Принятый в первом чтении Жилищный кодекс стал центральным событием минувшей недели. Именно квартирному вопросу, который, по оценке ведущей программы “Сегодня” на НТВ Ольги Волковой, “способен не только испортить москвичей, но и вызвать бурю страстей в нынешней почти однопартийной Думе”, были посвящены пятничные ток-шоу и воскресные информационно-аналитические программы.
“В России для президента и правительства, похоже, наступил момент, когда они со всей определенностью решили использовать безраздельное влияние своих союзников в Думе, чтобы провести пакет смелых, многим даже кажется, чересчур смелых социальных идей”, – так прокомментировал принятие пакета непопулярных законопроектов ведущий программы “Вести недели” на канале “Россия” Сергей Брилев. Подчеркивается, что новый Жилищный кодекс, по сути, означает отказ от советской системы, которая де-факто давно уже является фикцией. “Стихийный рынок надо привести в чувство. Только вот новые порядки надо разъяснять не только понятливым депутатам, но и паникующим избирателям”, – с мягкой увещевательной интонацией в голосе отмечает Брилев. Корреспондент канала Игорь Кожевин спешит успокоить россиян, что, когда новые законы вступят в силу, “ужаса будет меньше”: “Кредиты для граждан и застройщиков станут больше, долгосрочнее и доступнее”.
Среди тех, кто слабо верит в эти обещания, обозреватель REN-TV Марианна Максимовская. “Отдельную квартиру каждой семье к 2000 году обещали при советской власти. В России путинской задачи ставятся более скромные. Наказ президента – к 2010 году обеспечить каждую третью семью не квартирой, а возможностью ее приобрести. Но под эту главную задачу было принято столько сопутствующих законопроектов, что тем, у кого квартиры уже есть, или тем, кто надеялся ее получить, жить станет отнюдь не легче”, – констатирует ведущая программы “Неделя”. В частности, отмечает Максимовская, согласно новому Жилищному кодексу, муниципальные власти могут выселять жильцов, если земля под домом понадобится для каких-либо городских нужд. При этом выселенным россиянам будет предложена не другая квартира, а денежная компенсация, которую будут определять не по рыночной стоимости квартиры, а по справке из БТИ. Кроме того, новый закон способствует усилению произвола местных властей, который смогут сами решать, прописать ли жену в квартиру к мужу, если он получил ее в муниципальном доме.
Марианна Максимовская также скептично оценивает введение ипотеки, которая должна по идее реализовать президентский наказ – сделать жилье доступным для россиян. По ее мнению, для того, чтобы ипотека заработала, надо увеличить темпы строительства: “Понятно ведь, что, если деньги у населения на жилье появятся, а квартир на рынке больше не станет, то цены вырастут фантастически”.
Однако с самой жесткой критикой Жилищного кодекса выступил канал ТВЦ, который является, по сути, информационной трибуной партии “Родина”, выступившей единым фронтом с КПРФ против принятия антинародного закона. Депутаты левых фракций в знак протеста демонстративно покинули зал заседаний. Аналитики подчеркнули, что уже давно в парламенте не было подобных демаршей депутатского меньшинства.
Так, в программе “Момент истины” зрители могли наблюдать увлекательный диалог “телекиллера” Андрея Караулова, который, что называется, “косил под дурочку”, и депутата оппозиционной фракции “Родина” Олега Шеина. “Бывший партнер Чубайса по Союзу правых сил господин Крашенинников готовит новый жилищный кодекс, по которому неплательщика можно просто выгонять на улицу”, – с негодованием заявляет Шеин. Караулов подхватывает: “Раз не можешь больше платить, иди, умирай на улицу”. “В Сибири!”, – добавляет Олег Шеин. “Ну, неужели действительно людей могут выселять из квартир, если они за эти квартиры платят, а за “коммуналку” платить не могут?” – недоумевает ведущий. “В том проекте жилищного кодекса, который уже внесен в Государственную думу, это черным по белым предусмотрено”, – поясняет депутат. “И больше не будет приватизации квартир?” – делает круглые глаза Караулов. “Это очень четко прописано в том проекте жилищного кодекса, который подготовлен, по сути, Союзом правых сил”, – констатирует Олег Шеин. Караулов согласен с депутатом и, в свою очередь, также называет проект Жилищного кодекса “посланием Чубайса”.
Коллега Андрея Краулова Глеб Протасенко в программе “Деловая Москва”, вышедшей в эфир ТВЦ вскоре после исторического заседания Госдумы, посоветовал смелым реформаторам из Госдумы начать жилищную реформу с себя – и в отношении льгот, и оплаты труда, и жилья: “Тогда сэкономим действительно все, и в миллионы раз больше. А так, как говорится, “не верю”.
Ответ скептикам прозвучал в программе “Парламентский час” на канале “Россия”, в студию которой был приглашен бывший “чубайсовский прихвостень” Павел Крашенинников. О том, насколько Жилищный кодекс может способствовать реальному решению квартирного вопроса, депутат ответил уклончиво и несколько загадочно: “Шанс получить квартиру честно, конечно, увеличивается, с одной стороны, если есть деньги ее приобрести. А с другой стороны, вот этот узкий поток нового жилья, конечно, должен быть сосредоточен именно на тех лицах, которые особенно в этом нуждаются”.
