Без курса: Правительство переводит стрелки на 2008 год

0:00
0


Михаил Фрадков пообещал уволить некоторых министров экономического блока из-за неспособности остановить инфляцию. Между тем, главным органом, который отвечает за инфляцию, является Центральный Банк. Однако бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко не сомневается в том, что заявление премьера имеет политические цели. “Заявление Михаила Ефимовича означает, что уже началась борьба за перетряхивание правительства, – отметил Алексашенко в эфире “Эха Москвы”. – Наверное, многие еще ожидают, что в течение ближайших полутора лет произойдут изменение в правительстве. Что туда должны приходить люди – один из них, видимо, должен быть кандидатом на пост президента, кто-то должен готовиться к тому, чтобы стать премьер-министром, обкатываться. И естественно, как любому бюрократу, всем хочется остаться подольше в своих креслах. Я думаю, что это и есть борьба за близость к уху, за близость к телу. Борьба за то, кто правильнее воспринимает сигналы, подаваемые из Кремля. Крайнего надо находить. Иначе крайним самым премьер-министр окажется”.

Экс-министр финансов Александр Лившиц, комментируя ситуацию для 1 канала, подчеркнул, что правительство уже шесть лет безуспешно пытается остановить рост цен. “Одними кадровыми перестановками эта проблема не решается. Придут люди ровно такие же, такого же уровня. Я очень высоко ценю тех, кто сейчас там работает, между прочим”, – заявил Лившиц.

Левый фланг предложение Фрадкова подхватил с энтузиазмом. Геннадий Зюганов, выступая в программе “Эхо”, подчеркнул, что профнепригодность правительства очевидна уже давно: “Они ввели автогражданку? обобрали людей! А что они творили с монетизацией? Этим законом они и стали раскручивать дополнительную инфляцию. Назовите мне хоть одно солидное, наукоемкое, крупное, современное предприятие, которое ввело это правительство за последние пару лет. Вы не назовете ни одно”. Однако и Зюганов вслед за Лившицем вынужден признать, что кадровые перестановки вряд ли будут иметь положительный эффект: “Можно грозить, можно упрекать, но, как говорится, как друзья вы не садитесь, вы в музыканты не годитесь”.

Сопредседатель партии “Родина” Сергей Глазьев настроен более жестко. Выступая на “Эхе Москвы”, политик подчеркнул, что провинившиеся члены кабинета министров должны освободить места “для более компетентных и знающих людей, которые не побоятся монополистов, организованной преступности и заставят рынок работать так, как он должен работать в интересах потребителей”.

Упрекает правительство в непрофессионализме и депутат Госдумы от КПРФ Виктор Илюхин, мнение которого также озвучило “Эхо”: “Я могу смело утверждать, что ни один из министров не знает, что такое экономика, ни один из министров не знает, что такое промышленность. Фрадков прав, что все эти министры не вытятнут экономику. Ведь если сегодня мы заявляем, что в России быстрыми темпами растет инфляция, и по сути дела инфляция грозит срывом исполнения бюджета 2006 года, то только еще по одной причине: за той денежной массой, какая сегодня гуляет по России, нет абсолютно продукта. Мы стали государством добывающим, продающим, покупающим и снова продающим”.

Однако обозреватель Егор Холмогоров, которого сложно заподозрить в симпатиях к министрам-либералам, также признает шокирующе высокие цифры инфляции вполне ожидаемыми. “Не думаю, что Кудрин и Греф могли персонально скорректировать их в ту или иную сторону, – заметил аналитик в репортаже для “Маяка-24″. – Во-первых, дает о себе знать обратная сторона роста мировых цен на нефть. Подорожание бензина вызывает инфляцию по всей потребительской цепочке. А корректировать внутрироссийские цены на нефть в сторону их снижения с помощью целенаправленной политики государство не смогло или не захотело. Вторая причина более фундаментальная – это избыток денег, избыток нереализованных денег в экономике”.

Зампред комитета по экономической политике Владимир Мединский настроен более лояльно. Он заявил радиостанции “Эха Москвы”, что “инфляция – следствие сложных экономических процессов и винить во всем правительство не стоит”. Вместе с тем, Мединский считает, что премьер был абсолютно прав, когда “погрозил пальцем”: “Как управленец, он должен так делать время от времени, чтобы заставить людей лучше работать”.

Зампред ЛДПР Алексей Островский, напротив, недоволен тем, что премьер ограничивается угрозами и не переходит к конкретным действиям, так как это “пустое сотрясание воздуха, которое показывает людям, что даже правительство у нас не едино, и состоит из разных противоборствующих группировок”.

