Правительство США на два года наложило запрет на сотрудничество американских фирм с российскими компаниями “Сухой” и “Рособоронэкспорт”, которые якобы поставляли в Иран оборудование и технологии для разработки оружия массового уничтожения. СМИ отмечают, что демонстративный жест американского Госдепа вызван явным недовольством Вашингтона российской политикой, которая становится все более конфронтационной по отношению к США. Тем самым Белый дом перешел от критики Москвы к ее наказанию – санкции фактически означают конец эпохи декларируемого до последнего времени стратегического партнерства между Россией и США.
Большинство экспертов считает “иранскую” версию надуманной. Опровергают обвинения в поставках продукции в Тегеран и в компаниях “Сухой” и “Рособоронэкспорт”. Как отметил руководитель аппарата генерального директора “Рособоронэкспорта” Дмитрий Шугаев в интервью НТВ, сотрудничество с Ираном было прекращено 6-7 лет тому назад. – “По всей видимости, американцы нас рассматривают как серьезнейшего конкурента на рынке вооружения и военной техники в тех странах, которые раньше являлись абсолютной вотчиной американцев. Прежде всего, это Латинская Америка” – заявил г-н Шугаев.
Заместитель генерального директора по связям с общественностью авиационного холдинга компании “Сухой” Вадим Разумовский, комментируя ситуацию для канала “Россия”, подчеркивает, что предприятие не поставляет никакой продукции Ирану последние 8-10 лет. – “Решение американского правительства вызывает только недоумение и сожаление”, – признается г-н Разумовский.
Руководитель “Рособоронэкспорта” Сергей Чемезов расценивает введение санкций в отношении предприятий российского ВПК как пример недобросовестной конкуренции. – “Мы добились в этом полугодии значительных результатов, и наш пакет заказов вырос до 21-го миллиарда, – заявил он телеканалу Ren-TV. – Естественно им это не понравилось”.
МИД России считает обвинения Госдепа США неприемлемыми. В ведомстве заявляют, что ни одно из предприятий не нарушало международного законодательства, включая обязательства страны в сфере нераспространения ядерного оружия. Однако ведущий телеканала “Россия” Андрей Кондрашов считает, что российским компаниям карательные меры особого ущерба не нанесут. – “‘Рособоронэкспорт’ вообще не имеет военно-технического сотрудничества с США. Зато у России есть другие более емкие перспективные рынки сбыта своей техники. Видимо это и беспокоит Вашингтон, который отказывается от любых компромиссов”.
Телеканал “Россия” подчеркивает, что это не первый случай экономического давления США на Россию. В сентябре 2003 года Вашингтон ввел санкции против Тульского конструкторского бюро приборостроения, еще через полгода – в отношении Омского машиностроительного завода имени Баранова, а в сентябре 2004-го – российской компании “Хазра-трейдинг”. Много разговоров было и вокруг строительства АЭС в Бушере. “Свои обвинения американская сторона строит на сведениях, которые она получает от своих спецслужб, а положение законодательства США вступает в силу автоматически. Это вредит не только тем, против кого направлены санкции, – полагает ведущий программы “Вести” Михаил Антонов. – Наказывая, например, “Сухого”, Госдеп наказывает заодно и американскую компанию “Боинг”, партнера по разработке среднемагистрального лайнера “Суперджет”.
Первый канал озвучил версию Минобороны. В ведомстве Сергея Иванова санкции США расценивают как месть за недавно подписанный контракт о поставках вооружения в Венесуэлу. “Южно-американский рынок США всегда считали своим карманным рынком, и прорыв туда российских военных технологий многими в Америке был воспринят как покушение на главенство США в этом регионе. Ведь примеру Венесуэлы могут последовать и другие”, – заявляет корреспондент Первого канала Роман Мельник.
Уже известно, что США могут исключить Россию, Индию, Бразилию, Аргентину, Казахстан и ряд развивающихся стран из числа участников генеральной системы преференций, которая разрешает беспошлинный ввоз в США товаров при условии, что объем их экспорта в 2005 году не превысил $120 миллионов, а компании стран-экспортеров контролируют не более половины американского рынка данного товара. Однако по оценке Минэкономразвития, если Россию исключат из программы, потери в 2007 году будут слабо ощутимы.
Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс в интервью “Эху Москвы” признался, что после заключения Россией договора о поставках оружия в Венесуэлу, у него возникло ощущение, что “наша страна катится чуть ли не к “холодной войне””. “Наши отношения с Соединенными Штатами так ухудшились после саммита, что дальше просто некуда. Нужна какая-то антикризисная группа умных людей с двух сторон, чтобы попробовать какие-то из наших разногласий попытаться снять”. По мнению г-на Юргенса, экономические решения носят прежде всего демонстративный характер и опасны тем, что провоцируют цепную реакцию: “Администрация нашего президента не будет реагировать публично, но какого-то рода экономические ответные шаги будут предприняты. Американские компании почувствуют на себе”.
