Накануне нового сезона телеканалы активно проводят ребрендинг. Ren-TV отказывается от голубого эллипса в пользу оранжевого круга с “откусанным” правым верхним углом. ТВЦ начинает новую жизнь с радостной красно-белой новогодней палитрой, приучая телезрителей называть телеканал полным именем – ТВ центр. При этом оба канала ставят общие цели – привлечь молодую активную аудиторию. Опыт создания успешных каналов для продвинутой молодежи импортируется у СТС и ТНТ – телевидение должно не столько информировать, сколько развлекать. Как гласит кондовая истина, будь проще, и люди к тебе потянутся: на аналитике рейтингов не сделать и рекламодателей не привлечь. Таким образом, небольшие островки аналитики, уцелевшие после тотальной идеологической зачистки электронных СМИ, обещают уйти в информационное небытие. ТВ центр, правда, обещает стать лидером информационно-аналитического вещания и сократить количество чиновничьих голов. В этом нас убеждают рекламные щиты вдоль дорог, с которых улыбаются Алексей Пушков и Анна Прохорова. И это вдохновляет: на фоне стерильных репортажей радуют и одиозные комментарии!
В то же время, будущее Ren-TV представляется туманным. На такие мысли наводит, например, решение Хамовнического суда, который признал не соответствующими действительности заявления адвокатов Ходорковского и Лебедева, прозвучавшие в программе “Неделя”, о том, что их подзащитные объявили голодовку в знак протеста против условий содержания. Как сообщает “Эхо Москвы”, суд обязал телекомпанию опровергнуть заявления адвокатов. Марианна Максимовская в интервью радиостанции называет подобное решение суда “более, чем странным”. “Мы говорили об условиях содержания Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в следственном изоляторе. Мы говорили вообще в принципе об условиях содержания в наших местах заключения и приводили конкретные примеры”, – заявила телеведущая. Тем не менее, решение суда в контексте развития российских электронных СМИ представляется симптоматичным.
Что касается телеканала НТВ, то он не собирается расставаться с фирменной зеленой горошиной. Однако это тот самый случай, когда неизменность формы отнюдь не свидетельствует о сохранении содержания. На прошлой неделе прогрессивная общественность была потрясена сообщением об уходе с телеканала известных журналистов. “Руководство канала избавляется от профессионалов, которые своим авторитетом и популярностью могут повлиять на информационную политику НТВ”, – такие выводы, в частности, делает обозреватель информационного портала Lenta.ru Алексей Демьянов. С телеканала ушли трое из четырех ведущих программы “Сегодня” В августе 2006 года с НТВ уволилась Асет Вацуева. Ранее с эфира сняли другую ведущую – Юлию Панкратову, которая перешла на Первый канал. Программу покинул также Антон Хреков. Кроме того, с НТВ ушел один из пионеров канала – ведущий программы “Растительная жизнь” Павел Лобков. Собкор НТВ в США Василий Арканов также покидает телеканал.
В то же время “Газпромбанк” предоставил НТВ кредит в $10 млн. для покупки новых сериалов. Как говорится, комментарии излишни.
“Эхо Москвы” отмечает, что “Союз правых сил” последовал примеру средств массовой информации, которые перед новым сезоном “сменили лицо”. Лидер СПС Никита Белых в интервью сетевому изданию “Газета Ru” заявил о намерении партии провести ребрендинг. Никита Белых пояснил, что многие ассоциируют СПС с действующей властью, а потому главная задача партийных лидеров избавиться от этого нежелательного имиджа.
Корреспондент “Эха Москвы” Инесса Зимлер полагает, что российские демократы так и не вышли из шокового состояния после провала на выборах 2003 года: “Одноногая партия власти и маленькие, но гордые парламентские фракции больше не принимает их всерьез. Вот в такой исторической обстановке в течение нескольких месяцев разрабатывалась новая программа СПС”.
Никита Белых так формулирует главную задачу СПС – к 2017 году создать “нормальную демократическую Россию”. Способ решения этой задачи однозначен: для того, чтобы в 2017 году Россия стала страной, в которой захотят жить большинство соотечественников, надо голосовать за СПС.
