Владимир Путин установил очередной рекорд. На этот раз его теледиалог с россиянами продолжался 2 часа 53 минуты. Как отмечает обозреватель НТВ Антон Хреков, глава государства успел поговорить почти обо всём, и мастерски вписался в этот придуманный в Кремле формат телевизионного ток-шоу федерального масштаба.
При этом президент подчеркнул, что глава государства может и должен отвечать на вопросы граждан столько, сколько нужно. Ведущая программы “Город” на 3 канале Елена Медовникова не поленилась посчитать, что если бы президент отвечал на все вопросы, пришедшие еще до начала прямой линии, тратя при этом на каждый хотя бы по 1 минуте, на общение с россиянами ушло бы более 2 лет непрерывного телеэфира.
Одной из главных особенностей прямого эфира с Путиным стали оставшиеся вне информационной повестки лабрадор Кони и пони Вадик. Президент впоследствии признался, что вычеркнул вопросы, имеющие отношение к его личной жизни. “Хватит создавать все новые грани моей личности, я уже и раньше много говорил на эту тему”, – заявил Путин в эфире НТВ.
Как отмечает корреспондент 1 канала Антон Верницкий, основную тему прямой линии со страной президент накануне сформулировал сам – улучшение качества жизни жителей России. Отвечая на вопросы россиян, Путин сообщил, что работа над социальными проектами уже началась. Кроме того, как утверждает 1 канал, после выступления в телеэфире Путина множество чиновников, о чьей работе прямо или косвенно жители России спрашивали у президента, заметно активизировалось.
Обозреватель НТВ Кирилл Поздняков заметил, что двух вопросов, заданных президенту, оказалось вполне достаточно, чтобы под парой губернаторов зашатались кресла. Например, губернатор Ставропольского края Александр Черногоров сможет сохранить полномочия только в том случае, если решит проблему водоснабжения колхоза “Междуречинский”, о которой президента проинформировали еще в 2003 году. Более круто Путин поступил с ивановским губернатором Тихоновым. После обнародованных фактов о серьезных ошибках, допущенных в ходе реформы монетизации льгот, президент не включил фамилию действующего главы список кандидатов губернаторы Ивановской области.
В программе НТВ “Сегодня в 22” подчеркивается, что на этот раз президента могли услышать не только россияне, но и жители ближнего и дальнего зарубежья. При этом жителям ряда стран для того, чтобы пообщаться с Путиным, пришлось пробираться через информационные кордоны. Однако, если верить некоторым СМИ, трудности с выходом в эфир испытывали не только жители русофобской Риги, где организаторам телемоста в поисках андеграундного убежища пришлось забраться на крышу культурно-делового центра. “Эхо Москвы” со ссылкой на “Грани.Ру” сообщает об избиении в Воркуте руководительницы местного отделения правозащитной организации “Мемориал” Евгении Хайдоровой, которая попыталась поговорить с президентом. Как пишут “Грани.Ру”, подойти к монитору Хайдоровой и ее мужу так и не удалось. Правозащитников схватили несколько человек в штатском, которые назвали себя охранниками. Супруг г-жи Хайдоровой попытался сопротивляться, но ему выбили локтем передние зубы и отправили в отделение милиции.
Корреспондент Ren-TV Сергей Кочетков отмечает, что, для того, чтобы оградить президента от политически несознательных граждан, вокруг телекамер выставили двойное оцепление. Именно поэтому многое из того, что обсуждалось в кулуарах Томского университета, осталось за кадром, и Владимир Путин услышал только вопросы о молодых ученых и военных кафедрах. Как отмечает Ren-TV, общением “на голубом глазу” с президентом заправляли местные начальники. Например, не в меру активных военнослужащих из Энгельса “заворачивали” штабисты. В Ижевске тех, кто пришел пообщаться с гарантом, милиционеры в буквальном смысле разогнали по кустам.
Итоги разговора президента с народом будут пристально изучать социологи и политологи. Как отмечает обозреватель Ren-TV Ольга Романова, известно, что ТАСС уполномочен заявить следующее: “В этом году президент больше жестикулировал и совсем мало шутил. Отвечал без бумажки. Улыбался редко”. Ведущий программы “Время” на 1 канале Петр Толстой считает, что от президентского эфира осталось “социологически приятное ощущение”: “Граждан в их вопросах главному политику страны меньше всего интересовала политика и гораздо больше – их собственная жизнь и все проблемы, с ней связанные”.
Однако главной интригой телемоста стали вопросы о планах Путина о жизни после президентства. Владимир Владимирович ответил многозначно и лаконично: “Я найду свое место в строю”. Когда журналисты попросили президента разъяснить смысл сказанного, Путин категорически отказался это сделать: “Давайте сохраним интригу”. “Так что главный вопрос сегодняшнего телемарафона остался, по сути, не отвеченным, – резюмирует обозреватель НТВ Владимир Кондратьев.
