В пятницу президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с заявлением, которое не могло оставить равнодушным ни политический бомонд, ни рядовых россиян, желающих повести отпуск на черноморских курортах: “Я в свое время отдал приказ и сейчас его подтверждаю: по всем без исключения кораблям, решившим заплыть на абхазскую территорию, должен быть открыт огонь, и они должны быть потоплены. Я это говорю для так называемых туристов из России. Эта земля окроплена грузинской кровью, на ней играли головами грузин”.
Выпад грузинского лидера всколыхнул российские электронные СМИ, которые в последнее время настойчиво воздерживаются от аналитики, разумеется, когда речь идет о внутриполитических событиях. В случае с Саакашвили получилось совсем как в анекдоте: журналистам демократической России отнюдь не возбраняется сказать все, что они думают о поступке зарубежного политического лидера.
Ведущий программы “События. Семь дней недели” на ТВЦ Илья Колосов отметил, что Михаил Саакашвили отнюдь не самый спокойный политик, однако его последнее высказывание даже темпераментом объяснить трудно. Корреспондент телеканала Андрей Водостой обращает внимание, что заявление Саакашвили было сделано накануне его визита в Вашингтон, из чего можно сделать вывод, что президент Грузии хотел не столько разозлить Москву, сколько понравиться Вашингтону. По мнению Водостоя, в поступке Михаила Саакашвили на самом деле никакой горячности нет, а есть трезвый расчет – сыграть на противоречии России и Запада с максимальной выгодой для себя.
Как отмечает корреспондент ТВЦ, не получив желаемой поддержки от Вашингтона, Саакашвили был вынужден отказаться от прежней риторики и вновь стать “белым и пушистым”. В частности, выступил со следующим заявлением: “Мы должны соблюдать спокойствие, наша политика ясна, мы хотим демилитаризации, мы хотим демократизировать весь регион и поддерживать диалог, в том числе и с Россией”. Водостой напомнил, что однажды Михаил Саакашвили признался, что “до Москвы гораздо ближе, чем до Вашингтона, но Вашингтон сильнее”. По мнению журналиста, Грузия не может больше балансировать между Россией и Западом: “Сильнее или ближе – надо что-то выбирать”.
Телеканал Ren-TV также отмечает, что визит Саакашвили в США прошел далеко не так удачно, как хотелось бы грузинскому лидеру. Так, после встречи с госсекретарем США президент Грузии поспешил заявить, что нашел полное понимание, однако Колин Пауэлл в оценках был куда более сдержан. Корреспондент телеканала Александр Оносовский подчеркнул, что американское руководство не стало драматизировать ситуацию и прохладно отнеслось к жалобам Саакашвили на некоторых российских политиков, которые “делают возмутительные заявления вроде того, что Грузия превышает свое право на суверенитет и стремится к конфронтации”. “Что мы очень хотим сделать – так это успокоить ситуацию, устранить напряженность и тенденцию к провокациям и вернуться к диалогу. Я не склонен думать, что мы находимся на пороге кризиса, как думают некоторые”, – подчеркнул Колин Пауэлл.
“Сейчас Вашингтону не до конфликта на Кавказе. Накануне президентских выборов хватает своих проблем в Ираке. Госсекретарь США Колин Пауэлл после встречи с Михаилом Саакашвили заявил о готовности выступить в роли третьей стороны, которая оказала бы содействие в урегулировании разногласий между Москвой и Тбилиси. Но в данном случае речь идет не о посредничестве, а скорее о консультациях в этом процессе”, – такое резюме сделал Александр Оносовский.
В понедельник лидеру грузинской “революции роз” был посвящен центральный сюжет программы “Страна и мир”. Корреспондент НТВ Алексей Пивоваров обратил внимание на географию поездок Михаила Саакашвили, который через день после возвращения из США отправился на Украину: “Для людей его комплекции такая прыть обычно не свойственна, но истекающие как раз сегодня 200 дней его президентства кажутся одним сплошным порывом. Чередой резких экзальтированных движений, обаятельных и пугающих. Вот он в Вашингтоне предлагает госсекретарю Пауэллу закусить хот-догом, а вот намекает соседям, пришло время закусить губу”.
