Мещанский суд приговорил Ходорковского и Лебедева к 9 годам лишения свободы. На фоне комментариев всевозможных экспертов выделяются опросы общественного мнения в отношении вердикта по делу ЮКОСа. Одно исследование было проведено ВЦИОМом, другое его создателем Юрием Левадой, создавшим впоследствии собственный аналитический центр. По данным ВЦИОМа, на которые ссылаются электронные СМИ, только 8% россиян считают приговор Михаилу Ходорковскому слишком суровым, а 26% полагают, что он соответствует содеянному. В то же время “Левада-центр” выяснил, что если бы опальный глава ЮКОСа решил баллотироваться в президенты, его бы поддержал каждый десятый россиянин. Как правило, сторонникам Ходорковского от 18 до 24 лет, и они живут в Москве и крупных городах. Почти половина респондентов, опрошенных центром Левады, предположили, что власть боится политической активности Ходорковского и именно поэтому потребовала для него максимального срока заключения. 53% россиян полагают, что власть оказывала давление на суд в деле Ходорковского, 58% уверены в том, что действия власти против ЮКОСа и его руководителей не имеют ничего общего с законом и даже справедливостью.
Данные другого опроса ВЦИОМ свидетельствуют, что 49% не имеют определенной позиции относительно дела ЮКОСа. Каждый третий – это в основном малообеспеченные россияне – не следил за процессом или не разобрался в сути обвинений. Еще треть респондентов полностью поддерживает выдвинутые против Ходорковского обвинения. 11% полагают, что заниматься крупным бизнесом в России совсем без нарушений невозможно.
Ren-TV привел результаты исследования Института региональных проблем, согласно которому около 60% россиян считают топ-менеджеров ЮКОСа преступниками. При этом чуть больше трети респондентов не считают вердикт суда справедливым. “Здесь нужно понимать, что власть в определенном смысле выполняет не столько политический заказ, сколько общественный, – отмечает директор института Максим Дханов. – Общественность ждала такого приговора. Большая часть. И собственно, власть откликнулась на это. Хорошо это или плохо, посмотрим”.
Оценки экспертов так же противоречивы, как и результаты опросов. По сути, представители политической и деловой элиты, выступившие с комментариями по делу ЮКОСа, стали выразителями интересов участников тех двух пикетов, которые расположились друг напротив друга возле здания Мещанского суда. Те, кто стоял с плакатами “Ходорковский, go home!”, разделяют позицию Григория Явлинского. В интервью радиостанции “Маяк-24” лидер “Яблока” заявил, что у него приговор Ходорковскому не вызывает доверия: “Мне кажется очень сомнительным и тот способ, которым шло следствие. Мне кажется сомнительным срок, который объявлен. Мне кажутся сомнительными справедливость и независимость суда. И то, что происходило вокруг этого дела, вызывает очень большое недоверие”. Явлинский подчеркивает, что Ходорковский и Лебедев не являются насильниками, убийцами или грабителями с большой дороги, а “экономические вопросы и вопросы, связанные с налогами и с другими прегрешениями экономического свойства, не требуют, чтобы люди сидели все это время в тюрьме”.
Почти дословно повторил слова Явлинского его недавний конкурент за правоориентированный электорат Борис Немцов, пригласивший на полемическую дуэль к Владимиру Соловьеву журналиста Михаила Леонтьева. “У нас 9 лет дают убийцам, насильникам и террористам, – заявил лидер СПС. – Насколько я понимаю, Михаил Борисович не относится ни к первым, ни ко вторым, ни к третьим. Очевидно, что суд неправедный, очевидно, что суд находился под мощнейшим влиянием исполнительной власти и, конкретно, Кремля. Очевидно, что граждане не могут чувствовать себя защищенными в этой ситуации, а это значит, что Россия будет бесправна, а значит, не имеет перспектив”. При этом Борис Ефимович неоднократно напоминал, что адвокатом Ходорковского он отнюдь не является. Ирина Хакамада, которая после проигрыша СПС на выборах пошла своим независимым путем, и “яблочник” Сергей Митрохин дружно назвали вердикт суда акцией устрашения.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, выступая на “Маяке” делает акцент на том, что приговор несправедлив потому, что всех можно было бы обвинить в том, в чем сегодня обвиняют топ-менеджеров ЮКОСа. С Ясиным вроде бы согласны и лидеры левых партий.
