ПРЕДНОВОГОДНИЙ ФЛЭШ-МОБ: ДЕЛО ЮКОСА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

0:00
0


Леонид Парфенов назвал новогодний праздник флэш-мобом, так как миллионы людей, не сговариваясь, празднуют его в одно и то же время и делают одно и то же – чокаются и выпивают. Если следовать этой логике, предновогодние информационно-аналитические выпуски – тот же флэш-моб: аналитики и обозреватели подводят итоги года, причем, не сговариваясь, акцентируют внимание на одних и тех же событиях.

Так, Сергей Брилев в воскресных “Вестях недели” дискуссией уходящего года назвал тему социальной ответственности бизнеса, ставшую актуальной в контексте дела ЮКОСа. Ключевой вопрос дискуссии – намеки крупного бизнеса на то, что в обмен на щедрую благотворительность неплохо бы получить от государства гарантии прав собственности. Однако после выступления Владимира Путина на заседании коллегии Торгово-промышленной палаты, возглавляемой Евгением Примаковым, стало ясно, что бартер вряд ли возможен. Афоризм Александра Лившица “делиться надо” больше не работает: от злостных нарушителей закона (которых по подсчетам Путина “пять, семь, десять человек”) никто не ждет проявлений доброй воли, так что сбором излишков займется прокуратура. Все прочие “могут спать спокойно”.

Владимир Познер, однако, предлагает макро-анализ. В центре внимания его последнего выпуска не события, а тенденции, которые обсуждали вице-премьеры Борис Алешин и Алексей Гордеев, глава Минэкономразвития Герман Греф и министр труда Александр Починок. Чиновники с удовольствием поддержали формат “встречи без галстуков”, согласившись с ведущим, что без “удавки” думается намного лучше.

Главным событием года в мировом масштабе Владимир Познер назвал войну в Ираке. Александр Гордеев подчеркнул, что по-прежнему считает, что развязав войну, американцы сделали серьезную ошибку: “Мы видим, насколько они увязли. Это напоминает, особенно для нас, Афганистан. Так что проблемы там только начинаются”. Однако Герман Греф в своих комментариях проявил больше лояльности по отношению к Вашингтону. Греф подчеркнул, что упреки в адрес Буша, который якобы “неумело управляется с экономикой”, безосновательны: “Динамика последних месяцев показывает, что налоговая реформа, которая была им проведена, вопреки мнениям десятков ученых и лауреатов Нобелевской премии, экономистов, дает свои результаты”. Глава Минэкономразвития предсказывает Джорджу Бушу убедительную победу на президентских выборах: “Ирак и развитие экономики – это, наверное, две составляющие, которые во многом определят позицию будущего президента. По обеим этим позициям мы видим положительное развитие ситуации. Поэтому думаю, что шансы у Буша достаточно высоки”.

Оптимистично Греф оценивает и перспективы России в Ираке. “На сегодняшний день крупнейшие российские предприятия имеют миллиардные контракты в Ираке и строят электростанции, водохранилища и так далее. Это уже состоявшийся факт присутствия наших компаний на иракском рынке”, – подчеркнул министр.

Герман Греф, судя по всему, вообще не сомневается в необратимости позитивных перемен, которые инициируют как заокеанские, так и российские реформаторы. В частности, министр не согласен с тем, что поражение на выборах в Госдуму правых партий свидетельствует о крахе либеральных идей. Греф подчеркнул, что либеральной идее сегодня нет альтернативы: “Вы слышали где-то системное изложение направления развития страны в нелиберальном направлении? Это было сформулировано, скажем так, очень отрывочно коммунистами и что-то такое продекларировал блок Глазьева, риторика которого является исключительно предвыборной, начиная от 20 млрд. ренты, люди просто на порядок ошиблись с цифрами и, очевидно, это серьезной дискуссии не вынесет, заканчивая полностью провалом, по-моему, антилиберальных идей развития страны. Поэтому у нас просто нет выбора. Если мы хотим проводить антилиберальную политику, нам нужно очень серьезно перестроить ряды сегодняшних аналитиков и экспертов, правительственных чиновников и проводить административную реформу ту же самую ровно в обратном направлении. Совершенно очевидно, что президент видит целесообразность и эффективность, самое главное, эффективность для страны в проведении либеральной политики. И практика последних лет это показала”.

Александр Починок отметил, что не стоит подменять понятия, так как правоцентристскую политику проводила “Единая Россия”, а не СПС. Алексей Гордеев, в свою очередь, заявил, что очень доволен результатами выборов, так как создается прецедент для того, чтобы была прекращена “политическая коммерция”.

Дискуссия о сохранении в России либерального курса плавно перетекла в обсуждение ситуации вокруг ЮКОСа. Тема была предварена ремаркой Познера: “Итак, господа присяжные заседатели, заседание продолжается”. В формате “встречи без галстука” подобное приглашение к дискуссии напоминает столь популярные во времена хрущевской оттепели литературные суды. Судя по всему, Михаил Ходорковский, которого “Ведомости” назвали победителем в номинации “Жертва года”, как и положено страстотерпцу, становится литературным героем.