Политолог Сергей Марков считает, что если не провести радикальной реформы, то СПС исчезнет из политической арены. “Невозможно этого больного СПС держать в коме на капельнице, как это происходит последние полтора-два года, – заявил политолог в эфире “Эха Москвы”. – Руководство СПС выступило с идеей ребрендинга либеральной партии, которая означает, что должны быть созданы некие новые коалиции, новая программа и новые лидеры. Это проект, сделанный по стандартам бизнеса, а потому ему может удастся достигнуть успеха. Во всяком случае, очевидно, что России нужна либеральная фракция в парламенте, но удастся ли ребрендинг нынешним лидерам, этот вопрос остается открытым”.
Однако бывший член политсовета “Союза правых сил” Иван Стариков в интервью “Радио Сити-FM” признался, что скептично относится к самой идее ребрендинга: “Такой термин не одушевленный! Приходят на память слова Володи Вишневского о том, что электорат – это одноразовый народ. Поэтому мне бы хотелось подобрать более удачное слово, например, обновление партии”.
По мнению И. Старикова, главная проблема СПС – потеря четких идеологических принципов: “СПС никак не может определиться, она оппозиция нынешней власти или ручной политический фантом. Нельзя все время то пару раз лизнуть, потом один раз куснуть власть. Я вспоминаю, как некоторые из членов федерального политсовета вполне серьезно говорили, что две трети сторонников партии поддерживают “Единую Россию”. Нужно отказаться от застывших идеологических стереотипов начала 90-х годов, которые были актуальны после крушения коммунистической системы, и перейти к прикладному либерализму и демократии”.
Обозреватель “Эха Москвы” Инесса Землер добавляет, что, в принципе, правым везет на смену названия. В 1995-ом “Демвыбор” Гайдара проиграл, а через четыре года, объединившись с другими демдвижениями и назвавшись “Союзом правых сил”, выиграл. Нынешние правые рассудили, что пора снова менять и объединяться, для чего написали новую программу – “Горизонт-2017”.
Андрей Добров, ведущий программы “Русский взгляд”, которая выходит на “3 Канале”, расценивает ребрендинг СПС как активизацию в России политической жизни. Вместе с тем, стремление лидеров СПС соответствовать реалиям времени А. Добров откровенно высмеивает: “Если они еще сменят и идеологию “свободы для богатых”, то вполне может получиться совсем другая партия, правда, непонятно, какая”.
Никита Белых в интервью “Эху Москвы”, заочно полемизируя с Иваном Стариковым, подчеркнул, что сегодня для СПС необходимо продемонстрировать избирателям отличия “Союза правых сил” от “Единой России”. “В проекте программы мы четко обозначаем, что наш политический оппонент – это партия власти, “Единая Россия”. То есть не абстрактный Кремль и не абстрактный президент, который к моменту выборов в 2007-м, я надеюсь, будет досиживать последние три-четыре месяца”.
Как отмечает Никита Белых, в 2003 году СПС проиграл из-за отсутствия четкой позиции, так как не сумел внятно рассказать избирателям, чем партия отличается от “Единой России”, которая тоже излагала достаточно либеральные идеи и казалась в определенной степени демократической.
При этом вопросы рестайлинга и изменения партийной символики руководство СПС во главу угла не ставит, сосредоточившись на формировании нового политического продукта, который будет представлен избирателю на выборах в 2007 году.
“Я подчеркиваю, речь не идет о том, что мы хотим что-то там, кого-то обмануть, – заявил Никита Белых. – Мы же находимся сейчас в ситуации постоянного обмана. Если бы у нас была возможность детально, последовательно объяснять нашим избирателям всю нашу программу и нашу позицию, поверьте, проблем бы не было. То есть, если вы сейчас выйдете на улицу и спросите, чьи интересы представляет СПС, вам каждый второй скажет: СПС – партия олигархов. В разговоре один на один вы можете объяснить, что такое олигархия и где у нас сейчас находятся настоящие олигархи. В аудиториях какого-то среднего зала вы сможете это объяснить. Но вы не сможете это сделать в масштабах страны”.