Алексей Пивоваров подчеркивает, что логику поступков Саакашвили, совершающего один за другим экстравагантные поступки, пытаются понять многие аналитики, что однако не так-то просто: “Про политиков, делающих стремительную карьеру, иногда спрашивают: кто он, мистер такой-то? И ответить бывает трудно, информации мало. С президентом Грузии обратный случай: тут информации слишком много, и слишком она противоречива. Есть Саакашвили-народный трибун, вождь революции и популист, не хуже Жириновского. А есть Саакашвили-респектабельный политик западного толка. Диплом колумбийского университета, жена голландка и тихие семейные ценности. Иногда кажется, на любой случай жизни есть свой Саакашвили. А силы амбиций здесь хватит не на одну жизнь”.
Вместе с тем, по мнению Пивоварова, было бы переупрощением пытаться понять политику Саакашвили, исходя только из характерологических особенностей. Как отмечает корреспондент НТВ, президент Грузии как прирожденный политик прекрасно понимает, что если страну ждут тяжелые времена, следует переключить внимание граждан на какую-нибудь иную проблему, например территориальную: “Старые раны, конечно, зарастают, но их легко разбередить. Саакашвили привела к власти маленькая победоносная революция. И чтобы остаться на гребне, он не должен снижать революционные градусы. Пока получается. За бескровной сменой власти последовал бескровный аджарский блиц-криг, но чем дальше, тем труднее обходиться без крови. Когда так много говорят о войне, любой пустяк кажется зловещим”.
С утверждением Алексей Пивоварова согласен его коллега с ТВЦ Самир Шахбаз. Ведущий программы “События” не сомневается в том, что “грузинская игра в “морской бой” перерастает в нечто большее”. Упомянутый выше Андрей Водостой отметил, что Саакашвили проводит политику под следующим девизом: “Мы стоим за дело мира, мы готовимся к войне. Грузии не нужна конфронтация, но она пойдет на конфликт с Россией, когда будет к этому готова”. Однако через несколько дней после визита в США скандальное заявление грузинского лидера о готовности топить российские корабли с “так называемыми туристами” было дезавуировано. Во вторник утром российские бумажные и электронные СМИ опубликовали материалы о “трудностях перевода”. Министр по вопросам урегулирования конфликтов Грузии Георгий Хаиндрава заявил, что президент просто предупредил россиян, которые прибывают на катерах из Сочи в Абхазию о том, что непризнанная республика является регионом, потенциально опасным для них. “Мы не можем понять, почему высказывания Михаила Саакашвили, которые, кстати, были некорректно переведены на русский язык, вызвали столь острую реакцию”, – отметил Хаиндрава.
Новые перипетии в абхазской истории столь же активно комментировались в СМИ. “Антироссийская истерия в Грузии, похоже, дала обратный ход”, – заявил ведущий ТВЦ Самир Шахбаз. В среду в центре внимания телеканалов была встреча главы Минобороны Сергея Иванова со своим грузинским коллегой Георгием Барамидзе. Телеканал “Россия” отметил, что решение грузино-осетинского конфликта возможно только за столом переговоров. “Никто не заинтересован в дальнейшей эскалации напряженности”, – заявил Сергей Иванов. Готовность к компромиссу продемонстрировал и Георгий Барамидзе: “Мы договорились, что обе стороны придумают все возможное для того, чтобы полностью разоружить все формирования с одной стороны и с другой стороны”.
