Пятница, 13-ое, стала роковым днем не только для Узбекистана. Сегодня не столько важно ответить на вопрос, насколько в произошедшем виноват президент Каримов, сколько понять, как будет разыграна андижанская карта – прежде всего в контексте стратегических интересов России.
Как обычно, не обошлось без комментариев президента фонда “Политика” Вячеслава Никонова, который давно уже приобрел статус “аналитического генерала”. Никонов прогнозирует дальнейшие гражданские столкновения в Узбекистане, так как нищета населения сочетается с национальными противоречиями. “Если в Узбекистане дело пойдет по революционному сценарию, мы там будем иметь дело, скорее всего, с исламской революцией, а вовсе не с демократической”, – заключает эксперт, комментируя ситуацию для “Эха Москвы”. При этом Ислама Каримова Никонов считает залогом хоть какой-то стабильности, которой “точно не будет во время правления радикальных мусульманских организаций”.
Мнение Никонова разделяет вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский. В эфире “Маяка” он заявил, что беспорядки в Узбекистане организованы исламскими фундаменталистами. Лидер ЛДПР помещает андижанский мятеж в контекст цветных революций, при этом уточняя, что на этот раз будет “вариант более кровавый”. Если верить Жириновскому, то, что происходит в Ферганской долине, можно назвать маковой революцией: “В мае все маковые поля, цветы благоухают, и все это одурманивает человека. Это накачать молодых людей, дать им по 10 долларов (на Майдане в Киеве по 50 давали). Здесь один доллар достаточно дать (они одурманены и религиозной пропагандой) – взрывной материал готов. Поэтому Каримов должен принять жесткие меры – ввести чрезвычайное положение в городе, арестовать, расстрелять всех бунтовщиков, всех, кого выпустили из тюрем, и все организации ликвидировать, которые действовали в городе Андижане и спровоцировали это восстание, тогда он победит. Каримов это не Акаев, я думаю, он примет самые жесткие меры, только кровью можно подавить вот такие вот действия. Кровь на кровь”. Здесь будет не лишним уточнить, что комментарии Жириновского прозвучали 13 мая в 16:00, то есть до начала массового кровопролития.
Специалист по Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью “Маяку” высказал мнение, что происходящее в Узбекистане может дестабилизировать ситуацию во всем Среднеазиатском регионе. “Действия, которые там сейчас предпринимаются восставшими, характеризуют их не с лучшей стороны. Похоже на то, что там начинаются погромы, причем погромы такого характера, по сравнению с которыми бишкекские 24-25 марта покажутся детским лепетом, – заявил эксперт. – Ферганская долина – это самый депрессивный регион Узбекистана, социально он по сути дела обескровлен уже давно. Одновременно не менее чем треть узбекского населения, а это около 8-ми миллионов, проживает как раз-таки в Ферганской долине. Понятно, что если вспыхнет Ферганская долина, все это отразится на всех сопредельных государствах, и отразится самым печальным образом”.
Многие эксперты сходятся в том, что в Андижане имел место не мятеж, а спланированная акция. Об этом, в частности, заявил председатель комитета ГД РФ по безопасности Владимир Васильев в программе ТВЦ “Постскриптум”: “Здесь о тюремном бунте речи не идет. Это, по сути, такая подготовленная акция, которая привела к тому, что значительная часть террористической такой по убеждению публики оказалась на свободе. Здесь регион, откуда, по сути, и пошел исламский террор, который и пришел к нам в Чеченскую республику. Поэтому я думаю, что мы самым тщательным образом и отслеживаем эту ситуацию, и реагировать на нее будем с самой глубочайшей озабоченностью, интересом и далеко не безучастно”.
Директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин добавил, что речь может идти только об исламском движении, так как в Узбекистане других мощных оппозиционных сил просто нет.
Корреспондент ТВЦ Валерий Виноградов при этом сетует на то, что Россия в последнее время заняла позицию нейтралитета, подчеркивая, что проблемы соседей – это внутреннее дело новых суверенных государств. “В результате мы имеем поток революций и потерю влияния в бывших дружественных странах, – заявляет Виноградов. – Интересно, что США этого принципа давно не придерживается. Может быть, нам все-таки перенять у Америки часть ее опыта?” При этом корреспондент ТВЦ вынужден признать, что ситуация очень сложная, так как никаких официальных просьб властей Узбекистана не поступало.
Международный обозреватель газеты “Время новостей” Аркадий Дубнов также заметил, что Россия была вынуждена ждать, пока чаша весов качнется в ту или иную сторону. “В Москве очень хорошо понимают ситуацию в Узбекистане. Но традиция взаимоотношения с нашим постсоветским сателлитом, а тем более с таким неудобны, трудным партнером, как Ислам Каримов, говорит о том, что, что называется, тщательнее надо быть. Да, действительно, Москве сложно реагировать на это, но когда-нибудь придется начинать говорить откровенные вещи”, – заявил Дубнов “Маяку”.