“Собственно говоря, то, что было инкриминировано самому Ходорковскому и его окружению, я уверен совершенно, можно с таким же успехом предъявить такие же претензии любому другому олигарху”, – заявил в эфире “Маяка” Дмитрий Рогозин. Однако из этой посылки глава партии “Родина” делает другие выводы. Вопрос не в том, почему посадили Ходорковского, а почему вместе с ним не посадили многих других. Стало быть, по мнению Рогозина, к реальной борьбе с коррупцией и засильем олигархии приговор в отношении Ходорковского привести не может, так как “начинать надо не с олигархов, а с тех, кто “крышует” их в правительстве, кто создает для них режим максимального благоприятствования и кормится из средств олигархии. Иначе страна никогда не станет вновь великой державой”.
Точку зрения Рогозина, в общем, разделяет и лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Он также не понимает, почему за всю темную историю с приватизацией должен отвечать один Михаил Ходорковский: “Все, что связано с приватизацией, проведенной в начале 90-х годов, – это незаконно, противоестественно и крайне разрушительно. Огромная собственность, которая создавалась трудом трех поколений советских людей, тогда поделили между собой. А сегодня нашли крайнего, с которым, скорее всего, на мой взгляд, сводят политические счеты”.
Депутат от “Единой России” Игорь Игошин отмечает, что для экономического преступления срок, на который осужден Ходорковский, – это достаточно много, “необычно много для российского правосудия, для российской практики”. “Внешне судили формально за экономическое преступление, а реально судили за попытку поставить под контроль крупные финансовые структуры и политику России. Другое дело, что по каким-то причинам государство, государственный обвинитель, либо не нашли в себе сил для доказательной базы, либо было принято решение эту аргументацию не озвучивать… Крупный капитал должен заниматься экономикой, не лезть в политику”, – эти комментарии прозвучали в эфире “Эха Москвы”.
Журналист Сергей Доренко, решивший в разгар парламентской кампании усилить собой ряды КПРФ, в программе “Эха” “Особое мнение” связал арест Ходорковского с его позицией в отношении другой нефтяной компании: “Ходорковский сказал о коррупции в “Роснефти” публично, и Путин ему угрожал после этого. Он сказал: “Посмотрим еще, откуда у вас активы”. Он знал, что у Ходорковского активы такие же нечестные, как и у всех, но за то, что Ходорковский захотел стать чистым, вот за это его и посадили. Это как в банде – иди и убей полицейского, тогда ты будешь за нас всегда, тогда ты никогда не предашь банду. Ходорковский отказался убить полицейского, Ходорковский отказался молчать о коррупции, Один из них, один из феодалов, один из людей, неправедно получивших собственность, заявил о морали, о том, что страна должна модернизироваться. И в результате захотел сесть и сел, потому что вы знаете, что его предупреждали многократно, что его посадят. И он разменял эти деньги свои, миллиарды, на моральный авторитет”.
Обозреватель 3 канала Андрей Добров по-другому отвечает на вопрос “Почему посадили Ходорковского?” По его мнению, глава ЮКОСа – единственный среди т.н. олигархов, кто решил сделать своей целью покупку государственной власти. Понимая, что он никогда не станет законно избранным президентом, Ходорковский задался целью создания парламентской республики, в которой избранный президент стал бы лицом представительским и номинальным. Согласно этой схеме, страной реально управляет премьер-министр, которого выбирает не народ, а парламент. “Вот на парламент денег у “ЮКОСа” как раз должно было хватить. Тем более что нужен было не весь парламент, а всего 200-300 депутатов”, – резюмирует Добров.
Директор центра политконъюнктуры Константин Симонов в комментариях для “Маяка” также отмечает, что Ходорковский покупал депутатов, но при этом уточняет, что делал это олигарх из благих намерений. И вообще, “так делали все”. “Мы видим, конечно, что есть желание поделить активы Ходорковского, есть желание поделить активы других олигархов”, – заключает эксперт.