На следующий день глава Минобороны Грузии высказался более четко: “Мы сегодня же могли бы разрешить проблему Южной Осетии силовыми способами, если бы мы этого хотели. У нас было достаточно поводов для этого. Но мы, стиснув зубы, вытерпев, все-таки не сделали тот шаг, который заслуживали, наверное, эти сепаратисты и все-таки остались верны своей политике разрешения мирными способами”. Такой фрагмент переговоров представителей высшего военного руководства России и Грузии был озвучен радиостанцией “Маяк”.
Корреспондент НТВ Владимир Чернышов обратил внимание на демонстративный характер российско-грузинского диалога Иванова с Барамидзе: “Политики громко ругаются только заочно. При личной беседе – дипломатическое рукопожатие. Теперь это называется встреча стратегических партнеров и исторических друзей, а ведь всего несколько дней назад ссора соседей чуть не переросла в скандал”. Если верить российским и грузинским политикам, конфликт в отношениях дружественных государств раздувают именно журналисты. Сергей Иванов опроверг заявлением руководителя пограничного департамента Грузии Бадри Бицадзе, что два самолета типа МИГ-29 дважды нарушили границу, углубились на 45 километров и в течение 3-х часов кружили над Цхинвали. Глава Минобороны заявил, что эту информацию нельзя расценивать иначе как “ахинею” и “бред сивой кобылы”, а потому ее даже не стоит комментировать. Георгий Барамидзе полностью поддержал своего российского коллегу: “Что говорится в СМИ зачастую – это одно, а что происходит – это другое”.
Своего рода проверкой на политическую лояльность Грузии стал вояж на прогулочном катере вдоль берегов непризнанной Абхазии того самого Владимира Жириновского, на которого, по мнению журналистов, так похож Михаил Саакашвили. Еще накануне поездки лидера ЛДПР журналисты выразили уверенность, что российских туристов топить никто не будет. Как отметил Владимир Чернышов, “судя по изменившемуся тону в разговоре между Тбилиси и Москвой, вряд ли жизни Жириновского что-либо угрожает”: “Кавказскую горячность меняет рассудительность. Теперь в Тбилиси демонстрируют, что намерены договариваться, а не бросать громкие упреки”. Замминистра госбезопасности Грузии Гиги Угулава в эфире радиостанции “Эхо Москвы” назвал действия Жириновского грубой провокацией, которая, тем не менее, не нарушит добрососедских отношений: “Мы не собираемся топить Жириновского, так как понимаем, что с его стороны – это игра на нервах, на которую мы не поддадимся”.
И в среду вечером все электронные СМИ развлекали зрителей репортажами о водном путешествии вождя либерал-демократов. Как сообщил канал ТВЦ, утром 11 февраля события развивались драматично. Российский прогулочный катер “Акация” с делегаций ЛДПР был блокирован грузинскими пограничниками. Они предложили Владимиру Жириновскому покинуть территориальные воды Грузии, и в случае отказа обещали открыть огонь. Ситуацию удалось разрядить только после того, как к месту инцидента подоспели абхазские военные катера. “В Тбилиси клялись, что Жириновский до Абхазии ни за что не доплывет. Но просчитались. В Сухуми лидера ЛДПР с цветами, хачапури и вином встречали все руководители Абхазии”, – отметил Самир Шахбаз.
Корреспондент Первого канала Максим Бобров вслед за своим коллегой с НТВ Алексеем Пивоваровым признал, что “и по манере, и по тону своих пассажей лидер ЛДПР и президент Грузии весьма схожи – политики улицы, пришедшие во власть с трибунной харизмой”. По мнению Боброва, Жириновский и Саакашвили выполняют одну и ту же функцию в большой политике – после их эксцентричных заявлений более конструктивно настроенные дипломаты вынуждены смягчать разогретые донельзя ситуации. Однако если перефразировать знаменитое “что позволено Юпитеру, не позволено быку”, политика “от противного”, которую проводит первое лицо государства, становится слишком рискованной игрой, в которой не может быть никаких сдержек и противовесов.