Свобода слова на российском телевидении в недалеком прошлом была представлена раз в неделю на НТВ Савиком Шустером. В бумажных СМИ островков Свободы слова немного больше. Одним из них была “Новая газета”, для которой писала Анна Политковская, убитая в субботу в Москве. “За последние несколько лет журналистику очень успешно вытесняют из СМИ, и сегодня произошел вот такой вот публичный акт вытеснения”, – заявил секретарь союза журналистов России Игорь Яковенко в эфире телеканала ТВЦ.
Впрочем, даже не в меру либеральная по нынешним временам “Новая газета” стремилась ограничить Политковскую в проявлениях ее журналистского волеизъявления. Как признался главный редактор Дмитрий Муратов, он неоднократно советовал Политковской сменить тему: “Раз выбрали в Чечне Кадырова, так и пусть с ним живут. Но с другой стороны: что делать, если к ней шли люди, целая очередь горя была в ее кабинет? Вся эта история уже за пределами добра и зла”.
Муж убитой журналистки Александр Политковский подтвердил в эфире телеканала Рен-ТВ, что Анна никогда не могла отказать, если к ней обращались за помощью. А эти просьбы были бесконечны: “Следующий, потом следующий, а потом ты уже не можешь сказать “нет”. И дальше как загнанная лошадь бежишь, бежишь, бежишь и вот приходишь к такому концу”.
Владимир Познер, завершивший свою программу “Времена” сообщением о гибели Политковской, отметил, что за последние 15 лет Россия поднялась на “почетное” третье место по убийству журналистов – после Ирака и Алжира. “Не знаю, на каком месте Россия по расследованию и раскрытию убийства журналистов, полагаю, не на одном из первых, – замечает Познер. – Будет ли раскрыто убийство Политковской? Если судить по судьбе Листьева и Холодова, то вряд ли. Станут ли в России, наконец, понимать все, что журналист, если только человек соответствует этому званию, этой профессии, журналист служит обществу, нравится вам, что он пишет и говорит или не нравится? Не знаю, когда это произойдет. Знаю только то, что журналист Анна Политковская убита, и нельзя сказать, чтобы это всколыхнуло наше общество. Вот такие времена”.
Все эксперты единодушны в том, что причиной убийства была профессиональная деятельность Политковской. Как отмечает корреспондент ТВЦ Елена Калинина, слишком многим людям Анна Политковская могла испортить и испортила карьеру: “Ей не только угрожали, ее пытались отравить. Совсем недавно фактически напали на дочь Веру. Политковская шла до конца. Последний материал, который она должна была сдать вечером в субботу, был о похищениях людей в Чечне”.
По мнению главного редактора “Эха Москвы” Алексея Венедиктова, спецслужбам стоит поискать врагов Политковской среди тех, кто объявил ее врагом русского народа. Еще в апреле депутат Госдумы Николай Курьянович обнародовал список, в котором Анна Политковская фигурировала как агент западных спецслужб и находилась между двумя журналистами – Валерием Панюшкиным и Владимиром Познером. “Как они сейчас должны себя чувствовать?”, – задается вопросом Алексей Венедиктов в эфире 1 канала. По мнению журналиста, вычислить убийц Политковской не так уж сложно: “Все, кто знал Аню, знали, что она занимается только работой, никакой личной жизни. Она писала на две темы – о Северном Кавказе и Чечне в частности, и о коррупции. Если мы будем искать людей, как говорят в бизнесе, бенефициариев, надо взять статьи, разложить и посмотреть, кого она задевала этими статьями”.
Как сообщает “Эхо Москвы”, коллеги Анны Политковской из “Новой газеты” намерены провести собственное расследование. За информацию о заказчиках и исполнителях этого преступления назначено крупное денежное вознаграждение.
На девятый день после убийства Политковской Союз журналистов объявляет Всероссийский день траура. Директор Центра экстремальной журналистики Олег Панфилов призывает всех граждан вечером 15 октября погасить в квартирах свет и поставить на окно зажженную свечу. Водители могут прикрепить к антеннам траурные ленточки. Панфилов призывает россиян не оставаться равнодушными к этой трагедии: “Это первая попытка осмыслить, попытаться что-то сделать. Я понимаю, что российские журналисты не имеют такого опыта, как, например, французские или немецкие журналисты, придумывать акции, когда такое происходит. Но в этой ситуации, когда все очень сложно во взаимоотношениях журналистов и власти, мы попытаемся что-то придумать. Вот единственное, что я могу сказать сейчас, потому что всегда есть опасения относительно того, насколько общество поймет эти акции, насколько журналисты готовы поддержать эти акции”.