Руководитель группы Меркатор Дмитрий Орешкин не исключил, что Ходорковскому могут быть предложены льготы или что-то вроде амнистии в обмен на какие-то его уступки, однако “пойти на какой-то в данной ситуации компромисс, сделку – значит потерять лицо и отсидеть даром то, что он уже отсидел”.
Президент Совета по национальной стратеги Станислав Белковский, известный своими докладами об угрозе олигархического переворота в России, отметил, что благодаря судебному процессу Ходорковский наконец-то стал публичным политиком, чего хотел, но не мог сделать все предыдущие годы. “Сейчас Ходорковский является единственным политиком в стране, который не будет и не должен согласовывать свою линию с Кремлем. И эту головную боль Кремль создал себе сам”, – заявляет эксперт.
Политолог Егор Холмогоров удовлетворен решением по делу ЮКОСа. “У меня лично приговор вызвал чувство облегчения в том отношении, что честь государства им была в какой-то степени спасена. Не тем, что Ходорковский отправится за решетку, а тем, что самым печальным исходом был бы приговор трусливый, например, условный или с явно заниженным сроком”, – признался Холмогоров “Маяку”.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, в свою очередь, заявил “Эху”, что приговор Ходорковскому слишком мягкий, потому что “власть пошла на поблажки”, “президент наш – слишком большой демократ”, а “генеральный прокурор – слишком мягкий человек”. “Народ требовал смертной казни или же пожизненного заключения, – отмечает Жириновский. – Столько денег выведено из страны – это хищение в сверхкрупных размерах… Обескровили всю экономику”.
Официальную позицию власти в комментариях по делу ЮКОСа выражает спикер Совета Федерации Сергей Миронов: “У суда есть все основания считать вину доказанной. Если кто-то не согласен, для этого есть юридические процедуры – возможна кассация и так далее. Для меня было бы, скажем, такой неприятной неожиданностью, если бы суд оправдал Ходорковского. Тогда были бы очень большие вопросы Генеральной прокуратуре”.
“Эхо Москвы” также сочло нужным представить обзор зарубежной прессы, в котором сообщается, что немецкий журнал “Focus” и британская газета “Times” вспомнили в связи с делом ЮКОСа тактику КГБ, а немецкий “Die Welt” обратил внимание бизнесменов на то, что “понятие собственности в России становится относительным”. В этом контексте влияние вердикта суда на инвестиционный климат в России будет резко негативным.
При этом “Радио России” со ссылкой на агентство РБК отмечает, что реакция российских бирж на окончание чтения приговора по делу Ходорковского, Лебедева, Крайнова была скорее неожиданной. Когда стало известно, что вердикт вынесен, акции ЮКОСа поднялись в цене. Трейдеры при этом объясняют небольшой рост котировок тем, что затянувшаяся неопределенная ситуация вокруг бывших руководителей ЮКОСа наконец-то прояснилась. “Оглашение приговора сильно затянулось, поэтому рынок реагировал скорее на сам факт завершения этого долгого года, нежели на то, как именно оно завершилось”, – уточняет аналитик агентства РБК Александр Горлин.
Заместитель директора Центра экономического анализа агентства “Интерфакса” Виктор Коновалов, приглашенный в программу “Биржевая площадка” радиостанции “Маяк” предположил, что на дело ЮКОСа рынок отреагирует не раньше, чем через полгода, когда “появится новый узелок, накопятся проблемы и это выйдет на какой-то первый план”. Сегодня, по мнению аналитика, в центре внимания рынка другие проблемы – ситуация вокруг “Газпрома” и энергореформа РАО ЕЭС.
