“Если вы все понимаете – значит, вам не обо всем говорят”, – с таким эпиграфом вышла субботняя информационно-аналитическая программа Александра Герасимова “Личный вклад”, в которой прозвучала информация о несостоявшейся сделке века по объединению компаний ЮКОС и “Сибнефть”.
О том, что в сенсации много необъяснимого, заявил и коллега Герасимова Леонид Парфенов в воскресном выпуске “Намедни”. “Загадки сопровождают весь бизнес Романа Абрамовича, контролирующего “Сибнефть” самого загадочного российского предпринимателя”, – отметил Парфенов. Корреспондент НТВ Алексей Пивоваров обратил внимание, что Абрамович первый из российских олигархов, вывозящий деньги открыто и вызывающе: “Не в тихий кипрский оффшор, а в легальную европейскую роскошь”. Аналитики пришли было к заключению, что чукотский губернатор получил от власти “черную метку” и теперь уходит на Запад, о чем свидетельствовало и его решение продать свою долю в “Сибнефти” почти за 3 миллиарда долларов. Тем не менее, в конце прошлой недели сценарий был радикально изменен неведомым режиссером.
Вот как прокомментировал ситуацию для зрителей программы “Намедни” экономический обозреватель газеты “Ведомости” Александр Беккер: “Абрамовичу было сделано предложение из Кремля, от которого нельзя было отказаться – управленческий контроль над объединенной компанией берут не люди ЮКОСа, то есть, не Семен Кукес, а менеджеры “Сибнефти”. Это дает полный финансовый контроль за потоками не только менеджерам “Сибнефти”, но и, вполне очевидно, что власти и спецслужбам”.
Алексей Пивоваров подчеркнул, что отказ от сделки выглядит как произвол: “Юридически слияние уже произошло – у ЮКОСа 92 процента акций “Сибнефти”. Абрамович уже получил свои миллиарды. Это не абстрактный “пересмотр итогов приватизации”: если такие сделки можно отыграть назад простым заявлением, значит, в русском бизнесе нельзя быть уверенным вообще ни в чем”. Александр Беккер, однако, парирует этот резонный довод следующим замечанием: Если вам предложат выбор между “Челси” и “Матросской тишиной”, вы – как?”
Как сообщил “Маяк”, заявление о приостановке слияния сделали представители компании “Сибнефть” сразу после начала собрания акционеров двух компаний. Со своей стороны правление ЮКОСа подчеркнуло, что компания не получала уведомления от Сибнефти и рассматривает это заявление как односторонний выход из соглашения. При этом нынешний глава ЮКОСа Семен Кукес заявил, что процесс слияния будет продолжаться. Однако, как сообщили представители Сибнефти, решение было принято ключевыми акционерами обеих компаний, то есть, в правлении корпорации могли и не знать об этих переговорах.
Канал Ren-TV наряду с версией, озвученной на “Маяке”, предложил зрителям и другую: “Роман Абрамович и другие акционеры “Сибнефти” под политическим нажимом пошли на отсрочку сделки, что стало полной неожиданностью для владельцев ЮКОСа”. Подчеркивается, что в действиях акционеров “Сибнефти”, на первый взгляд, присутствует здравый смысл: 44% акций ЮКОСа под арестом, а потому активы “Сибнефти” лучше защищать отдельно от компании, принадлежавшей до недавнего времени опальному олигарху. Вместе, с тем по заключению экспертов, отказ от сделки нарушает логику бизнеса.
