МУТНАЯ СИТУАЦИЯ: АНАЛИТИКАМ ВСЕ ПОНЯТНО И НИЧЕГО НЕ ПОНЯТНО ПРО "ЮГАНСК"

0:00
0


“Юганскнефтегаз” купила компания “Байкал Финанс Групп” (БФГ). Инвесторы и операторы мирового нефтяного рынка предприняли попытки узнать, что представляет собой победитель аукциона, и выяснили, что информация о “Байкале” есть в Федеральной антимонопольной службе, однако ведомство эти данные не разглашает. В свою очередь крупнейшие российские нефтяные компании заявили, что не имеют никакого отношения к победителю аукциона, хотя ушлым журналистам почти сразу стало известно, что БФГ на аукционе представляли люди из “Сургутнефтегаза”. “Ведомости” в статье “Победитель, похожий на “Сургутнефтегаз” сообщили, что на торгах были замечены начальник управления организационных структур компании Игорь Минибаев и первый замначальника финансового управления Валентина Комарова. Однако уже на следующий день в “Сургуте” не удалось обнаружить следов упомянутых персон, а о загадочном “Байкале” стало известно, что он расположен в Твери на Новоторжской улице.

Журналисты, направившиеся было на Новоторжскую, по указанному адресу не обнаружили никакого учреждения, которое могло бы заниматься столь серьезным бизнесом. Однако корреспонденты “Эха Москвы” по примеру своих коллег с НТВ, пытавшихся в свое время узнать всю правду о своем новоиспеченном гендиректоре Николае Сенкевиче через интернет, обнаружили весьма любопытный сайт www.baikalfinance.ru. Как сообщил ведущий программы “Эхо” Андрей Родионов, сайт был зарегистрирован в понедельник. Посетителям сайта сообщается, что физлица, купившие “Юганскнефтегаз”, – “нормальные ребята (когда надо, скажем больше)”. “На первом этаже нашей штаб-квартиры – кафетерий “Лондон”, винно-водочный магазин “Дионис”, и продуктовый магазин “Волга”. Юганскнефтегаз будет в подвале или на чердаке. Мы еще не решили, где именно”, – признаются “нормальные ребята”.

Помимо версий, что БФГ представляет интересы “Сургута” (об этом, в частности, заявил “Эху Москвы” и анонимный источник в “Газпроме”), эксперты высказывали мнения, что компания связана со структурами холдинга Алексея Миллера. Такой вывод аналитики сделали из публичного заявления Владимира Путина, которое, по давней традиции, прозвучало из прекрасного далека. Бумажные и электронные СМИ дружно процитировали следующие слова президента на пресс-конференции в Германии: “Насколько мне известно, акционерами этой компании БФГ являются исключительно физические лица. Но это лица, которые многие годы занимаются бизнесом в сфере энергетики. Они, насколько я информирован, намерены выстраивать какие-то отношения с другими энергетическими компаниями России, которые имеют интерес к этому активу. Насколько я информирован, аукцион прошел в строгом соответствии с действующим российским законодательством. Что касается сотрудничества с нашими китайскими партнерами, могу сказать, что они действительно не имеют никакого отношения к этому аукциону, однако, между крупнейшей нашей энергетической компанией “Газпром” и Государственной энергетической компанией Китая достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере энергетики”.

Заявление Путина несколько озадачило аналитиков, хотя и укрепило их в уверенности, что за сделкой ощутимо просматриваются “уши” “Газпрома”. Вот как прокомментировал итоги аукциона эксперт “Росбизнесконсалтинга” Александр Яковлев для радиостанции “Маяк”: “Такое ощущение, что власти хотят напустить в это дело тумана, чтобы рынок гадал: кого все имеют в виду? Я не готов комментировать высказывания о физических лицах, звучит все это немножечко странно. Вполне вероятно, что это какие-то структуры, которые приближены к людям, которые активно занимаются работой на энергетическом рынке. Но по большому счету к ним могут быть причислены все крупные компании, работающие в России, и нефтяники, и алюминщики, и сами энергетики, и остальные люди, которые занимаются машиностроением. Все. Кто угодно. И “Газпром” имеет отношение к рынку электроэнергетики, и тот же самый “Сургутнефтегаз”.