Политолог Егор Холмогоров, некоторое время вещавший на “Тройке”, на этот раз высказал свое мнение в эфире “Маяка”. Вслед за Жириновским Холмогоров заявил, что мятеж в Узбекистане вместо американских неправительственных организаций профинансировали местные наркобароны. Однако в оценке развития ситуации аналитик был не так точен, как лидер ЛДПР. Холмогоров предположил, что в условиях общей дестабилизации в Средней Азии, начавшейся с Киргизии, Каримов, скорее всего, сам будет не заинтересован в эскалации обстановки, а также постарается пойти на все уступки, не теряя лица. Больше всего Егор Холмогоров опасается того, что пример Андижана окажется заразительным, и сработает “принцип домино”. “При этом не надо обольщаться тем, что у Каримова сильный режим, – резюмирует эксперт. – Ушедший от советской идеологии Узбекистан так и не пришел ни к исламской, ни к какому-то местному национализму, как в Туркмении. Так и завис в смысловой пустоте, под которой скрываются нешуточные страсти, и тут не поможешь ни закручиванием гаек, ни выпусканием пара”.
Ведущий программы “Время” Петр Марченко привел версию о связи андижанского мятежа с решением Узбекистана выйти из объединения ГУУАМ, которое, на взгляд президента Каримова, излишне политизировано. “Очевидно одно – узбекский президент Ислам Каримов, пусть жестко, но не допустил повторения киргизских событий, – заявляет Марченко. – Кровавая репродукция революции тюльпанов в узбекском варианте привела бы к полному хаосу в центрально-азиатском регионе и появлению там радикальных исламистов, а это уже непосредственная угроза России”.
Любопытно, что 1 канал для комментариев ситуации извлек из политического небытия Тельмана Гдляна, который в 1983-88 г.г. руководил следственной группы Генеральной прокуратуры СССР в Узбекистане. “Это общий план, который исходит, прежде всего, из ваххабитского движения, которое кишмя кишит на территории Узбекистана и, прежде всего, в Ферганской долине, – заявил эксперт. – Собственно говоря, вот район Андижана и Намангана является стойбищем вот этих сил, которые там обосновались и имеют непосредственную связь с афганскими талибами. Они взаимно друг другу помогают. Это вот первое, что они хотят в конце концов – получить реванш на этой территории и потом идти вглубь Узбекистана”. Тельман Гдлян категорически не согласен с тем, чтобы события в Андижане называть “ненасильственным выступлением трудящихся масс”.
НТВ также обращает внимание на связь событий с Ферганской долиной с выходом Узбекистана из ГУУАМ. Как отмечает ведущий программы “Сегодня в 22” Антон Хреков, в это объединение входят страны победивших “бархатных” революции – Украины и Грузии. “Очевидно, власти страны поняли, что начнись революция в Узбекистане, она была бы далеко не “бархатной”, а ее цвет был бы скорее не оранжевым, а зеленым”, – резюмирует Хреков.
Журналист НТВ Владимир Кондратьев в репортаже о ситуации в регионе не смог отказаться от своей фирменной иронии. Как отмечает Кондратьев, Андижанский регион в промышленном отношении считается одним из самых развитых в республике, так как здесь собираются “Део Нексия” и “Део Матис”. Однако “заводятся хорошо” не только машины, но и сами жители Ферганской долины, получающие за свой труд мизерную заработную плату. Владимир Кондратьев в связи с этим привел поговорку: “Хочешь увидеть рай – посмотри узбекские новости. Хочешь увидеть ад – поживи в Узбекистане”. “Хотя страна формально считается республикой, в Узбекистане уверенно и авторитарно правит президент Ислам Каримов и его семейный клан. Среди представленных в парламенте партий нет оппозиционных. Насильственное подавление выступлений в Фергане, способно поднять волну протестов на Западе и чревато непредсказуемыми последствиями”, – сообщает спецкор НТВ.
Нужно отметить, что в дни мятежа журналисты столкнулись с беспрецедентной информационной блокадой. Только с 18 мая представители иностранных СМИ получили возможность совершить экскурсионную поездку в Андижан в сопровождении представителей спецслужб. Узнать о том, что происходит в регионе 13 мая фактически можно было из единственного источника – сайта “Фергана.ру”. Телеканал НТВ посвятил этому частному информационному агентству специальный репортаж, из которого стало известно, что сотрудник мониторингового агентства WPS Даниил Кислов открыл “Фергану.ру” в 1999 году вовсе не по политически мотивам, “просто детство прошло там”. Сайт, финансирующийся его владельцем “на свои”, как отмечает корреспондент Максим Соколов, “это так – хобби, для души”. Тем не менее, сайт Ferghana.ru в дни мятежа снабжал десятки мировых СМИ эксклюзивной информацией, принимая сообщения от спецкоров и очевидцев событий.
