ПУТИН ПОМОГАЕТ ФРАДКОВУ ВОЗГЛАВЛЯТЬ КАБМИН: ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРЕМЬЕР УХОДИТ В ТЕНЬ ПРЕЗИДЕНТА

0:00
0


“Владимир Путин поступил куда оригинальнее других кандидатов в президенты. Те предлагали нам свои программы перед выборами, Владимир Путин рассказал о своей уже после собственной победы”, – так охарактеризовал совместную коллегию Минфина и Министерства экономического развития корреспондент НТВ Константин Точилин в авторской программе Александра Герасимова “Личный вклад”.

Все без исключения журналисты электронных СМИ расценили это заседание коллегии как эпохальное событие: на нем был заявлен курс на ближайшие четыре года. Ведущий программы “Время” Петр Марченко подчеркнул, что, в отличие от своих предшественников, Путин сразу после победы на выборах продемонстрировал готовность к действию. Так, уже через несколько часов после того, как Владимир Путин покинул свой предвыборный штаб, он провел традиционное по понедельникам совещание с правительством, а в пятницу на совместной коллегии двух ключевых министерств президент заявил о форсировании административной, налоговой и бюджетной реформ.

О том, что заседание коллегии – это своеобразный старт программы развития страны на ближайшие годы, сказал и корреспондент программы “Вести” Андрей Кондрашов: “Присутствие на коллегии всего кабинета министров и даже некоторых региональных лидеров вовсе не удивительно. В основе нового экономического курса страны, как и ждали, оказались программные положения, изложенные Владимиром Путиным перед выборами. Не мешкая и без раскачки правительству теперь задан темп для выполнения этих задач. Благо, соглашаются все, состояние экономики позволяет”.

Корреспондент НТВ Александр Колпаков в программе “Сегодня” с Татьяной Митковой быстрый старт Путина прокомментировал так: “Похоже, политический ресурс, набранный президентом на недавних выборах, решили не экономить. Его прочность будет проверена в ближайшее время широкой дискуссией, в ходе которой предполагается обсудить предложенную сегодня стратегию развития страны”.

В репортаже, подготовленном для Кирилла Позднякова, Колпаков отметил, что журналисты были удивлены тем, что на заседании совместной коллегии двух экономических министерств собрался практически весь кабинет министров, в том числе силовики. “Мы начали понимать, что, очевидно, нас ждут здесь какие-то важные и серьезные заявления. В этих ожиданиях мы не ошиблись”, – признался Колпаков.

По традиции позицию скептика занимает ТВЦ, хотя на этот раз в его эфире не прозвучало развернутой критики. Выпал из оппозиционной ниши и канал Ren-TV, ограничившись информационным сообщением.

Корреспондент программы “События” на ТВЦ Сергей Леонов отметил, что заседание коллегии закончилось аплодисментами, хотя осталось непонятным, как именно правительство будет добиваться экономического роста и снижения бедности. Вместе с тем, Леонов признал, что отчасти ответ на вопрос дала дискуссия по налогам: “Министры заверили главу государства, что налог на доходы граждан увеличиваться не будет. Единый социальный налог резко снизится, а в целом система платежей по завершению реформы на длительное время останется неизменной. Курс на поощрение экономической свободы правительство удерживает без отклонений”.

Коллега Леонова по ТВЦ Игорь Константинов назвал заседание совместной коллегии “семинаром по экономике”. Михаил Фрадков, выслушав речь президента, ответил по-военному четко: “Правительству задачи понятны”. Больше к премьеру вопросов не было. По-другому повел себя Герман Греф, который попытался уйти от излишне амбициозных сценариев. Однако маневр министра не удался. Когда на просьбу президента назвать сроки, к которым количество бедных в России уменьшится вдвое, Греф ответил, что “желательно эти цифры достичь за четырехлетие”, президент сделал следующее замечание: “Хороший начальник. Есть конкретный план, который вами же и подготовлен. Не стесняйтесь, прямо так и скажите: за три года эта цифра будет достигнута. Давайте поаплодируем теперь”.

Корреспондент НТВ Константин Точилин сравнил заседание коллегии с советским “комбедом” (комитетом по делам бедноты): “Равноудалив богатых, Владимир Путин теперь решил взяться за бедных. Борьба с бедностью – гвоздь президентской поствыборной программы. Бедность, точнее борьба с ней, имеет все шансы стать новой национальной идеей. Чтобы победить врага, его нужно знать. Правительство уже точно знает, что максимально допустимый уровень бедности – это 12 процентов. К этому уровню мы и будем стремиться. Виновный назначен заранее – уполномоченный по бедноте Герман Греф”.