Как отмечает Первый канал, даже некоторые американские аналитики называют решение своего Государственного департамента о введении санкций в отношении российских предприятий провокацией. “Эта мера законная, но едва ли разумная, – заявляет юрист Джудит Ли. – Введение санкций только портит отношения с партнерами. Если какая-нибудь страна поступила бы подобным образом в отношении американских компаний, вряд этим здесь были бы довольны”.
Глава Института проблем глобализации экономист Михаил Делягин считает, что Россия должна достойно принять удар и не драматизировать ситуацию. “Соединенные Штаты – важный торговый партнер для многих российских предприятий, но для России торговые связи с США не значительны. Если мы уступим, завтра от нас потребуют, чтобы мы сами выкопали себе могилу, сами в нее легли и засыпали над собой землю”, – заявил Делягин в эфире “Эха Москвы”. Нужно дать понять Америке, считает эксперт, что лимит на уступки во внешнеэкономических отношениях Россия уже исчерпала.
Политолог Вячеслав Никонов полагает, что решение Госдепа США обусловлено также внутриполитическими проблемами. “Америка находится в избирательной кампании, где администрацию Буша со всех сторон критикуют, в том числе за политику в отношении России и на Ближнем Востоке. Нужно давать определенный ответ, искать виновных. И в числе виновных оказываются российские компании. Кроме того, это определенный ответ Буша тем критикам, которые говорят, что он недостаточно жестко проводит политику в отношении Российской Федерации”, – заявил политолог в интервью программе “Время”.
Как известно, в Совете Безопасности ООН продолжаются споры вокруг принятия резолюции ООН по ситуации в Ливане. Как сообщает корреспондент “Эха Москвы” Андрей Родионов, против проекта документа, разработанного Францией и США, выступили Россия и Китай. Стороны не могут прийти к компромиссу в решении вопроса о выводе израильских войск из Ливана. Франция и США призывают к полному прекращению насилия, но не требует от Израиля вывести войска из Южного Ливана. Россия и Китай поддерживают требования Ливана сделать документ более конкретным.
В то же время генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров, привлеченный в качестве эксперта агентством “Накануне”, заявил о прямой заинтересованности Соединенных Штатов в дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке: “Стратеги в Вашингтоне думают, что с расширением масштабов операции, учитывая ливано-сирийские и иранские отношения, обязательно рано или поздно и 19-миллионная Сирия, и 70-миллионный Иран вовлекутся в этот процесс. Даже если они будут пассивными в этом конфликте, будет сделано все, чтобы найти повод для провокаций. И эти провокации, естественно, будут изощренными, на первый взгляд не имеющими никакого отношения к военной операции. По сути, это будет все же прямая провокация с целью получения необходимой реакции со стороны Сирии или Ирана. Поскольку между ними есть договор о взаимопомощи, то вовлечение даже одного из этих государств в конфликт означает и вовлечение другого. Как раз этого и хотят американцы”.
Раджаб Сафаров полагает, что резолюции, которые будут приниматься Совбезом ООН и все предложения мирного урегулирования не будут реализованы, так как не решена главная задача – вступление Ирана в этот конфликт. “На протяжении очень многих лет Америка не может остановить Иран в его развитии ядерной программы. США боятся самостоятельности этой страны, ключевой страны исламского мира, поскольку наряду с потенциальным обладанием ядерными технологиями, Иран ведет очень агрессивную и самостоятельную экономическую политику и хочет, в том числе, создать и свою нефтяную биржу. Американцы боятся этого проекта гораздо больше, чем ядерной программы”.
СМИ Соединенных Штатов, пишущие о ситуации на Ближнем Востоке, периодически впадают в апокалиптический тон. В Wall Street Journal опубликована статья политолога-востоковеда Бернарда Льюиса, который полагает, что Иран как главный союзник ливанской группировки “Хезболлах” может нанести удар по Израилю уже 22 августа этого года. “Во время холодной войны две стороны (США и СССР с сателлитами) обладали оружием массового поражения, но ни та, ни другая не использовала его из-за опасения так называемого взаимно-гарантированного уничтожения. По сходным причинам не произошло обмена ядерными ударами и между Индией и Пакистаном, – пересказывает статью из американского издания Gazeta.ru. – В наши дни новая конфронтация такого рода вот-вот возникнет между Ираном и его главными врагами, которых назвал еще аятолла Хомейни, – США и Израилем. Ядерный удар по США могут нанести террористы – этот метод более предпочтителен, поскольку американцам будет некому ответить”.