Политической сенсацией этой недели стало прошение Сергея Степашина об отставке, направленное в администрацию президента. Степашин поспешил сделать заявление, что никакой политики в его заявлении не было и отставка является формальностью: вступил в силу новый закон о формировании Счетной палаты и ее председатель как законопослушный чиновник “посчитал необходимым поступить в рамках закона”. “Никто меня к этому, кстати, не подталкивал, и никакие проверки по приватизации, по монетизации к этому никакого отношения не имеют, это я говорю абсолютно откровенно”, – заявил Сергей Степашин в эфире Первого канала. Однако к комментариям и интервью главного ньюсмейкера политологи отнеслись с изрядной долей скептицизма, настаивая на том, что дело обстоит не совсем так, как пытается представить общественности главный российский счетовод.
Так, руководитель аналитической группы Меркатор Дмитрий Орешкин заявил в интервью радиостанции “Эхо Москвы”, что отставка Степашина связана с общеполитическими проблемами: “Степашин – человек амбициозный, склонный к проведению самостоятельной политики, он много вложил в последнее исследование Счетной Палаты по проблемам приватизации и надеялся, что эта работа будет по достоинству оценена в обществе. В то же время власть же предпочла эту работу сохранить под сукном. Кроме этого я вижу еще один момент. Снижается популярность ныне действующей власти, и от нее отходят люди, которые имеют амбиции дальнейшего политического существования, независимого существования вне этой команды. Он должен уйти в отставку для того, чтобы продемонстрировать свое несогласие”.
Директор института проблем глобализации Михаил Делягин придерживается противоположного мнения. Эксперт сообщил “Эху Москвы”, что отставка Степашина является еще одной демонстрацией его лояльности государству вообще и Путину в частности: “Если президент изменил систему назначения председателя Счетной палаты, то теперь Степашин облегчает ему задачу и ускоряет это назначение. Отчасти это действие может быть попыткой подать пример губернаторам. Я думаю, что сейчас его переназначат, и он тем самым как бы подаст пример губернаторам, что не бойтесь, ничего страшного в этом нет. Знаете, как в школе, когда дети боятся укола, то сначала взрослый какой-нибудь показывает, что вот меня укололи, и ничего страшного не произошло”.
“Маяк” отмечает, что заявление Сергея Степашина об отставке было подано еще в середине декабря. Подчеркивается, что согласно новым правилам кандидатуру на пост председателя СП представляет президент и утверждает Дума и Совет Федерации. При этом статус Счетной Палаты повышается до федерального министерства. Сам Степашин свое решение уйти в отставку называет “совершенно очевидным”, так как оно направлено на то, “дать возможность президенту определиться с новым председателем или старым председателем и его заместителем в рамках вступившего федерального закона”.
Вместе с тем, как отмечает “Маяк”, некоторые наблюдатели связывают уход Степашина с подготовленным Счетной Палатой докладом о нарушениях в ходе приватизации за десять лет, который он в ближайшее время должен огласить в думе. По некоторым данным, в числе компаний нарушителей называются Лукойл и Сибнефть. “Отставка Степашина дело рук олигархов, которые боятся его доклада как огня”, – предполагают аналитики.
Другого мнения придерживается президент по национальной стратегии Станислав Белковский. Вот что сказал эксперт “Маяку”: “Сергей Степашин хочет как можно быстрее переизбираться на пост главы Счетной палаты, поскольку он понимает, что в долгосрочной перспективе шансы его безболезненно вновь занять этот пост в соответствии с новым законом будут уменьшаться. Степашин сосуществует с весомой оппозицией в Совете Федерации и в Государственной Думе, его не любят многие влиятельные бизнесмены, в первую очередь Роман Абрамович. И поэтому Степашин торопится, он действует точно так же, как действует и ряд губернаторов”.
Белковский не сомневается, что Владимир Путин вновь внесет кандидатуру главы СП “несмотря на то, что между этими политиками нет полного взаимного доверия”, так как Степашин считался преемником Ельцина. Вместе с тем, как отмечает эксперт, действующей власти нужен Сергей Степашин – “пусть именно как инструмент и рычаг воздействия на олигархов, на определенные политические круги”. “Не надо недооценивать роль Счетной Палаты именно как инструмента давления, который Кремль может использовать в самых различных ситуациях”, – резюмирует Станислав Белковский.
Директор Института политических исследований Сергей Марков также не сомневается в переназначении Сергея Степашина. В эфире “Маяка” аналитик заявил, что Степашин является союзником Владимира Путина, так как “у них очень похожее видение ситуации”. При этом эксперт делает существенное уточнение, что председатель Счетной Палаты является одним из немногих политических деятелей, которых можно назвать скорее союзником, чем вассалом президента: “Степашин неоднократно занимал достаточно такую серьезную позицию, критическую по отношению к ряду власть имущих группировок. Таким образом и Кремль поддерживал Сергея Степашина, и те люди, которые достаточно критически относятся к Кремлю”.
Есть и другая версия отставки Степашина, которая была озвучена НТВ. Как сообщил Антон Хреков, появились слухи о том, что председатель Счетной Палаты готовится занять некий важный пост или даже сформировать новую партию. Однако, как отмечает НТВ, в окружении Степашина это сообщение охарактеризовали как “чистый вымысел”.