Политолог Вячеслав Никонов в комментариях для “Радио России” вообще заявил, что дело ЮКОСа никак не повлияет на российскую политическую и экономическую ситуацию, так как “все негативные последствия уже состоялись”. “Сейчас, как мне кажется, рынок, скорее, с облегчением воспримет приговор Ходорковскому и Лебедеву, потому что для всех экономических субъектов, для фондового рынка любая определенность – даже та, которая не очень нравится – гораздо лучше, чем какая-то неопределенность. Ходорковского и Лебедева, очевидно, ждут еще и новые обвинения. То есть проблемы этих двух заключенных явно не закончились”, – считает эксперт.
Президент РСПП Аркадий Вольский, однако, признался, что у его коллег настроение довольно настороженное. “Некоторые стали имущество даже продавать и смотреть, как и куда деваться. Вот это плохо”, – признался Вольский. Однако президент бизнес-альянса “Опора России” Сергей Борисов в программе “Вести” на канале “Россия” дал положительную оценку решения суда по делу ЮКОСа: “Если кто-то будет играть на футбольном поле рукой, то, конечно же, это будет примером заразительным, из этой игры ничего не получится. Так же и в жизни, в нашей повседневной жизни, если кто-то не платит налоги, то этой болезнью заражаются очень многие, к сожалению. Поэтому у предпринимателя путь один только: платить налоги, и платить нужно всем”.
Эксперт центра политических технологий Алексей Макаркин высказал каналу Ren-TV свои опасения в связи с тем, что дело ЮКОСа предпринимательским сообществом будет воспринято как прецедент: “Есть хорошая пословица – аппетит приходит во время еды. Не исключено, что такой процесс и такой приговор может быть неким стимулом для раскручивания аналогичных процессов, в том числе и в регионах”.
Политолог Александр Пикаев, приглашенный в качестве эксперта в программу ТВЦ “События”, отметил, что дело ЮКОСа оказывает непосредственное влияние на политику по привлечению инвестиций. Пикаев сообщил, что посол Великобритании в частной беседе весьма жестко дал ему понять, дело Ходорковского – это “вопрос не преследования богатых людей, это вопрос инвестиций”. Эксперт в связи с этим напомнил, что Лондон является финансовой столицей мира, второй после Нью-Йорка.
Позиция официального Вашингтона уже тоже известна. Как сообщает “Маяк”, Джордж Буш обеспокоен тем, как в России рассматривалось дело Ходорковского. Президент США также ждет, что Ходорковский подаст апелляцию на решение суда.
Анализируя это, экономический советник президента Андрей Илларионов отметил, что дело ЮКОСа является крупнейшим экономическим и политическим событием за последние 14 лет после августа 1991 года. “То, что происходит сейчас, самым глубоким и самым серьезным образом меняет как экономическую, так и политическую, и общественную систему в стране. Масштабы этих изменений нами пока еще до конца не осознаются, и ущерб, который нанесен уже стране, также пока не поддается описанию”, – такая оценка прозвучала в программе “Сегодня” на НТВ.
Основатель “Вымпелкома” Дмитрий Зимин, приглашенный обозревателем Ren-TV в студию программы “24” с горечью констатировал, что именно люди пассионарного склада обеспечивают прорыв в экономике, и таких людей доли процента. Зимин сожалеет о том, что лидеры российского бизнеса последовали совету одного очень уважаемого своего коллеги, который после начала дела ЮКОСа посоветовал “не кипятиться”.
Миахил Леонтьев, в свою очередь, утверждает, что гений Ходорковского был направлен не на то, чтобы “сосать нефть”, так как для этого особых талантов не требуется, а на то, чтобы приватизировать власть в стране. Леонтьев согласен со своим оппонентов Немцовым в том, что “Ходорковский думал, что за деньги в свободной стране можно купить все, но в полицейском государстве оказалось, что все это не так”. При этом аналитику не совсем понятно: бывают ли “неполицейские” государства, которые спокойно относятся к попыткам приватизации власти? “Государство использовало единственное оставшуюся у него возможность, то есть легальную репрессию для того, чтобы остановить Ходорковского”, – заявляет Леонтьев.
Другими словами, история с Франкенштейном повторяется. Ходорковский, созданный системой в определенную эпоху, стал работать на ее разрушение. При этом непонятно, то ли он перерос систему, то ли система стала другой. И это уже вопрос интерпретаций.