“Сложно сказать, кто все-таки стоит за этой компанией, которая купила “Юганскнефтегаз”. Одни считают, что это “Газпром”, другие считают, что это “Сургутнефтегаз”. Сегодня по ходу дня появлялись самые разнообразные суждения на эту тему, – отметил Яковлев. – Я думаю, что нужно подождать, все-таки официальную какую-то информацию получить. Мне кажется, что все же каким-то образом эта компания афилирована скорей не “Сургутнефтегазом”, а “Газпромом”.

Корреспондент ТВЦ Марина Туманова подчеркнула, что связь БФГ с “Сургутнефтегазом” казалась очевидной, так как у последнего достаточно свободных средств, чтобы купить активы ЮКОСа, к тому же главный нефтетрейдер сургутских нефтяников – компания “Кинекс”, которой руководит Геннадий Тимченко, – хороший знакомый президента России еще по питерским временам. Однако идеальный, казалось бы, расклад спутал президент, отмечает Туманова. После того, как на пресс-конференции в Германии Путин упомянул “Газпром”, кривая прогнозов дала резкий крен в сторону холдинга Миллера.

НТВ, комментируя поглощение БФГ “Роснефтью”, делает акцент на том, что это никак не влияет на присоединение компании Богданчикова к империи Миллера. Корреспондент телеканала Сергей Морозов при этом уточняет, что остается неизвестным, как Роснефть собирается расплатиться за пакет акций “Юганскнефтегаза”. Неясно и то, что за физические лица стояли за компанией “Байкал Финанс”. В ночь на пятницу газпромовское ТВ, однако, сообщило, что объединение компаний будет перенесено на месяц. В первом пятничном выпуске программы “Сегодня” также было процитировано заявление Путина о легальности покупки “Роснефти”: “Все вы прекрасно знаете, как у нас происходила приватизация в начале 90-х годов. И как, используя различные уловки, в том числе нарушающие даже тогда действовавшее законодательство, многие участники рынка тогда получали государственную многомиллиардную государственную собственность. Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы. Считаю это вполне нормальным”.

Обозреватель НТВ Кирилл Поздняков высказал предположение, что после сделки с “Роснефтью” вряд ли физические лица, стоявшие за компанией “Байкал Финанс Групп” будут раскрыты.

Вечерний аналитик Первого канала Михаил Леонтьев, тем не менее, в своих комментариях утверждает, что никакого принципиального значения не имеет, кто стоит за так называемыми “физлицами” из “Байкал Финанса” – хоть “Газпром”, хоть “Сургут”. “Ясно, что эти лица не с дуба рухнули”, – авторитетно констатирует Леонтьев. Заявление в первую очередь адресовано янки, которые со своим Хьюстонским судом в очередной раз суют нос, куда не положено. “Это редкий случай не просто адекватной, а я бы сказал, даже красивой игры, когда противник действует ниже уровня фола, – отмечает ведущий программы “Однако”. – Если бы у нас было ощущение, что американцы готовы сейчас начать с Россией полномасштабную экономическую войну, то такого рода ухищрение было бы малоинтересно, но поскольку есть серьезные основания полагать, что это далеко не так, наш асимметричный ответ на американские юридические “звездные войны” вполне соразмерен с масштабом угроз”.

REN-TV, комментируя ситуацию вокруг “Юганскнефтегаза”, утверждает что компания была продана в лучших традициях 90-х годов, по сути, опровергая заявление Путина о том, что сделка не имеет общего с залоговыми аукционами. Ведущий программы “24” Виталий Бузуев при этом цитирует заявление Михаила Ходорковского, переданное через адвокатов: “Власть сделала себе замечательный рождественский подарок. Уничтожена самая эффективная нефтяная компания России”. По словам адвоката Генриха Падвы, “Юганскнефтегаз” был продан по той же самой схеме, в применении которой обвиняют самого Михаила Ходорковского. 20 процентов “Апатита” были приобретены под контрольной ему фирмой “Волна” в интересах “Менатепа”.

