Михаилу Касьянову не удалось стать лидером Демократической партии России. Главой демократов стал председатель Центрального комитета ДПР Андрей Богданов. Интрига выборов заключалась в том, что в Москве одновременно прошли два мероприятия – в Доме Союзов и в гостинице “Измайлово”, куда в срочном порядке были вынуждены перемеситься последователи Касьянова, не допущенные к участию в съезде. На форуме в Доме Союзов с подавляющим перевесом победу одержал Богданов. Сторонникам Касьянова так не удалось оспорить легитимность съезда.
Ведущий программы “Сегодня” Кирилл Поздняков отмечает, что в Доме Союзов собрались представители 47 региональных отделений, а потому и это мероприятие обрело статус съезда ДПР. В гостиничном комплексе Измайлово, где собрались сторонники Касьянова, присутствовали представители лишь 32 отделений, следовательно, это собрание было разрешено назвать всего лишь конференцией. Поздняков также отмечает, что оба претендента на кресло лидера ДПР являются выпускниками Солнцевской школы.
Однако директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, комментируя ситуацию для “Эха Москвы”, заявил, что раскол Демпартии будет иметь для Касьянова положительное значение, так как Кремль, лишив Касьянова шанса возглавить ДПР, открыл для него новые перспективы в большой публичной политике и дал шанс встать на правильный путь. По словам Белковского, Касьянову следует забыть о партийном строительстве, так как Минюст все равно зарегистрирует только те партии, которые лояльны Кремлю.
Политтехнолог при этом отмечает, что и “яблоко раздора” имеет крайне низкую привлекательность. “Стоимость брэнда ДПР равна нулю. Он никому не нужен. Более того, сама партийная система и партии как таковые в условиях сегодняшней политической системы России полностью дискредитированы”, – отметил Станислав Белковский.
С позиций партийного брэнд-менеджмента прокомментировал ситуацию и президент фонда “Индем” Георгий Сатаров, приглашенный в программу “Панорама” радиостанции “Маяк”. Политолог назвал “Демпартию” политическим артефактом: “Когда-то по своему происхождению она действительно соответствовала своему названию и представлению людей – довольно абстрактному и не шибко квалифицированному – о демократических идеалах, и делали ее люди соответствующей политической принадлежности в том спектре еще конца 80-х. Потом она шла по рукам и мигрировала по этой политической оси. А потом она примкнула к сравнительно недавно возникшему в России бизнесу, который торгует партийными брэндами. Вот у нас не только “Демократическая партия” ходит по рукам, есть разные партии такие, и она тоже вдарилась в этот бизнес. Касьянов пытался это использовать, не очень адекватно, не очень удачно. Может быть, на этом опыте этот бизнес и закончится. Поэтому “Демократическую партию” как партию никуда примыкать нельзя”.
Сам Михаил Касьянов, выступая в эфире “Эха Москвы”, предрек России в скором будущем кризис, причем сразу по нескольким направлениям. “По моей оценке тот рост, который не связан с высокими ценами на нефть – примерно не более 3% сегодня, и это несет с собой большие проблемы, – заявил экс-премьер. – Увеличены государственные расходы и популистские обещания через неэффективные системы “улучши жизнь” – они приведут потом к большим трагическим, я имею в виду, с точки зрения экономики, последствиям, что может быть кризис. Кризис может быть социальный, кризис может быть экономический. И если через несколько лет – вполне может быть, через 3-4 года цены упадут – то те обещания, которые уже предусмотрены в законах России по повышенным выплатам, они не смогут быть выполнены. Резерва нам хватит, ну, на полгода, может быть, на год”.
В то же время новый глава ДПР Андрей Богданов считает, что его соперник был обречен на провал, потому что не так расставлял акценты. “Лидеры никогда не договорятся, потому что они борются за стол. За левый стол, за правый стол. Я призываю объединяться снизу, и только снизу можно объединить демократические силы. Мы предложили выйти из своих партий, которые более 4-5 процентов не могут набрать, и вступить в Демократическую партию России”, – этот фрагмент выступления Богданова был озвучен в программе “События” на ТВЦ.
В то же время директор консалтинговой группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин конфликт вокруг ДПР расценивает как признание Кремлем сильных позиций бывшего премьера. В интервью агентству “Росбалт”, на которое ссылается “Эхо Москвы”, эксперт заявил, что власть рассматривает Михаила Касьянова как потенциального кандидата в президенты. Орешкин отмечает, что технология внесения раскола в ряды оппозиции посредством проведения альтернативных съездов уже апробировалась на коммунистах, а потому нет сомнений, что ситуация вокруг ДПР также управлялась из Кремля. В то же время аналитик обращает внимание, что сегодня Касьянов не пользуется широкой поддержкой в обществе, хотя у его потенциального соперника, “того самого преемника Путина, о котором пока ничего не известно”, рейтинг вообще нулевой.
