На этой неделе электронные СМИ с увлечением смаковали новое уголовное дело. Прокуратура обвиняет ярославского губернатора Анатолия Лисицына в превышении служебных полномочий. Следователи полагают, что губернатор с нарушением закона принимал решения о кредитах, чем нанес ущерб бюджету области на 1,5 миллиарда рублей. При этом прокуратура обращает внимание на то, что в вверенном Лисицыну регионе не доплачивали пособия на детей.
Само собой напрашивается аналогия с героем вчерашних дней Дмитрием Аяцковым. Ведущий программы “Страна и мир” на НТВ Антон Хреков так прокомментировал ситуацию: “Если раньше Генпрокуратура наносила одиночные удары по российским губернаторам, то теперь она, похоже, переходит к ковровым бомбардировкам”. В программе “События” на ТВЦ дело губернаторов считают “приметой времени”: “Некогда всесильные и неподсудные главы российских регионов все чаще получают повестки в прокуратуру”.
Реакция Лисицына на атаку со стороны Генпрокуратуры была вполне предсказуемой. Он почти дословно повторил текст, произнесенный его саратовским коллегой несколько месяцев назад: “Разумеется, с данными выводами я абсолютно не согласен. И вообще все происходящее считаю каким-то странным недоразумением”. При этом он добавил, что данное обвинение можно предъявить абсолютно любому губернатору любой российской территории, поскольку “здесь перечисляются те социальные проблемы, которые касаются в целом России, в целом любого российского региона”.
С ярославским губернатором полностью согласен директор института политических исследований Сергей Марков. В комментариях “Маяку” он сказал следующее: “При нашем состоянии законодательства, судебной практике, действительно, против каждого можно возбудить уголовное дело. Дело ЮКОСа косвенно сыграло большую роль, потому что оно дало, хотя это, может быть, не планировалось, какой-то сигнал, что все позволено. Есть некое попустительство. Существуют массовые нарушения законов – налоговых и других, как должностными лицами, так и разного рода бизнес-структурами. Дозволение нарушать закон – это есть некая льгота, если речь идет о бизнесе, то это какая-то коммерческая льгота. Если кто-то заинтересован в сохранении своей конкурентоспособности, своем выживании, будем так говорить – экономическом, да и политическом тоже, то он как бы в этой ситуации толкается на нарушение закона. Но получается, что возбудить уголовное дело можно против каждого, но делается это выборочно. Поначалу власть считала, что она может держать этот процесс под своим контролем, но у меня сейчас есть ощущение, что этот процесс выходит из-под контроля, потому что очередное уголовное дело – такая тенденция. И, на мой взгляд, уже много таких прецедентов. Мне эта тенденция не нравится, я и сам пытаюсь понять, во что это может вылиться. Тенденция тревожная. Она неконструктивная”.
Президент совета по национальной стратегии Станислав Белковский считает, что дело Лисицына следует рассматривать в контексте ротации политических элит, обусловленной сменой приоритетов в политике Кремля. Кроме того, по мнению аналитика, нельзя исключать, что смещения ярославского губернатора добиваются некие олигархи, заинтересованные в укреплении позиций в регионе. “Давно известно, что у Аналтолия Лисицына не сложились отношения с олигархом Олегом Дерипаской, – отмечает Белковский. – Они иногда мирились, иногда ссорились, но в конечном итоге стратегическими партнерами не стали. И вполне можно допустить, что Дерипаска сегодня стремится поставить в Ярославскую область своего человека. С другой стороны есть общая линия, курируемая заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком на замену губернаторов, в чьей абсолютной лояльности Кремль не может быть уверен в ходе непопулярных реформ. В частности в ходе реализации законов о монетизации социальных льгот. Анатолий Лисицын был одной из ярких фигур ельцинского периода, региональный лидер, вокруг которого могут сконцентрироваться социальный протест и недовольство федеральной властью, поэтому перед началом масштабных непопулярных реформ такого губернатора всегда лучше иметь вне власти. Нельзя исключать, что это второй фактор, который приводит сегодня к давлению на Лисицына, хотя решающую роль, конечно, играет и состояние региональной правоохранительной системы, которая во многом замыкается на региональные экономические и политические интересы, а даже не на прямые команды из Москвы”.