Однако основные баталии по Жилищному кодексу развернулись в пятницу вечером. В “Основном инстинкте” Светланы Сорокиной встретились представители воюющих сторон: единороссы Петр Щелищ, Вячеслав Володин и Виктор Плескачевский, а также депутат-коммунист Виктор Тюлькин и руководитель фракции “Родина” Дмитрий Рогозин. В дискуссии также приняли участие автор альтернативного законопроекта Галина Хованская и Владимир Жириновский, который предпочитает абстрактно жесткой риторике позиционирование с той или иной стороной конфликта. “Оппозиция зря ушла, – заявил Жириновский, комментируя демарш левых партий. – Нужно бороться за то, чтобы мы приняли какие-то меры в борьбе с чиновниками”.
Авторы скандального кодекса попытались победить оппонентов их же оружием. Единоросс Петр Шелищ напомнил борцам за светлое будущее слова революционера Александра Герцена: “Цель недостижимая есть цель притворная”. “Мы десятилетиями говорим людям, что у них есть право на жилье, но в нашем с вами родном городе в Москве 700 тысяч человек стоит на очереди и будут стоять еще 30 лет, и пока все не умрут, будут стоять на очереди. Давайте, наконец, поставим такие цели, которые мы можем реализовать. Самым нуждающимся дадим не только право, дадим жилье”. Петр Шелищ также ссылается на данные соцопросов, свидетельствующие о том, что только 6-7% населения связывают свои надежды на улучшение жилищных условий с государством.
Дмитрий Рогозин в ответ Шелищу заявил, что сокращением количества льготников проблему жилья решишь нельзя, так как высокие цены на жилье обусловлены высокой степенью коррумпированности чиновников. Однако для решения проблемы Рогозин предлагает реализовать всю ту же революционную цель: вырубить коррупцию на рынке жилья и повысить заработную плату гражданам России.
Однако персонажи программы “Красная стрела” по-другому оценивают проблему. Степан авторитетно заявляет, что цены на жилье “задраны до небес” из-за монополизма в строительстве, а Жилищный кодекс как раз и будет бороться с пресловутым монополизмом. Хрюн этого оптимизма не разделяет: “Ой, Степка, чего-то не верится мне, что монополисты от политики смогут победить монополизм в строительстве”.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступивший в эфире программы “Свобода слова” также признал, что “на самом деле монополизация российских рынков настолько велика, что сегодня это очень большая проблема”. Артемьев подчеркнул, что при коррумпированной экономике монополизация рынка будет сохранена. А ведущий ток-шоу Савик Шустер зафиксировал в общем-то парадоксальную вещь: та часть зрительской аудитории, которая получает более 12 тысяч рублей и на которую прежде всего ориентирована правительственная программа ипотеки, продемонстрировала низкий уровень доверия тем политикам, которые в ходе дискуссии озвучивали позицию государства.
Нужно отметить, что дискуссия в эфире НТВ продемонстрировала и другой парадокс: политики правого толка солидарны с левой оппозицией. Вот как прокомментировала Жилищный кодекс Ирина Хакамада: “Я согласна, что нужно развивать рынок жилья, чтоб он стал более доступным. И здесь играет роль и ипотека, и ликвидация монополии. Но какое к этому имеет отношение все новации, которые заложены в этом пакете?” Перестав быть депутатом, Ирина Мицуовна получила право оценить результаты полемики на правах эксперта. Вот какие выводы сделала Хакамада: “Доступная ипотека – это хорошо. Попытка снять налоги с рынка и сделать огромные возможности для того, чтобы жильё было более дешёвым и доступным для большего количества людей, – это тоже плюсы. Антимонопольная политика, антикоррупционная. Если Вы будете бороться со сговорами, я Вам от всей души желаю успеха. Только единственное предлагаю, если Вы будете действительно это делать, взять личную охрану – я это абсолютно серьезно! А вот теперь минусы. Минусы получаются следующие. Мы собираемся удвоить валовой внутренний продукт, мы собираемся удвоить количество строительства жилья для людей, мы собираемся удвоить темпы роста строительной индустрии, мы собираемся теперь все удвоить, потому что Владимир Владимирович сказать “удвоить”. Сказал бы удесятерить, мы бы отчитались сейчас, что удесятерим. При этом мы совершенно забыли о социальных правах людей и имущественных правах людей. Это самая главная проблема, прежде всего, абсолютно антинародного Жилищного кодекса, потому что это не имеет никакого отношения к рынку жилья. Выселение людей без права получения компенсаций только потому, что они, имея даже свои частные квартиры, находятся на муниципальной земле – то, о чем говорила Оксана Дмитриева, – а муниципальная земля уходит под различные городские объекты – это безобразие. Выселение людей через 6 месяцев только потому, что они не платят не только за квартиру, а не могут заплатить за коммунальные услуги вместе со всей семьей при этих диких тарифах и при совершенно коррупционном монополизированном ЖКХ – это невозможно. Ликвидация очередников – на самом деле идет ликвидация ордеров и приостановка бесплатной приватизации – это все против людей. Поэтому мой вывод следующий. Если президент хочет, чтобы все его удвоения произошли к 2010 году, то с высокой трибуны он должен потребовать следующего: чтобы сегодняшние чиновники и сегодняшняя власть, прежде всего, удвоили свою совесть. Или бы ушли в отставку”.
Светлана Сорокина, подводя резюме ток-шоу “Основной инстинкт”, была менее категорична, однако акценты поставила там же, где и Ирина Хакамада: “Сегодня все-таки нужно просчитывать, в том числе, и социальные последствия любых принимаемых законопроектов. И такое мое ощущение, что сегодня государство еще все-таки не вправе совсем удалятся от решения этих вопросов, хотя, судя по всему, такое движение есть. Поэтому любые какие-то жесткие, шокирующие решения, наверное, нужно еще и еще раз все просчитать ко второму чтению”.