ПОЛИТИЧЕСКАЯ "ПЕРЕЗАГРУЗКА": КРЕМЛЬ ИЗБАВЛЯЕТСЯ ОТ ГУБЕРНАТОРОВ ЕЛЬЦИНСКОГО НАБОРА

0:00
0


Против одного из самых ярких политиков ельцинской эпохи, саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова возбуждено уголовное дело. То, как подано это событие в электронных СМИ, напоминает историю с разоблачением “красного олигарха” Виктора Видьманова в разгар парламентской кампании. “Вести недели” с Кириллом Брилевым, как и полгода назад, предложили вниманию зрителей результаты журналистского расследования, из которого следует, как хорошо живется на Руси тем, кто грабит народное достояние. Как известно, эта тема пользуется неизменным успехом у миллионов россиян, всегда радующихся, когда находится ответ на извечный русский вопрос “Кто виноват?” Во всяком случае, провал КПРФ во многом можно объяснить грамотной пропагандистской кампанией в СМИ, в ходе которой против коммунистов было использовано их, коммунистов, собственное оружие – упреки в связях с кровопийцами-олигархами.

Как и в случае с Видьмановым, канал “Россия” скандальную историю сделал главным событием воскресной информационно-аналитической передачи. При построении сюжета в программе “Вести недели” был соблюден ключевой закон драматургии – контраст между тем, что было и тем, что стало. Дмитрий Аяцков квалифицируется как “влиятельнейший губернатор”, которого Ельцин Клинтону представлял, как следующего президента России. Однако, как говорится, отольются кошке мышкины слезки. Дотошная прокуратура, выведя на чистую воду Видьманова (неважно, что после проведения выборов СМИ утратили всякий интерес к судьбе “денежного мешка” КПРФ), преподнесла обворованным и униженным россиянам новый сюрприз. В расследовании дела Аяцкова появляются все новые подробности. Сначала всплыла история о странной растаможке комбайнов “Кейс” в разгар дефолта, потом выяснилось, что гражданская жена губернатора, живущая на зарплату буфетчицы, владеет роскошным особняком. Корреспондент “России” Андрей Волкова не без ехидства отмечает, что, хотя губернаторские особняки спрятаны за забором, не заметить их в Саратове невозможно, однако Аяцков продолжает утверждать, что перед законом он чист, и вся эта история – лишь первый скандал перед новыми губернаторскими выборами.

Эксперты отмечают, что незадолго до Аяцкова в поле внимания прокуратуры попал тверской губернатор Владимир Платов, который своей политической карьерой был также обязан Борису Ельцину. Журналисты печатных СМИ публикуют сведения из анонимных источников, что Кремль проводит кампанию по зачистке региональной элиты, дав отмашку на выемку пахнущих нафталином скелетов из бронированных шкафов, а аналитики строят гипотезы о том, что за всем этим стоит. Так, Леонид Парфенов скандальное разоблачение Аяцкова назвал “политической перезагрузкой”. Выстроенная вертикаль позволяет Кремлю перейти к тотальному перепрограммированию системы. Имидж “крепкого хозяйственника с харизмой” становится неактуальным. Корреспондент НТВ Алексей Пивоваров не сомневается, что в России начинается очередная кампания по недопущению ряда старых губернаторов на новые сроки.

Сам саратовский губернатор считает, что судебное разбирательство испирировано его политическими соперниками, которые “уже потирают руки” и “не дождутся конца Аяцкова”. Однако “слишком рано зачесалось у кого-то в одном месте”, констатирует ньюс-мейкер недели. Алексей Пивоваров отмечает, что одним из претендентов на кресло главы Саратовской области является бывший саратовский вице-губернатор, а ныне вице-спикер Госдумы, видный “единоросс” Вячеслав Володин. Сам Аяцков считает, что на его кресло претендует прокурор области Анатолий Богдар.

Обозреватель ТВЦ Станислав Кучер отмечает, что последние события в стране порадовали политологов, опасавшихся, что предсказуемость и скука политической жизни может оставить их без работы. Дело Аяцкова позволило экспертам вновь почувствовать свою причастность к коловращению колеса истории. Станислав Кучер не сомневается, что разоблачение Дмитрия Аяцкова – только первая серия детективного сериала с условным названием “Судьба вертикали”, героями которого станут нынешние и потенциальные региональные лидеры. Так что аналитики могут рассчитывать на длительные и серьезные подряды.

“Главная задача Кремля на сегодня – создание новых, полностью подконтрольных центру региональных элит. Без ее решения Россия так и останется формально федеративной, на деле полуфеодальным государством, управлять которым будет сложнее год от года, – отмечает Кучер. – Времена, когда местным начальникам предлагалось взять столько суверенитета, сколько они смогут проглотить, канули в лету. Тем более что те, кто смог, уже проглотили и двадцать раз переварили. На смену им теперь должны придти новые люди, с новой психологией, с новым мышлением, с новым отношением к центральной власти и, главное, с более скромными аппетитами”. По прогнозу аналитика, Дмитрий Аяцков до выборов 2005 года останется губернатором, но только в качестве “хромой утки”, которая “не то, что летать высоко, даже крякать будет исключительно по свистку”.

Ведущая программы “24” на Ren-TV Ольга Романова отмечает, что в деле Аяцкова совершенно неактуален вопрос о том, виновен ли губернатор: “Мы твердо знаем одно: захотят – посадят. Это, впрочем, касается всех граждан России. Как показывает практика, если речь идет о губернаторе, то к этой аксиоме есть поправка: скандал отшумит, и дело спустят на тормозах. В деле Аяцкова, как водится, больше вопросов, чем ответов. Ну, есть у Аяцкова история шестилетней давности, но таких историй у любого губернатора – на фунт сушеных”.

Директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков обеспокоен тем, что дела о разоблачении губернаторов могут стать тенденцией. По его мнению, высказанному в эфире Ren-TV, скандальные расследования инициируют силовики, которые заинтересованы в переделе власти и очень бы хотели поменять свою нынешнюю профессию.

Аналитики, однако, не могут скрыть недоумения: ведь Аяцков никогда не был замечен во фрондерских замашках. Он всегда отличался лояльностью Кремлю. Ольга Романова напоминает, что Аяцков одним из первых бросился строить у себя горнолыжный курорт, что, несомненно, можно расценивать как “глубоко политически осмысленный поступок”. Первый заместитель гендиректора фонда “Центр политических технологий” Борис Макаренко делает вывод, что политическая лояльность отныне не является гарантом сохранения власти. Эксперт рассматривает дело Аяцкова в контексте широкомасштабной ротации региональной элиты. “Я думаю, что Аяцков – это просто первая, наиболее близкая мишень из достаточно широкой плеяды старых, укорененных региональных лидеров”, – считает Макаренко. Аналитики констатируют, что в России просто-напросто происходит смена политических эпох, характеризующая тем, что одиозные региональные лидеры выходят из моды.

Дмитрий Аяцков, однако, является самым ярким представителем старой генерации. Он запомнился многими экстравагантными поступками. Вот что об этом сообщается в программе Александра Герасомова “Личный вклад”: “В 1996 году, придя к власти, Аяцков обязал все государственные учреждения выставлять по пять человек на ежегодный лыжный марафон. Через год впервые в России ввел частную собственность на землю. Все сельхозугодья Саратовской области стали покупаться и продаваться. Затем “отметился” на теме проституции. Он первым в стране предложил открыть публичный дом в своей области и выдавать сотрудницам лицензии на профессиональную деятельность. В очередной раз широту нравов Аяцков проявил на саммите “Восьмерки”. После знакомства с американским президентом Клинтоном заявил журналистам, что Билл – классный мужик, и он завидует Монике Левински. В 2000 замахнулся на космос, пообещал облететь вокруг Земли и даже начал тренироваться. Но в областном бюджете не оказалось денег, чтобы отправить Аяцкова так далеко. Оставшись на земле, решил позаботиться о себе. Пробил областной закон о губернаторе, обеспечив собственной семье охрану, страховку и бесплатный санаторий. В 2002-м самый заметный жест – Аяцков предложил, чтобы главу региона выбирал местный парламент, а кандидатов выдвигал бы президент. Так было бы дешевле, а губернатор острее чувствовал бы свою ответственность. Теперь Аяцкову выпал шанс ответить”.

Корреспондент ТВЦ Вера Кузьмина отмечает, что Дмитрий Аяцков давно уже выполняет функции марионетки и ничего не решает в своем регионе: “Заместители, силовики, мэр Саратова, руководство местной думы, словом, все местные фигуры либо назначены без его ведома, либо из оппозиции. Для Кремля нынешний Аяцков абсолютно безопасен. Но раздражает. Своими шуточками, своими эпатирующими выходками в духе позднего Ельцина”.

Однако приглашенный в студию ТВЦ политолог Джемал Сурманидзе с мнением Кузьминой согласился лишь отчасти. “Я считаю, что Аяцков – сильный губернатор, который умеет решать свои, по крайней мере, избирательные политические проблемы. Я могу сказать, что мои коллеги, которым приходилось в рамках публичных компаний вступать в такой содержательно-избирательный конфликт с Аяцковым, неоднократно говорили мне, что работать в Саратовской области очень трудно. И я бы не стал списывать Аяцкого со счетов”, – сказал эксперт.

Джемал Сурманидзе отмечает, что сегодняшняя политическая ситуация характеризуется усиливающимся разрывом в степени влияния президента и региональных лидеров, именно поэтому Кремль наконец-таки получил карт-бланш на проведение серьезных кадровых перестановок. Политолог подчеркивает, что ситуация более сложна и многомерна, чем пытаются ее представить многие эксперты. С одной стороны, Центр заинтересован в том, чтобы “сковырнуть заскорузлых региональных баронов”, “встряхнуть болото” “привести новых людей” и тем самым “обеспечить большую вертикальную мобильность”. С другой стороны, нельзя сбрасывать со счетов интересы крупных российских корпораций, которые также влияют на формирование региональной политики.

Как бы то ни было, после длительного простоя политический тотализатор вновь заработал. Желающие заработать очки поспешно делают ставку в игре “Кто следующий?”. Нужно отметить, что эта игра не менее азартная, чем угадывание кандидатуры преемника Михаила Касьянова. Джемал Сурманидзе отметил, что поле для маневра Генпрокуратуры в этой ситуации очень широко, так как в опалу может попасть любой губернатор, который подзадержался у власти. Эксперт не исключает, что жертвой очередного судебного разбирательства может стать вполне красивый “глянцевый” лидер Константин Титов, который “очень давно сидит на регионе”. По мнению Сурманидзе, подобное политическое долгожительство весьма опасно: против Титова может обернуться тот самый административный ресурс, которым он так мастерски овладел.

В то же время Ren-TV со ссылкой на генпрокурора Устинова сообщает, что вскоре могут возникнуть проблемы у дальневосточных губернаторов. В общем, пока в России не произошло укрупнения регионов, прогнозы могут быть весьма разнообразны. Так что делайте ставки, господа политологи: время политической нестабильности так скоротечно!

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