“Что все-таки было, конфликт или протокольная процедура?” – вслед за многими другими аналитиками задает этот вопрос ведущая программы “События” на ТВЦ Анна Аверина. Обозреватель телеканала Андрей Стуруа в сюжете, посвященном этому неоднозначному событию, напоминает, что Сергей Степашин сообщил о своей отставке на встрече с думской фракцией “Родина”. “Именно на это обстоятельство обратили внимание некоторые наблюдатели, которые считают, что уход с поста связан с решением самого Степашина вернуться в большую политику, – сказал Стуруа. – При этом большинство сходится во мнении, что основная же причина отставки – еще не обнародованный доклад Счетной палаты об итогах приватизации в 1993-2003 годах, который, как ожидается, может стать причиной громких скандалов”. Корреспондент ТВЦ также отмечает, что на протяжении двух последних лет в центре внимания Счетной Палаты был владелец “Сибнефти” Роман Абрамович.
Любопытно, что заявлению Степашина об отставке предшествовала кампания по расследованию деятельности Абрамовича на Западе. 17 января канал НТВ анонсировал документальный фильм БиБиСи, премьера которого была назначена на четверг. Британская вещательная корпорация также сообщила, что Европейский банк реконструкции и развития намерен отсудить у Абрамовича 9 млн. фунтов стерлингов, которые предприниматель якобы истратил на собственные нужды.
Нужно отметить, что в понедельник Роман Абрамович был главным героем вечернего эфира НТВ. Десятичасовой выпуск “Сегодня” дал еще более подробный сюжет о расследовании ВВС, чем “Сегодня” с Ольгой Беловой. Корреспондент НТВ Андрей Черкасов подчеркнул, что ВВС не собирается прекращать свое расследование: “Для англичан эта история только начинается. Не стоит сомневаться, что российский олигарх по-прежнему будет интересовать местных журналистов, они будут следить за каждым шагом Абрамовича. Ведь этот человек поменял представление многих в этой стране о том, как делается бизнес, поставил под вопрос святые для англичан правила честной игры”.
Нужно отметить, что Сергей Степашин в интервью “Комсомольской правде” дал понять, что преждевременно говорить о том, что Счетная Палата “копала-копала на Абрамовича, однако все лопнуло, как мыльный пузырь. “Все материалы по Чукотке и “Сибнефти” мы направили в правительство. О минимизации налогов, но по тем законам, которые были. После нашего вмешательства эта лазейка закрыта, – заявил Степашин. – Кстати, и англичане сейчас внимательно изучают, откуда у Абрамовича эти бешеные деньги, в том числе для покупки “Челси”.
Член думской фракции ЛДПР Алексей Островский в интервью “Эху Москвы” высказал предположение, что в итоговом докладе Степашина о приватизации “никакой информации об олигархах не было, или она была вообще без названия конкретных цифр и фамилий”. Островский считает, что отставка председателя Счетной палаты была продумана заранее администрацией президента: “Они готовят Степашина к тому, чтобы он возглавил новую демократическую партию, и встал во главе ее, поэтому сейчас специально раздувается скандал вокруг того, что ему не дали выступить с докладом об олигархах, которые неправильно приватизировали страну. На этой волне он и будет въезжать в следующую Госдуму: то, что он борется с олигархами, а ему не дают возможности”.
Лидер партии “Наш выбор” Ирина Хакамада в своих комментариях “Эху” при этом не исключает, что отставку Степашина могли инициировать определенные группировки, в частности, партия власти хотела бы назначить на вакантную должность своего человека.
Резюме к дискуссии вокруг отставки Степашина огласил Евгений Киселев, приглашенный директором Владимиром Варфоломеевым в программу “Эха” “Персонально ваш”. “Я думаю, что на самом деле за этим может стоять все, что угодно, – заявил главный редактор “Московских новостей”. Киселев подчеркивает, что Степашин очень неоднозначно относится к Путину: “Я прекрасно помню, как дрожали руки и губы у Сергея Владимировича, когда он, глубоко обиженный и оскорбленный, уходил в отставку и пытался быть в оппозиции. Прекрасно помню, что он баллотировался в Государственную Думу по одному списку с “Яблоком”. Далее Киселев фактически цитирует Дмитрия Орешкина: “Степашин может всерьез размышлять о том, а не соскочить ли вовремя с корабля. Потому что понятно, Счетная Палата – это автономный орган, напрямую не воспринимающийся как часть нынешнего политического режима. Черт его знает, вдруг Степашин думает о том, что пора строить какую-то там новую часть своей политической биографии”.
Зампред Счетной Палаты в 1995-2000 гг. Юрий Болдырев однако считает, что интригу вокруг отставки Степашина следует перевести в другую плоскость. В комментариях к интервью Сергея Степашина, которое “Известия” опубликовали в четверг, он сказал следующее: “Демонстрация лояльности и “запрос о доверии” – в рамках логики системы власти, не подлежащей какому-либо независимому контролю. Вопрос лишь один: зачем телеге пятое колесо? Счетная Палата имела особый смысл, когда действовала вопреки президенту и выявляла то, что он желал скрыть. У президента же и так и контрольное управление, и КРУ Минфина… Что-то здесь, похоже, лишнее”.