В России есть русские, но нет россиян

0:00
0


Кондопога уже погрузилась в сон, подобно тысячам других провинциальных российских городов, а эксперты все продолжают гадать: что это было и кто виноват?

Однозначного ответа нет. Одни полагают, что в городе с труднопроизносимым названием, которое переводится как “Медвежий угол”, произошла обычная криминальная разборка. Другие – что стихийным кондопожским кризисом мастерски воспользовалась праворадикальная организация с опять же таки труднопроизносимым названием – “ДПНИ”, сделавшая “пиар на крови”. Третьи считают, что в карельском городке произошел самый настоящий межнациональный взрыв, от которого теперь не застрахован ни один из регионов России.

Однако сторонников этой последней версии явное меньшинство, но зато среди них сам Александр Белов, лидер ДПНИ, на которого сегодня пытаются повесить основную вину за события в Кондопоге.

Так зам. прокурора Карелии Петр Клемешов прямо заявил в эфире телеканала “ТВ-центр”, что массовые беспорядки были хорошо организованы, а их зачинщики хотели отработать этот сценарий для других регионов России. По его мнению, в Кондопоге применялись специальные технологии управления общественным мнением: тенденциозная подача информации, использование социального расслоения людей, выбор выходного дня для проведения митинга. Клемешов так же отметил, что настроениями толпы управляло националистическое “Движение против нелегальной иммиграции”. Вместе с тем он подчеркнул, что у прокуратуры нет оснований для задержания активистов ДПНИ.

Ren-TV, напротив, в карельских погромах обвиняет правоохранительные органы. “Преступное невмешательство”, – такой диагноз случившемуся ставит ведущий программы “24” Илья Доронов. В прокуратуре Карелии, впрочем, не исключают, что в отношении милиционеров Кондопоги, которые не предотвратили драку, а только наблюдали за ней, может быть возбуждено уголовное дело.

Адвокат Анатолий Кучерена в интервью радиостанции “Маяк” выразил недоумение в связи с тем, что органы местного самоуправления фактически устранились от конфликта. “Почему милиция, зная о криминогенной ситуации, ничего ровным счетом не сделала для того, чтобы упредить эти события?” – вопрошает Кучерена.

По информации “Маяка”, комитет Госдумы по безопасности готов поддержать инициативу парламента Карелии, направленную на изменение закона “О гражданстве” и ужесточение миграционного законодательства. Если это произойдет, цели “Движения против нелегальной иммиграции” будут достигнуты.

В репортаже Ren-TV, посвященном ситуации в Кондопоге, Александр Белов обвинил федеральные власти в проведении неправильной иммиграционной политики. “Люди приезжают из Чечни – они жили там при войне, у них психика нарушена! Они привыкли на слово “дурак” сразу резать ножом и так далее. Это невозможно, чтобы эти люди просто так приезжали, без специальной правительственной программы, чтобы этими людьми не занимались, чтобы это все просто так рассосалось!” – заявляет Белов.

Лидер ДПНИ подчеркивает, что проживающие в Карелии выходцы из Северного Кавказа не ассимилировались и вели достаточно замкнутый образ жизни, используя свои семейные связи для того, чтобы коррумпировать органы власти, выиграть тендеры, получить выгодные места. “Это у них получилось, и всех остальных они воспринимали в определенном смысле надменно, и это чувствовалось”, – отмечает Александр Белов.

Лидер ДПНИ считает, что власти пытаются свалить на Движение вину за собственную несостоятельность. В интервью “Эху Москвы” Белов утверждает, что приехал в Кондопогу один и познакомился с жителями Карелии после народного схода. После того, как пошло давление в Москву властям стало выгодно все свалить на ДПНИ.

Впрочем, журналист Леонид Радзиховский, выступая в программе “Эха” “Особое мнение”, обвинил движение Белова в лукавстве: ДПНИ призывает к борьбе с нелегальной миграцией, а следствием межнациональной розни становится притеснение россиян “кавказской национальности”. “Под нелегальную иммиграцию подпадают люди, которые являются подданными иностранных государств. Ну, например, Азербайджана, Армении, Грузии, Афганистана, Вьетнама и т.д., – отмечает Радзиховский. – Но главные-то проблемы в России происходят – и все это знают – с наизаконнейшими подданными Российской Федерации, выходцами с Северного Кавказа, которым никакую нелегальную миграцию не пришьёшь. Вот действительно “Бьют не по паспорту, а по морде” – это правда. А паспорта у них такие же точно российские, как и у тех, кто их бьёт”.

Леонид Радзиховский считает главной проблемой то, что власти бояться себе признаться в главной проблеме что никакого единого российского народа не существует. “Что может сделать в этой ситуации власть? – вопрошает Радзиховский. – Обрушить карающий меч революции на русских людей в этом городе? Невозможно. Это значит обозлить всех русских. Обрушить карающий меч революции на чеченцев? Невозможно – обозлить весь Северный Кавказ. Обрушить и на тех, и на других в равных долях? Теоретически можно и теоретически правильно и практически вроде бы это и делается – арестовываются зачинщики с той и с другой стороны безотносительно к национальности. И власть всячески старается показать, что она власть не русская и не кавказская, и не чеченская, а равноудалённая – российская”.