Вместе с тем, политолог не сомневается, что дело Лисицына будет закрыто, однако отставка губернатора не исключена, хотя это вряд ли произойдет в ближайшее время. Белковский также предполагает, что Анатолий Лисицын пойдет на компромисс после назначения ряда фигур в систему исполнительной власти области, приемлемых для инициаторов этого дела.
Директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков расценивает дело Лисицына как показательное выступление накануне проведения масштабной губернаторской кампании. В эфире REN-TV прозвучало такое мнение аналитика: “Накануне предстоящей передачи власти неплохо было бы запугать потенциальных если не кандидатов, то людей, которые могут серьезно повлиять на передачу власти. И поэтому сначала была продемонстрирована атака на олигархов, чтобы никто из них даже и мысли не держал о том, чтобы каким-то образом оформить Давос-2008. Потом запугали и губернаторский корпус, вернее пытаются запугать. Константин Титов, Дмитрий Аяцков, Анатолий Лисицын, Юрий Лужков в том числе”.
Аналитики обращают внимание, что Анатолий Лисицын, как и Дмитрий Аяцков, является политическим долгожителем, укрепившим позиции во времена правления Ельцина. Как отмечает корреспондент НТВ Борис Кольцов, сам себя Лисицын причисляет к лагерю “губернаторов-прагматиков”: он проводил регулярные встречи в Кремле и участвовал во всех проправительственных партиях. Вот как Лисицын сформулировал свое политическое кредо во время проведения предвыборной кампании: “Мы всегда будем голосовать за здравый смысл. И никто из нас не будет голосовать никогда за президента, который может набрать 10-12 процентов на президентских процентах. Мы всегда выбор сделаем в пользу проходного кандидата. Того, кто может реально представлять будущую экономику, будущую политическую жизнь России. Поэтому кандидатура Путина на сегодня очень приемлема, она нами всеми воспринимается одинаково”.
Как отмечает НТВ, ярославский губернатор никогда не выходил в оппозицию Кремлю, а при Путине снискал славу собирателя земель русских, активно поддерживая идею укрупнения регионов: “Для большинства руководителей, политиков, которые задумываются о будущей судьбе России сегодня очевидно, что территориальное устройство страны, в которой 89 регионов и экономический баланс совершенно разный, вот это все будет в перспективе мешать нормальному экономическому развитию и нормальной системе управления”, – заявил Анатолий Лисицын. Более того, два года назад Лисицын отметил, что если президент решит растворить Ярославскую область, например в Костромской, “это будет правильным государственным решением”. Однако Борис Кольцов считает, что Анатолий Лисицын, играя в поддавки власти, конечно же, лукавил, так как прекрасно понимал, что скорее слабого присоединят к сильному, чем наоборот.
Впрочем, у Генпрокуратуры как раз и вызывает сомнения механизм привлечения инвестиций, обеспечивший процветания Ярославской области. Как отмечает Ren-TV, Лисицыну подписанный вменяется в вину подписанный им закон о стимулировании экономической деятельности в регионе. Этот документ закрепляет право за муниципальными образованиями, в частности, Угличем и Ростовом, самим распоряжаться собранным налогом на прибыль. Генпрокуратура сочла, что таким образом Лисицын дал “зеленый свет” оттоку из области бюджетных средств.
Ярославский губернатор с обвинениями категорически не согласен: “Имелись абсолютно все положительные заключения Министерства юстиции по Ярославской области, налоговых органов, прокуратуры, контрольно-счетной палаты. Они не имели абсолютно никаких замечаний к данному законопроекту. Поэтому у меня не было никаких причин данный закон не подписывать”.
Корреспондент REN-TV Анна Нельсон отмечает, что аналогичный документ был на днях подписан губернатором Санкт-Петербурга. Лисицын, комментируя ситуацию, ограничился горькой констатацией: “То, что для Матвиенко явилось повышением ее рейтинга, для меня явилось понижением до уровня предъявления мне обвинения”.
Нужно отметить, что электронные СМИ пока воздерживаются от открытых выпадов в адрес Анатолия Лисицына. Возможно, что просто выжидают, а возможно, что журналисты просто испытывают симпатию к ярославскому губернатору, который, как отмечает НТВ, запомнился обывателям тем, что имеет огромную коллекцию галстуков. Такая вот невинная слабость, свойственная политике с человеческим лицом.