Вот как прокомментировал данную ситуацию аналитик по нефти ИК “Проспект” Дмитрий Царегородцев, выступая на Ren-TV: “Давайте рассмотрим ситуацию по порядку, будем как в конструкторе. Отняли пакет ЮКОСа, у ЮКОСа новый владелец, но это не отменяет того, что ЮКОС владеет “Сибнефтью”. Владелец ЮКОСа может быть разный, это может быть Петя, Вася или Василий Васильевич, но при этом-то ЮКОС как юрлицо “Сибнефтью” владеет. Вот этот фактор вы не можете избежать. Как вы заставите компанию расторгнуть сделку, за которую она заплатила деньги, для которой она выпустила акции, покупала акции с рынка, платила дивиденды, занимала деньги? Пять действий, позвольте! Если вы готовы компенсировать все эти затраты – да, конечно, расторгайте”. Корреспондент Ren-TV Ирина Столярова, выстраивая доказательства от противного, заключает, что действия, противоречащие логике бизнеса, априори являются политическими.
А Марианна Максимовская в итоговой информационно-аналитической программе Ren-TV “Неделя” предоставила эфир Юлии Латыниной, по мнению которой, Роман Абрамович получил возможность выступить в роли “белого рыцаря”. Более развернуто позиция Латыниной была представлена в “Новой газете” и ее авторской программе на “Эхе Москвы” “Код доступа”. В эфире “Эха” Латынина подробно рассказала о драматической ситуации, имевшей место в прошлую пятницу.
“На собрании акционеров (оно началось в 12:10) все шло по плану, никого из крупных акционеров не было – кто сидит, кто бегает. Вдруг менеджерам ЮКОСа принесли в зал бумажку о том, что ЮКОС и “Сибнефть” выпустили совместное заявление о приостановке сделки. Бумажка обросла вопросительными знаками, попала на стол к Семену Кукесу, председателю Совета директоров, который вел собрание. Кукес собственно принимает эту записку, разворачивает, и у него слова выпадают изо рта. Он откладывает бумажку, начинает что-то шептать на ухо соседям. После этого собрание кончается, все вышли, встали на уши, и в этом положении, на ушах, раздается звонок из “Сибнефти” – приезжайте, надо поговорить. Поехали менеджеры в “Сибнефть”, никто крупный не поехал, потому что опять же кто сидит, кто бегает. И приехали начальник производственного подразделения и старший вице-президент. В “Сибнефти” их там встретили Евгений Маркович Швидлер, насколько мне известно, и Александр Стальевич Волошин, бывший глава администрации президента. Состоялся разговор, суть которого была такова, что “Сибнефть” больше не хочет этой сделки, потому что, когда “Сибнефть” шла на сделку, компанией управлял замечательный менеджер Михаил Борисович Ходорковский, а сейчас он сидит в тюрьме. И вообще у ЮКОСА трудности, и “Сибнефть” хотела бы помочь преодолеть эти трудности, порулив ЮКОСом. Пусть Волошин станет председателем Совета директоров, в Швидлер – председателем правления. Обратите внимание, какое бескорыстие – ЮКОС под ударом, самоотверженные соратники Абрамовича готовы поуправлять компанией. Причем, почему-то не боятся, что их будут допрашивать и сажать. Но тут же выясняется, почему не боятся – потому что в разговоре бросается фраза, что Роман Аркадьевич обсуждал этот вопрос с президентом, и президент не возражал. Вот представьте, как такие показания будут смотреться в любом западном суде: после того, как хозяина компании посадили в тюрьму, президент страны обсуждал с крупным бизнесменом проект перехвата управления компанией”.
Обозреватель ТВЦ Станислав Кучер историю о “коварном компаньоне” Ходорковского Романе Абрамовиче представляет как очередную серию полюбившегося народу сериала о злоключениях ЮКОСа. Жанр сериала – мистический триллер с превращениями, предательствами и вмешательством сверхъестественных сил. Постоянные зрители сериала должны были заметить, что Абрамович, примеряющий доспехи белого рыцаря, на самом деле играет роль черного ворона. Это доказывает краткий пересказ предыдущих серий Станиславом Кучером: “Если вспомнить, то в 2000 году, когда в Красноярске посадили Быкова, он свои активы передал Абрамовичу. Потом взялись за Березовского, который свои акции ОРТ и “Сибнефти” также слил Абрамовичу. Так что сам факт появления в деле “ЮКОСа” фигуры Абрамовича – примета скверная”.