Одним из механизмов сокращения бедности в стране станет замена льгот прибавкой к пенсии от 500 до 900 рублей, что позволит “сократить путь денег от казны до кармана пенсионера”. “Комбед” начал и агитационную кампанию по увеличению пенсионного возраста. Пока правительство предлагает гражданам добровольно повысить пенсионный возраст, однако экономисты предвидели такое развитие событий. “Я выполняю свой неприятный долг говорить российскому населению о том, что нам не избежать в той или иной форме повышения пенсионного возраста. Мы не сможем оставаться в том положении, в котором мы находимся сегодня, в связи со старением населения, в связи со многими обстоятельствами”, – заявил в эфире НТВ научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

По мнению Точилина, обсуждение перспектив роста ВВП стало самой скучной частью заседания “комбеда”. Даже президент произнес те же слова, что и два года назад: “Мне кажется, я уверен, правительство должно стоять перед выбором более амбициозных планов. Но все-таки нужно как-то ставить перед собой, как мы когда-то сформулировали, амбициозные задачи”.

Точилин напомнил телезрителям, что комбеды занимались не столько обогащением бедных, сколько раскулачиванием богатых, поэтому одной из самых “амбициозных” задач правительства могло стать введение природной ренты. Однако предвыборный лозунг блока “Родина” оказался невостребованным. Зато в пятницу прозвучал противоположный сигнал: ренты, судя по всему, не будет, так как президент считает ее введение экономически необоснованным. Журналист отметил, что в ситуации благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры у президента появляется выбор: или вообще не проводить реформы и пересидеть четыре года благодаря хорошим ценам на нефть, или все же пойти на непопулярные меры.

Аналитики оценивают ситуацию по-разному. Так, по мнению Евгения Ясина, если Путин не сделает “хотя бы минимума”, “то он провел два срока на президентском посту почти что зря”. А политолог Александр Ципко считает, что, если президент начнет с радикальных либеральных реформ, он сделает большую ошибку: “Реформы нужны в России, но надо сначала дать людям заработать”.

Путин однако, как всегда, предлагает сбалансированное решение. По словам Точилина, президент уже начал готовить страну к переменам, однако в отношении реформ эпитет “непопулярные” заменен на “обоснованные”. “Я абсолютно убежден, что, какими бы рыночными и жесткими эти решения ни были, но, если они являются обоснованными, если являются хорошо подготовленными, они будут поняты и будут поддержаны людьми”, – объявил президент на заседании коллегии.

Резюме Точилина лаконично: “Четыре следующих президентских года Владимир Путин будет бороться с бедностью. Лавры достанутся его будущему преемнику. Отвечать за все будет правительство. Зато новая национальная идея проста и понятна каждому: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным”.

Зам. редактора НТВ по информационной политике в комментарии к сюжету отметил, что пятничная коллегия двух министерств под управлением президента раскрыла тайну нового премьер-министра: “Стало понятно, почему именно Фрадков, а не кто-нибудь другой. Владимир Путин взял на себя полное управление экономикой. Он – реальный председатель правительства. Знание ситуации в цифрах и железобетонная уверенность в правильности выбранного направления не оставляют в этом сомнений. Не отбрасывающий никакой административной тени Фрадков – идеальная фигура на хозяйстве. Кто-то ведь должен ретранслировать без искажений. Известно, что в ситуации, когда не на кого поставить, всегда найдется тот, на кого можно “положить”.

Корреспондент канала “Россия” Андрей Кондрашов также не смог удержаться от выпада в адрес кабмина. “Станут ли министры улыбаться чаще, когда их стало меньше, а отвечать придется больше, – покажет только время”, – так завершил он репортаж о совместной коллегии Минэкономразвития и Минфина.

Политолог Виталий Третьяков в беседе с Сергеем Бунтманом (“Эхо Москвы”) заметил, что в России произошло фактическое слияние кабмина с президентским кабинетом. “Проявилось как реальность то, что многие предлагали, – сказал Третьяков. – В частности, и я был сторонником этого варианта, а именно, чтобы президент возглавлял правительство. Фактически эти должности разделены, но по ходу разного рода встреч, особенно того совещания, которое было в Министерстве финансов и Минэкономразвития, которое вроде бы формально вел председатель правительства Фрадков, но фактически – Путин, давая замечания, указывая министрам, как, в какие сроки, что нужно делать, упоминая разные цифры, ставя цифровые показатели в качестве ориентиров в правительстве, стало окончательно ясно, что в реальности, в отличие от того, что было в предшествующее четырехлетие, Путин-президент занялся сам экономикой, то есть он и возглавляет фактически правительство. И Фрадков является не более, чем его заместителем по организации руководства правительства”.

Третьяков отметил, что формальное разделение функций президента и премьера позволяет Путину сохранить имидж демократичного правителя. Кроме того, в неудачах можно будет обвинить кабинет. Тем не менее, эксперт рассматривает перспективу слияния постов президента и премьер-министра как реальную: “Так, видимо, и будет, а эти четыре года – такой, помимо всего прочего, эксперимент в этом направлении. Успех или неуспех которого способен повлиять на окончательное решение”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