Борис Алешин не советует переоценивать значимость дела ЮКОСа: “Мои ощущения такие, что нельзя делать некоторых обобщений на примере взаимоотношений государства с одной компанией. Я думаю, что, когда пытаются определить температуру отношения государства к бизнесу по вот возникшему этому делу, это не совсем правильно”.

Алексей Гордеев считает дело ЮКОСа личной трагедией Ходорковского, а не эпохальным событием в истории страны. Вместе с тем, вице-премьер отметил, что сегодня достаточно остро стоит вопрос о произволе силовиков: “У нас сейчас в стране таких, может быть, десятки тысяч трагедий. И в этом смысле надо, конечно, шуметь и кричать, и говорить о том, что у нас не должна власть преследовать людей незаконно. Вот так бы я разделил эти две вещи”.

А вот Герман Греф считает, что в оценке дела ЮКОСа без обобщений не обойтись: “Произошло неизбежное – столкновение набирающего обороты российского бизнеса и очень крупных компаний, которые явно диспропорциональны текущему состоянию экономики страны, которые сумели мобилизовать массу активов, и произошел конфликт с властью. Он был неизбежен, он бы все равно произошел. Компании начали играть активную политическую роль в политической жизни страны, что, естественно, не понравилось власти”.

По мнению Александра Починка, конвертация капитала в политическое влияние создает опасный прецедент: “Нельзя расслаивать государство на очень богатых и очень бедных, это всегда плохо заканчивается”. Вместе с тем, министр категорически против использования силовых методов: “Нельзя все-таки решать проблемы традиционным в России, в Советском Союзе методом – сажать людей в тюрьму. Это мы проходили, это всегда очень и очень плохо для государства”.

Леонид Парфенов в итоговом выпуске “Намедни” отметил, что дело ЮКОСа ухудшило образ России и ее президента на Западе едва ли не больше войны в Чечне: “Ходорковский в мировой прессе второй по упоминаемости россиянин после Путина. В абсолютном большинстве публикаций о “ЮКОСе” тон сочувственный, в действиях власти усматривается рецидив прошлого”.

Другого мнения придерживается ведущий программы “Постскриптум” на ТВЦ Алексей Пушков. Он сказал, что Владимира Путина “Персоной года” считают как в России, так и за ее пределами. При этом Пушков ссылается на результаты опросы ВЦИОМа, согласно которому 61% россиян назвали политиком года Владимира Путина, и на публикацию в американском журнале “Таймс”, который включил российского президента в первую тройку лиц года вместе с Арнольдом Шварценнегером и северокорейским диктатором Ким Чен Иром.

Нельзя не отметить, что Леонид Парфенов, участвуя в предновогоднем медиа-флэш-мобе, проявил гораздо большую самостоятельность и широту. Он не забыл, что 2003-й год – это крушение американской “Колумбии” и неудавшаяся попытка разделить сиамских близнецов в Иране, отставка главного тренера “Спартака” Олега Романцева и блэкаут в Америке и Канаде, стабильное падение доллара и серийные пожары в российских школах, очередное затопление подлодки, падение нескольких вертолетов и триумфальная победа на Венецианском фестивале фильма новосибирского режиссера Андрея Звягинцева “Возвращение”, венчание в космосе героя России Юрия Маленченко и закрытие ТВС, который прожил самую короткую жизнь в истории российского телевидения – один год и 21 день, а также запуск нового формата отечественного сериала, так как, начиная с “Идиота”, можно говорить о смене приоритетов – после милицейских сериалов наступает время экранизации российской классики. В портрете года рядоположенными оказываются вспышка атипичной пневмонии, президентские выборы в Чечне, концерт Пола Маккартни на Красной площади, а также сенсационная победа “Единой России”.

В отличие от других участников флэш-моба, Парфенов не маскирует категоричных оценок. “Впервые на выборах победила партия власти, впервые коммунисты не были первыми, впервые в парламент не прошла ни одна либеральная партия и впервые российские федеральные выборы громко критиковались в мире. Формулировка ОБСЕ: “Регресс демократии”. При полностью контролируемом парламенте в России официально установился президентский абсолютизм”. Признавая, что результаты выборов отражают реальные симпатии населения, ведущий “Намедни” при этом он отметил, что Россия в очередной раз продемонстрировала свою уникальность и нежелание пользоваться европейскими рецептами: “Тем, кто довольны нынешним российским капитализмом, либо вовсе не нужны либеральные партии, либо нужны не такие. А тем, кто капитализмом недоволен, была предложена дополнительная партия. Конечно, это не похоже на западное партстроительство – так не для Запада и строено”.

Обозреватель Ren-TV Марианна Максимовская в “Неделе” подчеркивает, что новая конфигурация думы делает непредсказуемой президентскую кампанию: у Путина серьезный дефицит сильных соперников, наличие которых придает выборам демократический характер. Правда, 30 декабря о желании баллотироваться в президенты заявила Ирина Хакамада, которая стабильно побеждает в номинации политического секс-символа России. Думается, президенту будет приятно оказаться в такой компании, да и на предвыборных плакатах они будут смотреться достойно: спортивный моложавый президент и стильная интеллигентная бизнес-леди. Если Ирина Мицуовна не передумает, это будет самая эффектная президентская кампания в истории России.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