Обозреватель “Эха Москвы” Юлия Латынина в связи с аукционом по продаже “Юганскнефтегаза” также вспоминает “Апатит”, однако акценты расставляет иначе. “Кремль почему-то активно сам начал посыпать следы махоркой и говорил, что это то Абрамович, то “Сургутнефтегаз”, то каких-то китайцев упоминали прямо на пресс-конференции Путина. То есть уникальный случай, когда даже президент участвовал в операции прикрытия, – отмечает Латынина в программе “Эхо”. – А зачем надо было покупать через “Байкал Финанс Групп”, у меня есть единственное объяснение. Я полагаю, что люди, которые покупали “Юганскнефтегаз”, учились экономике на примере уголовного дела Михаила Борисовича Ходорковского. Вот в уголовном деле написано, что Михаил Борисович купил “Апатит” на подставную фирму, а потом продал акции и новая фирма стала добросовестным приобретателем. Они просто забыли, что для этого не должно быть решения хьюстонского суда – тот, который сказал, что это краденое имущество”.

Однако коллега Латыниной Андрей Колесников, приглашенный для комментариев ситуации в “Открытую студию” на “Радио России”, вслед за президентом утверждает, что и “Юганск”, и БФГ проданы вполне легально: “Путин прав в том, что государство вправе выставлять оба актива на продажу, если оно того хочет. Тот, кто больше дал, тот и победил – это абсолютно нормально”. Вместе с тем, Колесников отмечает, что у него возникают вопросы к содержательной стороне дела, в частности, почему “Роснефть” прикрывалась другой фирмой? “Может, они носят аппаратно-политический характер. Здесь только догадки”, – резюмирует обозреватель журнала “Профиль”.

В этом же ключе высказался руководитель аналитического департамента Центра коммуникативных технологий и пропаганды Михаил Виноградов: “Я думаю, что объяснение президента удовлетворило тех, кто изначально к этой сделке относился благожелательно, и не сняло вопросы у тех, кто относится к этой сделке с подозрением. У тех, кто не верит в это объяснение, наверное, остались вопросы к главе государства”.

Между тем, 1-й вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс видит в сделке по приобретению “Роснефтью” “Юганскнефтегаза” лишь негативные моменты. “Здесь есть две составляющие, – заявил эксперт в эфире “Эха Москвы”. – Первая это вывод активов нефтяной компании из конкурентного сектора в неконкурентный. Это повышение рисков в этой отрасли и создание предпосылок для менее благоприятных условий конкуренции, соответственно меньших темпов роста в этой отрасли. Если государство хочет создать сверхмощную энергетическую компанию, это его право. С моей точки зрения, это экономически ошибочное решение, но способ оформления этого решения, скажем так, вызывает столько вопросов и внутри, и за рубежом. Все это вызывает ощущение непрофессионализма, теперь уже в сфере экономики”.

В программе REN-TV “24” с Ольгой Романовой подчеркивается, что ситуация вокруг “Юганска” и БФГ является воплощением самого страшного сна российских бизнесменов о том, как “государство накладывает свою могучую руку на частные сырьевые активы”. “Операция, которую пришлось сегодня провести, – это даже не национализация, это просто экспроприация, с моей точки зрения, потому что “Роснефть” тоже не имеет денег для того, чтобы купить “Юганскнефтегаз”, – так оценивает ситуацию научный руководитель “Высшей школы экономики” Евгений Ясин.

Корреспондент REN-TV Анна Нельсон заметила, что наблюдатели, пытаясь ответить на вопрос, откуда у “Роснефти” взялись такие деньги, предположили, что пришли они оттуда же, откуда появились почти 2 млрд. долларов, необходимых для участия в аукционе, у фирмы с трехдневной историей. При этом аналитики обращают внимание на то, что за последние две недели золотовалютные запасы Центробанка сократились почти на те же искомые 2 млрд.

“Очевидно, следующим тактическим шагом в этой схеме будет слияние “Роснефти” и “Газпрома”. Оно планируется в новом году, – заявляет Нельсон. – Будущую сделку, после которой государство получит контроль над монополией, газеты уже называют историей о том, как “Госгаз” съест “Госнефть”, а техасский суд, отстаивающий права ЮКОСа, уже будет иметь дело не просто с компанией, а с целым российским государством. Но вмешательство заграничной Фемиды в деприватизационный дебют Кремля, по мнению некоторых экспертов, будет напоминать Сизифов труд”.

Закончить обзор хотелось бы замечанием аналитика компании “СТМ-Инвест” Михаила Пака, которое приводит “Полит.Ру”: “Ситуация с переделом активов ЮКОСа “мутная”, поскольку “невозможно прогнозировать то, чем жестко управляют”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