Как сообщает ведущая программы “Неделя” на Ren-TV Марианна Максимовская, члены ДПР сообщили, что накануне съезда “Единая Россия” активно обрабатывала членов партии, чтобы те не голосовали за Касьянова. “Власть своего, похоже, добилась, – заключает Максимовская, но при этом предупреждает, что неуклюжее давление на экс-премьера может добавить ему популярности – и так каждое появление на публике Касьянова сопровождается скандалами. “Если бы существовала премия за оживление политической жизни, то ее по праву стоило бы вручить Михаилу Касьянову. Триумфальным его возвращение в политику не назовешь, но шумным точно”, – отмечает журналистка.
Обозреватель “Эха Москвы” Владимир Варфоломеев отмечает, что Касьянов может лишиться и финансовой поддержки дружественных ему бизнесменов. Причем, предприниматели, помогавшие политической карьере, могут отказать в помощи даже его консалтинговому бизнесу. Аналитик обращает внимание на недавние обыски в МДМ-банке, председателем совета директоров которого был близкий друг Касьянова Александр Мамут, а также в банке “Нефтяной”, в котором работал Борис Немцов. Подчеркивается, что обыски в столичных банках прошли через несколько дней после того, как Касьянов заявил о создании широкой демократической оппозиции. Произошедшее позволяет экспертам делать выводы, что Кремль провел “акцию устрашения” в отношении финансовых структур, поддерживающих новоявленного политика.
Атаку на Михаила Касьянова предпринял и парламентарий Александр Хинштейн, который, по-видимому, хорошо изучил опыт своего коллеги Владимира Юдина, свалившего своими депутатскими запросами Ходорковского и ЮКОС. Хинштейн заявил о попытках подкупа лидеров региональных отделений ДПР, причем ответственность возложил на Михаила Касьянова. Собранные свидетельства Хинштейн намерен передать в прокуратуру. “По словам Хинштейна, сокрушительное поражение Касьянова и убедительная победа Богданова свидетельствуют о том, что никакие деньги не в силах сделать из Касьянова лидера ДПР, не говоря уже о демократической оппозиции в целом”, – передает “Эхо Москвы”.
Экс-ведущая Ren-TV Ольга Романова, по-видимому, хорошо понимает экс-премьера. В программе “Особое мнение” новоиспеченная журналистка “Эха” выражает уверенность в том, что Касьянова, “как у нас всегда бывает в России”, преследуют: “Его совершенно очевидно прессуют. Вот это клонирование партий, клонирование лидеров, клонирование евреев, Шаевич или Берл Лазар, клонирование журналистов – есть Медиа-союз и есть Союз журналистов, – мы все это проходили уже. И этот огород совершенно понятен. Касьянову не дают, но он все равно будет пытаться. Молодец. Чем больше его будут не давать, тем больше сочувствия он вызовет”.
Корреспондент ТВЦ Вера Кузьмина в репортаже для программы “25 час” отмечает, что конфликт вокруг выборов главы ДПР был предсказуемым: “Раз человек, заявляющий о себе как о лидере оппозиции Кремлю, не пошел на создание своей собственной партии и решил оживить законсервированный до лучших времен политический бренд, можно было предположить, что те, кто уступил ему этот бренд, получил более выгодное предложение и не смоли отказаться. Ну, такой уж он партийный бизнес, и кто-кто, а Михаил Касьянов должен был это предвидеть”.
Однако политолог Виталий Третьяков, ангажированный программой “Точное время” на “Маяке-24”, считает, что Касьянова “просто обвели вокруг пальца в византийском стиле”: “Он думал, что он придет, и все будут счастливы, что он пришел в эту партию. Тут же его выберут лидером, видимо, с кем-то на этот счет договорился. А там, судя по всему, провели комбинацию буквально из двух-трех пальцев закулисную, он остался при своих 12 голосах”. Третьяков вообще удивлен амбициями экс-премьера, так как “Касьянов не политик митинга, это было сразу известно”.