Обозреватель “Эха Москвы” Оксана Пашина, исследуя реакцию СМИ на убийство Политковской, отмечает, что фигурируют две основные версии – месть Рамзана Кадырова и провокация чеченского премьера. Согласно второй версии, журналистку убили те, кто хочет, чтобы подозрение пало именно на Кадырова. Обозреватель газеты “Время новостей” Иван Сухов, привлеченный в качестве эксперта каналом ТВЦ, подчеркнул, что сегодня очень подходящий момент для того, чтобы нанести удар по Кадырову: “Есть информация, что у него появились достаточно сильные недруги, и что имеет место некая компания против него”.
Военный обозреватель “Новой газеты” Вячеслав Измайлов сообщил “Эху”, что Анну Политковскую скорее всего убили бывшие ичкерийские полевые командиры, которые перешли на службу федералам: “Эти люди поняли, что Политковскую купить нельзя, что она всегда будет с ними бороться, всегда будет называть вещи своими именами. Она всегда, какие бы звания они не носили, будет говорить, кто они такие. Два года назад мы вынуждены были отправить нашу сотрудницу в Чечне за рубеж. Потому что к ней пришли домой (кадыровцы, – ред.) и сказали, если мы не убьем Политковскую, мы убьем тебя. И мы отправили эту сотрудницу за рубеж, а Аню уберечь было нельзя. Она никуда не хотела уезжать”.
Заместитель главного редактора “Новой газеты” Виталий Ярошевский склоняется к версии о дискредитации Рамзана Кадырова. “Там десять лет идет война. Кровников у Кадырова по кавказским обычаям очень много. Это опасные и влиятельные люди”, – заявил Ярошевский в программе РЕН-ТВ “24”.
Сам Рамзан Кадыров подчеркивает, что хотя материалы Политковской о Чеченской республике не всегда носили объективный характер, ему искренне и по-человечески жаль журналистку: “Это большая трагедия для ее родных, близких и коллег. Я приношу свои искренние соболезнования”.
Председатель федерального политсовета СПС Николай Белых, комментируя ситуацию для РЕН-ТВ, попросил воздержаться политиков от тенденциозных комментариев. По его мнению, версии убийства должны выдвигать правоохранительные органы, так как предположения политиков будут восприняты как политические спекуляции. “Я думаю, что Политковская могла навредить многим, и сейчас задача и политических руководителей страны как можно быстрее довести расследование до конца. Потому что в противном случае любого рода политические спекуляции на этой теме будут для России вредны. Главное, что может сейчас власть, – это принять ответственность за доведение этого расследования до конца в кратчайшие сроки”, – резюмирует Белых.
Обозреватель ТВЦ Анна Прохорова, однако, уверена в том, что убийцы Политковской не будут найдены: “Их никогда не находят. Как не нашли убийц Холодова, Листьева, Завадского, Хлебникова”. В то же время ведущий программы РЕН-ТВ “24” Михаил Куренной не согласен с критиками власти, которые упрекают российскую правоохранительную систему в том, что подавляющее подобных преступлений так и не были раскрыты. “С тем же успехом можно обвинить в профнепригодности, например, спецслужбы США, которые так и не раскрыли убийство президента Кеннеди, или правоохранительную систему Швеции, которая не нашла убийц премьер-министра Улофа Пальме, поэтому делать какие-либо однозначные выводы из нынешней трагедии явно преждевременно”, – заявляет Куренной.
Но безотносительно к результатам расследования свой главный месседж властям Анна Политковская уже оставила. И хотелось бы, чтобы он не потонул в бесконечных ни к чему не обязывающих предположениях о том, кому было выгодно убийство обозревателя “Новой газеты”. В репортаже НТВ подчеркивается, что в отличие от властей, исключивших всякие компромиссы с террористами, Анна Политковская призывала к гибкости. Когда Москва стала требовать от Лондона выдачи Ахмеда Закаева, которого обвиняла, в том числе, и в подготовке терактов, российская журналистка выехала в Лондон в знак поддержки Закаева. Когда случился теракт в Беслане, Политковская вылетела туда, но в самолете с ней произошло странное происшествие… Позже журналистка утверждала, что ее отравили чаем.
Смерть Политковской заставляет более внимательно прислушаться к ее словам и к словам ее оппонентов. Например, к заявлениям о том, что с террористами вести какие-либо переговоры бессмысленно. История доказывает, что с позиции силы возможно одержать только краткосрочные победы, которые впоследствии приведут к поражению.