. В то время как граждане проявляют пассивность и скептицизм, различные группировки пытаются извлечь из новоявленного праздника максимум политических дивидендов. Символичным получился митинг на Болотной площади, на который собрались борцы с фашизмом, противники Русского марша. “Болотная площадь должна была стать местом не только борьбы с фашизмом, но и своеобразного национального единения. Однако получилось практически полное национальное разъединение, – отмечает корреспондент РБК Александр Евстигнеев. – Слишком разные политические и гражданские силы вышли бороться с фашизмом. С трибуны говорили об одном – “Свастика не пройдет!”, в рядах же обсуждали другое – от поиска виновных во всплеске российского фашизма до отрицания существующей власти”.

Зампред партии “Яблоко” Сергей Митрохин в эфире “Эха Москвы” удрученно отмечает, что День народного единства получился Днем войны всех против всех – “слава богу, пока еще холодной”. И абсолютно все эксперты отмечают, что праздновать россияне в принципе разучились, впав то ли в зимнюю спячку, то ли в летаргический сон.

Вот такое получилось единство – однородная масса, которая устала чего-либо хотеть.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