Политолог Александр Ципко подчеркнул, что сам по себе Михаил Ходорковский не представляет никакой политической опасности для президента, в то же время огромную опасность для страны представляет переход активов российской нефтяной промышленности в собственность крупных транснациональных компаний. “Мы – не нормальная страна, мы в кризисной ситуации. И в этих условиях вхождение иностранного капитала или переход наших компаний в транснациональную собственность – это практически угрожает тем, что мы превратимся просто в нищую колонию. И, в конце концов, нашу землю можно всю скупить за несколько миллиардов долларов”, – резюмирует Ципко.
Корреспондент ТВЦ Владимир Хомяков считает, что для того, чтобы не допустить создания неуправляемой транснациональной компании, пришлось использовать верного Абрамовича в качестве подставной фигуры. Согласно этой логике, отмечает Хомяков, все английские приобретения Абрамовича – не что иное, как гонорар за последующее возвращение Родине интересующих ее пакетов акций.
Эту же позицию разделяет и ведущий программы “Политика” на радиостанции “Тройка” политолог и публицист Егор Холмогоров: “Большинство аналитиков предлагают понимать дело не так, что Абрамович и Волошин хотят захватить ЮКОС, а так, что своим отказом от слияния и ультиматумом они способствуют дальнейшему раскачиванию ситуации вокруг ЮКОСа, которая в итоге может привести к национализации компании Ходорковского. Часть акций ЮКОСа находится под арестом, еще часть может уйти из ЮКОСа вместе с “Сибнефтью”. И вот уже слышится предположение, что в итоге ЮКОС окажется в руках государства, став самой ценной составляющей новой государственной нефтяной компанией”. Холмогоров заметил, что ситуация разворачивается почти по Ленину, который утверждал, что социализм вырастет из крупного монополистического капитализма: “Монополии создадут технику, структуру, выучат менеджеров и рабочих, а социализм изменит форму собственности и поставит технические достижения капитализма на службу народов. Если так считать, то получается, что Абрамович стал чуть ли не буревестником социалистической революции. Только странный уж какой-то буревестник”.
А вот Сергей Пархоменко в программе “Суть событий” на “Эхе” отнесся к разыгрываемому коллегами инфернальному сериалу с изрядной долей скепсиса: “Некоторое время назад по Москве стали ходить слухи о том, не является ли этот скандал вокруг срыва слияния ЮКОСа и “Сибнефти” результатом какой-то очень длинной комбинации. И стали этому приписывать все на свете. А не был ли на самом деле Абрамович инициатором всего того ужасного, что произошло в последнее время с Ходорковским и с ЮКОСом? А что, если за этим делом стоит просто звериное желание сожрать компанию товарищей и коллег?”. По мнению Пархоменко, и Юлия Латынина попала под чары некоего “чудесного молодого человека, хорошо понимающего во всяких политических хитросплетениях”, который в течение двух недель бродил по Москве и аккуратно распространял эту информацию. “Мне кажется, что особенно длинную и особо многоходовую комбинацию в наших обстоятельствах, политических и экономических, провести просто невозможно. Трудно ее придумать и еще труднее ее реализовать”, – отметил Сергей Пархоменко.
Ведущий программы считает, что главное в описываемой коллизии – не участие тех или иных игроков крупного бизнеса, а борьба за власть, которая ведется под прикрытием борьбы за справедливость: “То, что происходит уже достаточно большой промежуток времени, начиная еще с истории с Гусинским, Березовским, с атаки на Потанина в свое время, – есть не что иное, как попытка, в ряде случаев достаточно успешная, не избавиться от олигархов, а заменить неправильных, неприятных, неудобных олигархов на других – правильных, приятных, удобных, своих”.
В истории о неслиянии действительно много белых пятен, говорить о которых считается дурным тоном. Приходится удовлетвориться тем, что мало что понятно в этой ситуации, когда версий хотя бы больше одной, а борьба за информационное влияние еще не завершена.