На прошлой неделе СПС обратился к “Яблоку” с предложением объединиться в одну партию, объясняя это тем, что в ситуации политического кризиса необходима консолидация демократических сил. Предложение было отвергнуто. “Эхо Москвы” в репортаже, посвященному инициативе правых, привело комментарии Сергея Митрохина. “Одним из препятствий на пути к консолидации является как раз деятельность Анатолия Чубайса и РАО ЕЭС, сознательно направленная на раскол демократических сил, – заявил заместитель Явлинского. – Это выражается в том, что из бюджета РАО ЕЭС финансируется компания черного пиара против “Яблока”, и фактически руководители РАО ЕЭС, которые по совместительству являются функционерами СПС, это уже признали”.
Анатолий Чубайс согласен с тем, что у СПС и “Яблока” очень непростая история взаимоотношений, однако считает, что “сегодня время совсем не для личных разборок и не для анализа личных отношений”. (Радиостанция “Маяк”, НОВОСТИ, 05.11.2003, 20:00).
Журналисты канала REN-TV, известного лояльностью Анатолию Чубайсу, в своих репортажах подчеркивают, что в отношении двух партий наметилось потепление. При этом подчеркивается, что разговоры об объединении СПС и “Яблока” идут давно, причем инициатива о слиянии двух родственных партий всегда исходила от лидеров “Союза правых сил”. Корреспондент программы “24” считает, что партия Явлинского сегодня готова к диалогу с правыми, так как “после ареста Ходорковского амбиций у “яблочников” поубавилось”.
Однако к концу недели стало ясно, что ни о каком объединении не может быть и речи. “Война между СПС и “Яблоком” – одна из самых неприглядных деталей предвыборного ландшафта, – заявила обозреватель REN-TV Юлия Латынина в информационно-аналитической программе “Неделя”. – Две демократические партии выясняли между собой отношения, как Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, по двум причинам. Во-первых, эта война устраивает Кремль, которому не нравится любая единая сила. На коммунистов есть своя “Родина”, на СПС – свое “Яблоко” и даже на “Единую Россию” есть “Народная партия”. Во-вторых, всем известно: СПС связан с Чубайсом, а главным спонсором “Яблока” был Ходорковский. Соответственно, тактическая задача – набрать как можно больше голосов в этой Думе – отступала перед задачей стратегической – вломить соседу по флангу так, чтобы тот вообще не прошел в Думу и чтобы его разбитые останки на следующих выборах присоединились к победителю”.
Латынина признается, что ей “неохота перечислять все эпизоды склоки”, тем не менее, хронологию конфликта все же воссоздает. Как известно, Григорий Явлинский на призыв объединиться отреагировал так: “Что каждая из наших партий получила после 1990-го года? Для нас это – свобода, для партии наших коллег из “Союза правых сил” это – собственность”. Латынина иронизирует: “К собственности “Яблоко”, конечно, не имеет отношения и питается, как и все растения, за счет фотосинтеза”. Вместе с тем, следует принять во внимание, что предпоследний разговор об объединении партий имел место на даче “самого бедного в стране человека” Михаила Ходорковского. После чего Явлинский избрал Чубайса “основной мишенью своей бескомпромиссной критики”. “Других, более важных мишеней, например силовиков, у Григория Алексеевича не нашлось. Благо, критиковать Чубайса при Путине так же безопасно, как при Брежневе критиковать американского президента”, – не без оснований замечает Латынина.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов также считает, что партиям правого спектра мешают объединиться личностные конфликты. “Все эти кампании, все эти амбиции личностей, – они очень вредно влияют на политическую обстановку в России. Они как бы размывают правый фланг, они дезориентируют избирателя и не дают возможности создать действительно правую, действительно мощную, действительно организованную оппозицию”, – так аналитик оценил ситуацию в эфире “Эхо Москвы”.
В репортаже корреспондента “Эха” Антона Черменского подчеркивается, что накануне нынешних выборов СПС и “Яблоко” кажутся более удаленными друг от друга, чем в 2000 году, когда они подписали договор о взаимодействии.