Тем не менее, проблема мирного сосуществования разных народов на отдельно взятых российских территориях действительно остается. Леонид Радзиховский замечает, что мигранты из других регионов приезжают не с краеведческими целями, а для того, чтобы занять места аборигенов. Кроме того, приезжие всегда активнее тех, кто сидит на месте – просто потому, что у них хватило сил приехать, потому что у них пятки жжёт. “Главное, чтобы критическая масса взрыва в целом в масштабах страны не накапливалась. А это – отчасти, по крайней мере, – в руках государства”, – резюмирует Радзиховский.

Эту позицию разделяет член комитета Государственной думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Константин Затулин. “Мне кажется, что с национальной политикой у нас есть проблемы, и серьезные проблемы, – заявил Затулин в ток-шоу Киры Прошутинской “Народ хочет знать”. – Но это не недостаток одной лишь сегодняшней власти, это вообще проблема, связанная с самоидентификацией России, с ответом на вопрос – Россия для всех, кто в ней живет, или только для русских. Это вопрос, на который одна власть без общества ответить не может. Власть пытается ответить, что Россия для всех, кто в ней живет. Но одновременно власть вынуждена бороться сегодня с сепаратизмом в Чечне. И в силу этого возникают самые разные последствия, в том числе и приезд чеченцев в Кондопогу”.

Ведущий программы “Максимум” на НТВ Глеб Пьяных заявляет, что кавказская война уже идет, правда, на северо-западе России: “Сначала драка в баре – двое убиты, четверо ранены. Потом погромы против кавказцев. Чеченская община в Петрозаводске приняла 54 беженца. Премьер Чечни Рамзан Кадыров возмущен и пригрозил помочь навести порядок в Карелии”.

Несмотря ни на что прокуратура Карелии вообще отвергает версию межнациональной розни как причину недавних беспорядков в Кондопоге. Следствие считает, что события носят, выражаясь юридически-бюрократическим языком, “общеуголовный характер”. Такое заявление прозвучало в эфире телеканала “Россия”.

Отрицая межэтнический характер конфликта, эксперты все же заявляют, что представителям национальных диаспор во избежание погромов надо проявлять больше уважения к коренному населению. “Группа людей, которая из года в год вела себя цинично и дерзко на глазах у всех, в том числе власти и милиции. И это потихоньку переполняло чашу терпения”, – цитирует Первый канала заявление президента Карелии Сергея Катанандова. Корреспондент телеканала Екатерина Кибальчич подчеркивает, что до кондопожских событий такое обращение было бы концом карьеры, однако теперь и в Карелии, и в других российских регионах хотят это слышать.

Солидарен с Катанандовым и член комиссии Общественной палаты по свободе совести Мавлит Бажаев. “Мы все воспитаны на одной и той же ценностной базе и, в принципе, мы являемся носителями одной и той же культуры, – говорит Бажаев в интервью Первому каналу. – Естественно, есть какие-то специфические отличия, которые свойственны тем или иным этносам. Вместе с тем это говорит о том, что большинство, как всегда, пассивно, и большинству меньшинство навязывает свою волю, свои новые стандарты, а мы почему-то идем у них на поводу. Этому надо жестко противостоять, и для этого нужна очень высокая степень мобилизации – как общества, так и каждого из нас”.

Обозреватель “ТВ-центра” Алексей Пушков пошел еще дальше. Ведущий программы “Постскриптум” вначале обвинил либеральные СМИ в симпатиях к чеченцам – оппозиции важно заклеймить ксенофобию, но при этом не осудить убийц. “А ведь в Кондопоге были убиты и зверски избиты не приезжие, а местные жители! – восклицает Пушков. – И после первой драки разбираться к злосчастному кафе “Чайка” прибыли тоже не местные жители, а десять выходцев с Северного Кавказа, причем вооружены они были ножами, битами, стальными прутьями”.

По мнению Пушкова, в различных российских регионах события развиваются по одному и тому же сценарию: “Некая группа людей приезжает на новое место жительства и не иначе, как при попустительстве или даже покровительстве местных властей, начинает почему-то считать, что она имеет полное право вести себя как заблагорассудится. Ничего удивительного, что рано или поздно местным жителям, независимо от их национальности, все это начинает сильно надоедать. К ксенофобии все это не имеет никакого отношения, просто люди устали от бездействия власти, которая слишком долго не желала замечать нарастающий конфликт”.

Ведущий программы “Постскриптум” подчеркивает, что погромы будут происходить до тех пор, пока власть не объяснит приезжим, что “в чужой монастырь со своим уставом не ходят”.

Большинство участников ток-шоу Киры Прошутинской конфликты в Кондопоге назвали проявлением инстинкта самосохранения. “Наступил очень трудный период притирания друг к другу в новых условиях, – подводит итоги Кира Прошутинская. – К сожалению, есть опасность, что такие настроения действительно могут стать настоящим русским национализмом, ксенофобией, шовинизмом, что ничуть не лучше кавказского или национализма в других странах. И громко говорить об этом нужно сейчас. И не нужно говорить о криминальных разборках. Если мы сейчас не услышим, что происходит в наших головах, в наших душах, в наших небольших поселках, ничего не произойдет. Если мы, россияне всех национальностей, вместе с властью не выработаем жесткие правила общежития, не будем при этом жестко им следовать, независимо от цвета кожи, от формы носа и даже от количества денег в нашем кошельке, то потеряем Россию. Потому что для меня, честно говоря, все-таки нация – это не плоть, не кровь, а это язык и дух”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