Канал НТВ в репортаже об Андижане был вынужден ограничиться показом машины сопровождения, которая конвоировала съемочную группу телеканала, да съемками у ташкентского фонтана, куда были перенаправлены журналисты для выдачи им документов, конфискованных на блок-посте.
По прогнозу Даниила Кислова, прозвучавшему на “Радио России”, ситуация в Андижане опасна прежде всего эскалацией конфликта, так как к восстанию могут подключиться те 800 тысяч киргизских узбеков, которые также проживают в регионе. “Ферганская долина или ее какая-то часть может выйти из-под контроля государственных сил Узбекистана”, – предполагает Кислов.
Выступая в эфире “Маяка”, Кислов подчеркнул, что события в Ферганской долине спровоцированы политикой официального Ташкента: “Власти Узбекистана в течение последних 15 лет сами рыли себе яму. Тот политический прессинг, то отсутствие свободы, экономических или политических прав, отсутствие легальной политической борьбы, отсутствие хлеба, отсутствие газа, отсутствие электричества в домах андижанцев вынуждали их, на самом деле, уже в течении последних полутора лет выходить на улицы. Основной причиной этих волнений, на мой взгляд, является не международный терроризм, а ужасное экономическое положение Ферганской долины”.
Директор института исследований постсоветского пространства при МГИМО Артем Мальгин в эфире Ren-TV отметил, что узбекским властям очень удобно размахивать жупелом исламского экстремизма, так как под название “исламская оппозиция” или “политические исламисты” можно подводить любую оппозицию или любых несогласных.
Что касается вице-президента Фонда “Реформа” Андроника Миграняна, то его комментарии полны оптимизма. “Власть в Узбекистане гораздо более консолидированная и сильнее, чем в Кыргызстане, Украине, тем более в Грузии, поэтому на данном этапе Ташкенту, по крайней мере, я так чувствую, удастся справиться с волнениями в Андижане, – заявил политолог “Эху Москвы”. – Каримов получит поддержку в данном случае как от России, Казахстана, так и от западных стран для того, чтобы не допустить дестабилизации ситуации в республике. Я думаю, что Россия будет заинтересована оказать помощь, потому что России лучше светский Узбекистан, стабильный, контролируемый, чем исламские фундаменталисты”.
Однако Юлия Латынина в “Коде доступа” на “Эхе” предположила, что в основе подобных комментариев лежат деформированные понятия о том, что считать светским и демократическим. Она отмечает, что и Россия, и США поддерживают Ислама Каримова, так как рассматривают узбекский светский, хотя и диктаторский режим как своего союзника в этом регионе. “После 11 сентября США готовы сотрудничать с самыми одиозными режимами, лишь бы эти режимы были антиисламскими, – заявляет Латынина. – В Ираке американцы воевали хотя бы против Саддама Хусейна, в Узбекистане они поддерживают такого же, как Саддам Хусейн. Каримов подавил восстание в Андижане. Рано или поздно, однако, именно волнения в Узбекистане могут начать ту цепь исламских революций против антиисламских диктатур союзников США, которой и завершится создание всемирного халифата, о которой мечтает та же “Хизб-ут-Тахрир”. И при этом у США, кстати, как и у России, не будет морального оправдания, потому что им скажут – ребята, смотрите, какие режимы вы поддерживали”. Юлия Латынина подчеркнула, что светский режим Узбекистана ужасен, потому что противостоит западной цивилизации с полным на то моральным основанием.
Высказывается и прямо противоположное мнение. “Я убежден, что в данном случае имеет место провокация, организованная “пятой колонной” американских спецслужб”, – заявил председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль в студии программы “Ночное время”. Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности Михаил Гришаков, также привлеченный 1 каналом в качестве эксперта, заявил, что инициаторы мятежа проникли в Узбекистан из Афганистана – с территории, которая контролируется Соединенными Штатами Америки. “У меня, как у профессионала, возникает большое количество вопросов, – заявил Гришанков. – Растут потоки наркотиков с Афганистана, растет количество вооруженных столкновений боевиков, которые выходят с территории Афганистана. Чья это политика?”
Журналисты тем временем продолжают подбирать эпитеты для событий в Узбекистане. Кроваво-красная это революция или зеленая? Маковая или миндальная? Слишком уж велик соблазн подменить анализ поэзисом.