Обозреватель “Эха” Антон Орех так прокомментировал ситуацию: “Обидно, конечно, что правые не хотят объединяться. Обидно, что во всем опять виноват Чубайс. Хотя сути дела это не меняет. “Яблоко” и СПС – близкие родственники, отношения между близкими родственниками бывают иногда хуже, чем между злейшими врагами. Когда летом пошли странные слухи о союзе Явлинского с Зюгановым, даже в это все равно верилось больше, чем в союз Явлинского с Чубайсом. Я думаю, что при нынешнем руководстве обеих партий, объединение не состоится никогда. Я думаю, что обе партии это прекрасно понимают, но продолжают педалировать сладостную идею единства всех демократических сил. И делают это, как мне кажется, с единственной целью – одни, для того, чтобы сказать нам: “Граждане, помните, всякий раз, включая свет, вы помогаете Чубайсу!”, другие, чтобы сказать нам: “Вот вы же видите, граждане, мы им сколько раз предлагали, а Гриша капризничает, как девушка!”. Кто главный? Этого вопроса СПС и “Яблоко” никогда не решат. Кроме того, я совершенно не уверен, что один плюс один в данном случае будет равняться двум. Что, если правые объединятся, то к гипотетическим 10 процентам СПС добавятся предполагаемые 6 процентов “Яблока”.
Гипотетическому союзу правых был также посвящен сюжет программы “Вести плюс” на канале “Россия”. “Анатолий Чубайс написал письмо Григорию Явлинскому с предложением: правые партии должны объединиться перед лицом общей опасности, в связи с делом “ЮКОСа”. Тревога чувствуется в каждом слове Анатолия Чубайса. А вот в ответе Григория Явлинского – не чувствуется”, – отметил ведущий программы Глеб Пьяных.
Можно ли расценивать интерес канала “Россия” к проблеме консолидации демократических сил как крен телекомпании в сторону оппозиционности? Евгений Киселев, занявший после закрытия ТВС кресло редактора ведущей либеральной газеты “Московские новости”, предлагает рассмотреть ситуацию в этом ключе. По мнению, Киселева, демонстрация на канале “Россия” фильма “Олигарх” в дни ареста Ходорковского свидетельствует о многом: “Еще недавно ходили слухи: канал купил “Олигарха”, чтобы, наоборот, не показать фильм самому и не дать сделать это другим телекомпаниям, – отметил Киселев. – Утверждают, что и в предварительной версии программы телевидения на первую неделю ноября “Олигарха” не было. Но после того как 25 октября был арестован Михаил Ходорковский, 27-го числа – в последний день, когда в публикуемую программу можно внести уточнения, – фильм появился в сетке вещания “России”. Возможно, все это только слухи. Но все равно показ “Олигарха” – политический жест”. Евгений Киселев считает, что сверхосторожный руководитель ВГТРК Олег Добродеев решился на этот шаг только из-за того, что ситуация в стране радикально изменилась: “Рациональное объяснение только одно: потому же, почему совсем по-другому, непривычно резко заговорил Чубайс, почему премьер Касьянов наперекор президенту продолжает озабоченно говорить о ситуации вокруг ЮКОСа”. Киселев напомнил, что в день ареста Ходорковского именно “Россия” предоставила трибуну Анатолию Чубайсу, именно в эфире “России” осторожно усомнился в действиях Генпрокуратуры новый глава президентской администрации Дмитрий Медведев.