Обозреватель Ren-TV Михаил Куренной, в свою очередь, напоминает, что отставки в правительстве происходят исключительно по политическим мотивам: иначе не было бы основания увольнять Касьянова, при котором инфляция ежегодно снижалась на два процента. Если бы принимались во внимание экономические факторы, Фрадкова нужно было снимать уже в конце первого года премьерства, однако этого не случилось: “Касьянову, очевидно, не было места в Белом доме по политическим соображениям, а вот его преемник с этой точки зрения безупречен. Стало почти уже догмой, что в России ближайший к выборам премьер становится президентом, и единственное объяснение возможной отставки Фрадкова – неумолимое приближение 2008 года”.

Михаил Куренной отмечает, что Владимир Путин высказал Михаилу Фрадкову свое недовольство быстрорастущей инфляцией. “Чем пригрозил глава государства премьеру, остается догадываться. Понятно одно: как опытный аппаратчик Фрадков перевел стрелки на подчиненных. Получилось эффектно”, – резюмирует ведущий программы “24”.

Игрой на опережение демарш премьера назвала и ведущая программы “Неделя” Марианна Максимовская: “Если не он оппонентов, тогда, получается, оппоненты его. Кстати, оппоненты Фрадкову ответили мгновенно, хоть и не на заседании правительства, а через государственные информационные агентства и анонимно, напомнив, что они-то как раз предостерегали премьера от принятия решений, которые в итоге негативно сказались на уровне инфляции”. Максимовская, вместе с тем, считает, что в публичном выяснении отношений есть и польза для общества: “Получается, что хоть в каком-то из госорганов еще теплится жизнь, идут хоть какие-то дискуссии”. Однако это единственный повод для оптимизма, так как “структурных реформ как не было, так и нет”.

Политолог Борис Макаренко, приглашенный в редакцию “Маяка” подчеркнул, что Фрадков не уполномочен проводить отставки – это прерогатива президента: “Премьер у нас в нынешнем политическом раскладе – это такой старшина в роте, которая называется правительство, а вот командует ротой президент. Очевидно, что обуздать инфляцию нельзя без грамотного министра финансов, который попросту составляет, а потом исполняет смету расходов государства. Но ее нельзя обуздать без грамотной макроэкономической политики, без структурных реформ, именно того, о чем много лет подряд говорили и Кудрин, и Греф, и не они одни. Как раз господин Фрадков был мало чувствителен к подобным замечаниям”.

Руководитель института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что отставку скорее уйдет сам премьер, чем его министры, хотя сам аналитик сожалеет, что расклад сил именно такой. По мнению Делягина резкость Фрадкова обусловлена тем, что он предчувствует такое развитие событий и старается не допустить того, чтобы его место заняли заведомо не компетентные люди.

Ведущий программы “Вести +” на канале “Россия” Дмитрий Киселев отмечает, что конфликт в правительстве назревал уже давно, причем яблоком раздора стал стабилизационный фонд, который Кудрин в отличие от Фрадкова считает неприкасаемым. “Наш прижимистый министр финансов всегда был против увеличения так называемых непроцентных расходов государства, то есть тех расходов, которые не связаны напрямую с обслуживанием госдолга, – напоминает Киселев. – Расходы, однако, росли и назывались при этом государственными инвестициями”.

Осуждает политику Кудрина и зав. кафедрой экономической теории и предпринимательства РАН Солтан Дзаросов. “Деньги не огурцы, которые можно закатывать в банки. Деньги должны работать, а стабилизационный фонд делает так, что эти деньги не работают, – заявил Дзаросов в интервью ТВЦ. – Деньги должны работать, и одной из самых существенных мер является вложение денег в то, что увеличивает товарное предложение… И не допускать роста цен. Почему цены растут? Потому что спрос превышает предложение”. По мнению эксперта, проблему может решить ограниченный государственный контроль над потребительскими ценами, а также предоставление субсидий сельскому хозяйству, чтобы увеличить производство продуктов питания.

Журналист Раф Шакиров, в свое время возглавлявший “Известия”, подчеркивает, что сегодня ситуация достаточно стабильна, а потому любые угрозы ничто иное, как сотрясение воздуха. “Нефтяные деньги текут – делать особенно нечего. Ну, вот инфляция раскручивается. Что же делать? Это же проблема не того, что господин Фрадков нехороший, не справляется, или господин Кудрин нехороший, не справляется – давайте заменим, они плохо рулят. Стратегического курса вообще нет, если говорить серьезно”, – констатирует Шакиров, а потому “смена фамилии в правительстве в рамках нынешней системы ничего не изменит”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