Также скептично оценивает позиции экс-премьера директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. По мнению эксперта, прозвучавшему в эфире радиостанции “Маяк” этот политик не имеет никаких шансов стать президентом, так как всем очевидна его конъюнктурность: “Очень странно выслушивать от человека, который говорил, что “мы за легкую настройку”, теперь он говорит, что нужна масштабная модернизация. Да что за ерунда? Ты же сам говорил о том, что не нужна никакая модернизация, нужна легкая настройка. Как это можно забыть? Это раз. Во-вторых, мне кажется, что Михаил Касьянов – человек все-таки трусоватый в политическом плане. Вы вспомните ситуацию с дачами. Ему надо было тут же вернуться в Россию и начинать здесь политический процесс, а он испугался, сидел и ждал. Что это за политик?”
Президент фонда “Политика” Вячеслав Никонов, беседуя с ведущей ТВЦ Анной Прохоровой в студии программ “25 час” признался, что “Касьянова и компанию” вообще нельзя назвать демократической оппозицией. “Для значительной части либералов, Касьянов – абсолютно чужеродная фигура, – отмечает Никонов. – Одни считают его человеком “семьи”, человеком Ельцина, другие ассоциируют его с коррупцией, с вопросами, связанными с его деятельностью в Минфине и с известным его прозвищем. Есть еще третья группа людей в либеральном блоке, которые считают его человеком Путина, потому что он был членом администрации. Я пока что его считаю начинающим публичным политиком, который пока еще не входит в 20 самых популярных политиков России”. Заявления о том, что Кремль боится бывшего главу кабмина, эксперт считает беспочвенными: “На мой взгляд, нет никаких оснований опасаться Касьянова”.
В то же время ведущий исследователь Московского центра Карнеги Лилия Шевцова, приглашенная Светланой Сорокиной для участия в программе “В круге света”, которая с недавних пор выходит на “Эхе Москвы”, резонно замечает, что скандал вокруг избрания главы ДПР демонстрирует именно неуверенность власти: “Ну, дали бы Касьянову организовать съезд. Ну, в какой степени Касьянов может стать соперником власти, если у президента 73 процента?”
В способностях Михаила Касьянова возглавить лагерь демократов сомневается и лидер СПС Анатолий Чубайс. “Михаил Михайлович сделал несколько серьезных политических ошибок, которые осложняют это, – заявил глава РО “ЕЭС России” в беседе с ведущей программы “Неделя” на Ren-TV Марианной Максимовской. – Тем не менее, я бы не стал сейчас спорить о персоналиях. Давайте сначала попробуем решить главный вопрос – объединение. СПС, объединяясь с “Яблоком”, не ставил вопрос: только Никита Белых – лидер, больше никто. Вот если начинается разговор об объединении с того, что я главный, тогда он на этом и заканчивается”.
Сам Михаил Касьянов, однако, не устает говорить о том, что он не считает себя проигравшим. Выступая в программе “Ищем выход” на “Эхе Москвы”, несостоявшийся лидер ДПР сказал следующее: “Это никакое не поражение, это замер той температуры, в которой мы живем. Теперь нужно будет замерить по другим вещам, так как по правилам игры, которые государство сегодня предложило политическим партиям, играть нельзя, поскольку игрок может взять и перевернуть шахматную доску в один прекрасный момент – и начнем все сначала”.
Прямой вопрос, готов ли Касьянов к игре без правил поставил экс-премьера в тупик. Он честно признался, что над этим нужно подумать: “Можем ли мы, люди с другими убеждениями, люди, которые стремятся формировать свою политическую волю, выражать ее через установленные законом нормы, – можем ли мы это делать?”
Сегодня свое политическое кредо Михаил Касьянов выстраивает вокруг концепта “свободные люди”, отнеся к таковым тех, кто вместе с ним покинул Дом Союзов и отправился в гостиницы “Измайлово”. “Мы хотим вновь себя чувствовать свободными людьми, – заявил Касьянов. – Этого многие еще не чувствуют, но скоро, проснувшись в один или другой день, почувствуют, что не вся свобода есть”.
При этом Михаил Касьянов отмечает, что у него больше нет сомнений в том, что в России сегодня невозможно существование по-настоящему оппозиционной, независимой от Кремля партии. Главный редактор “Эха Москвы” Владимир Варфоломеев, не скрывая своего удивления проницательными выводами своего визави, обратился к нему с вопросом: и что же делать в такой ситуации? Касьянов в экзистенциальную ловушку не попался и бодро отрапортовал, что “нужно работать на всех конституционных пространствах, включая другие формы общественных объединений, для того чтобы дать возможность гражданам формулировать свои политические взгляды и их выражать, чтобы граждане могли защищать свои гражданские права, чтобы они могли защищать свои интересы”.