Однако первый директор НТВ Игорь Малашенко в беседе с Матвеем Ганапольским на “Эхе” подчеркнул, что объединительная инициатива СПС не более чем политтехнологический прием: “Все опросы общественного мнения показывают, что общественность любит, когда политики объединяются, … и все политики это знают. Поэтому призыв к объединению кажется беспроигрышным. При этом на самом деле СПС и “Яблоко” объединиться не могут. Во-первых, они не могут это сделать по идеологическим и политическим причинам, потому что на самом деле они принадлежат к несколько разным спектрам. Скажем, “Яблоко” гораздо левее, чем СПС, и это все прекрасно понимают. Кстати, Иваненко на “Эхо Москвы” говорил, что есть непреодолимое различие. Явлинский этого не говорит по простой причине – он просто боится это сказать, чтобы не раздражать потенциальных избирателей. Я думаю, что эта позиция, конечно, достаточно порочная, и ему бы пора сказать об этом честно, и назвать предложение Чубайса блефом. Потому что Чубайс тоже понимает, что они не объединятся, но понимает, что Явлинский, в силу склонности характера, вряд ли этот блеф назовет блефом”.
Директор Центра стратегических исследований Андрей Пионтковский, также участвовавший в обсуждении ситуации в эфире “Эха”, расценивает демарш СПС как агрессивный провокационный пиар. Пионтковский подверг резкой критике позицию Чубайса, который считает, что основные проблемы преодолены, и Россия стоит на пути громадного рывка: осталось только создать либеральную империю. Согласно логике Чубайса, именно сегодня сложилась негативная ситуация, когда к власти пришли чекисты, а потому он выходит в открытое противостояние. “Но ведь это неправильная модель, – заявляет Пионтковский. – Гораздо более убедительная модель состоит в том, что в результате последнего десятилетия создана неэффективная модель российского капитализма. Позиция Явлинского, который говорит это не сегодня, а в течение последнего десятилетия, более убедительная, и она будет более убедительна для вызова полицейскому режиму”.
Инициативу правых некоторые аналитики рассматривают как серьезную заявку Анатолия Чубайса на роль оппозиционного лидера. Политолог Виктор Кувалдин в программе ТВЦ “Постскриптум” отметил, что сейчас поведение Чубайса носит в какой-то степени вызывающий характер по отношению к власти: “Создается такое впечатление, что Чубайс сознательно сжигает за собой мосты. В то же время, может быть, это рассчитанная игра. Поскольку, возможно, для себя Анатолий Борисович решил, что если уходить, то лучше сейчас – под выборы, громко хлопнув дверью, с чувством. Но мы знаем, что одна из особенностей президента заключается в том, что люди уходят не тогда, когда это им хорошо, выгодно и удобно, а когда он считает это необходимым”.
Корреспондент ТВЦ Дмитрий Графов, однако, не сомневается, что Чубайс, нарываясь на огонь, опасается “снаряда ниже ватерлинии”, что будет означать конец терпению президента. По мнению Графова, именно желанием усилить позиции Чубайса обусловлена объединительная инициатива СПС. “Чубайс уже заметался в поисках опоры, как в среде политиков, так и в обществе, – отмечает Графов. – Григорию Явлинскому он предложил объединить “Яблоко” и СПС. Заискиванием перед массами можно назвать и объявление Чубайсом о снижении цен на электричество. Но вряд ли вся эта активность будет принята во внимание в Кремле, когда будет решаться вопрос по Чубайсу”.
Первый канал назвал несостоявшееся объединение СПС и “Яблока” первой интригой нынешней предвыборной кампании. Как отметил ведущий программы “Время” Андрей Батурин, впервые в истории российских выборов Дума может лишиться обеих правых партий, так как и СПС, и “Яблоко” балансируют на грани пяти процентов. Эта тревожная информация для электората партий сопровождается сообщением об удачном старте “Родины” и “Партии пенсионеров”. “Если им удастся сохранить темпы, они потеснят привычных участников Думы”, – заявляет Батурин.
Впрочем, стоит ли избирателям принимать всерьез информацию о рейтингах партий, если к ней весьма скептично относятся даже сами участники избирательного процесса? Профессор Игорь Разовский, участник теледебатов на канале “Россия” от “Народной партии”, полемизировавшей с “Партией Возрождения России”, признался: “Рейтинги придумывают ученые. Я вот самый ученый. И каждый день придумываю 2-3 рейтинга. Поэтому за это нам платить не надо совершенно. Мы это делаем от души. Поэтому все рейтинги в стране, они ничего не значат, ничего”.