Глеб Павловский в новом авторском проекте на НТВ “Реальная политика” подчеркивает, что нынешний прямой эфир с Путиным – особенный. На протяжении нескольких последних лет каждый политический сезон в конце лета открывался или катастрофой, или терактом, или войной. Каждый, кроме последнего. “Год изменений, внесенных президентом в государственную систему России после Беслана, стал первым годом без катастроф, – резюмирует политолог. – Стабильный рост, недостаточное еще, но заметное увеличение реальных доходов, планы на будущее. А в это же время на близких рубежах России перевороты, мятежи, отрезанные головы журналистов, диоксин для президентов и бытовой газ для премьеров, революции, которые, едва победив, порождают взрывы коррупции и новые кризисы. Насмотришься таких новостей и начинаешь понимать, как это бывает – жить в спокойной стране. Российский обыватель чуть ли не впервые стал ощущать прелесть суверенного существования вдали от революции. Некоторым даже стало казаться, что обычная жизнь эта реальна и это надолго”.
Павловский вспоминает, что в 2000 году “некая сострадательная избирательница” так охарактеризовала Путина: “Маленький человек осторожно карабкается над пропастью”. За последние пять лет все радикальным образом переменилось: “Путин обрел наконец ощущение авторства созданной им государственной системы, а с этим уверенность, необходимую для разговора со всей страной. Курс его отвердел. Многие заметили, как часто и легко во время прямой линии президент говорил от первого лица. В этой системе в первом постсовестском государстве, которое, кажется, нам удалось, автора исключить уже невозможно. И для этого Путину необязательно держаться за президентство. Даже если представить, что в 2008-м году он ушел бы в частную жизнь и замолчал, все стали бы ждать, что он скажет. Но Путин не уйдет, и он не намерен молчать”.
Оценку Глеба Павловского только отчасти подтверждают результаты исследования аналитического центра Юрия Левады, о которых сообщает “Эхо Москвы”. Как отмечает социолог центра Ирина Палилова, 31% россиян более-менее устраивает та жизнь, которую они сейчас ведут. В то же время 39% выразили промежуточную позицию, то есть отчасти их устраивает жизнь, а отчасти нет. 29% сказали, что нынешняя жизнь их так или иначе не устраивает. 52% опрошенных россиян оценивают сложившуюся ситуацию так: “Жить трудно, но можно терпеть”. 22% оптимистично утверждают, что не все так плохо и можно жить, и пятая часть опрошенных больше не может терпеть бедственное положение. 55% россиян оценили собственное материальное положение как среднее, 11% – как в целом хорошее, и 33% – как плохое. В то же время, около половины опрошенных не ждет от ближайшего года улучшения жизни, 26% придерживаются мнения, что все-таки жизнь наладится, а 24% затрудняются прогнозировать ситуацию на ближайший год.
При этом глава фонда “Политика” Вячеслав Никонов, комментируя ситуацию для “Эха Москвы”, заявил, что последние опросы, которые проведены всеми без исключения службами общественного мнения, демонстрируют, что Путин находится на пике своей популярности. “Что касается нынешней пресс-конференции, в принципе, обязанность любого главы государства объяснять свою политику избирателям. И Путин в этом отношении, в общем-то, проявляет даже большее внимание к мнению своих избирателей, чем главы многих других государств”, – считает эксперт.
Другой позиции придерживается Альфред Кох, приглашенный Евгением Киселевым в программу “Разбор полетов”, которая выходит на “Эхе Москвы”. Кох отдал должное организаторам зрелищного реального шоу с участием Путина, но при этом заметил, что “общение народа с президентом – это какой-то реликт из средневековья”: “140-миллионная страна не может общаться с одним человеком в режиме он-лайн, это совершенно очевидно. Общается она посредством средств массовой информации, прессы, посредством выбранных депутатов, посредством сдержек и противовесов между различными ветвями власти. И вообще президент должен судить о том, как настроены люди и что в стране происходит не из прямого эфира из Воркуты или Владивостока, а на основании сводок, которые кладут ему спецслужбы, информационные агентства, газеты, журналы, телеканалы и так далее. Мне кажется, что развитая демократия состоит прежде всего в разветвленной сети информационных каналов, в доставке информации наверх и оттуда вниз, и если этот информационный обмен не налажен, то возникают такие вот экзотические способы общения с народом”.
Обозреватель “Эха” Евгений Бунтман рассматривает проект с организацией телемоста в контексте других PR-мероприятий. По замечанию журналиста, за последние месяцы российский президент, который, по свидетельствам близко знакомых с ним людей, не слишком любит появляться на публике, стал вести себя необычно: покупает мороженое на салоне МАКС в подмосковном Жуковском, летит до Североморска на боевом самолете, пускает боевые ракеты. Евгений Киселев признается, что это ему напоминает “какую-то предвыборную горячку”. Однако Альфред Кох на вопрос о том, не разыгрывается ли сегодня сценарий досрочных выборов, ответил, что ему все это “глубоко безразлично”: “Я для себя давно уже понял, что народная любовь к Путину – это фундаментальный фактор, который будет долго. И неважно, останется он на третий срок, не останется на третий срок, – все равно придет к власти человек, который безоговорочно поддержит ту программу, которую продолжал Владимир Владимирович”.
Так что реальное “место в строю”, которое собирается занять Путин, при таком понимании является сугубо номинальным. Как известно, страной можно управлять из любой позиции.