Николай Аксененко, один из самых влиятельных министров в новейшей российской истории, вскоре предстанет перед судом. 13 октября представитель Генпрокуратуры Виктор Потапов заявил журналистам, что утверждено обвинительное заключение в отношении бывшего главы МПС. Николай Аксененко обвиняется в превышении должностных полномочий, совершенном с причинением тяжких последствий, а также в растрате. По предварительным данным, озвученным программой телеканала “России” “Вести”, 70 миллионов рублей были потрачены на завышенные зарплаты и командировочные сотрудников центрального аппарата, а также приобретение для них дорогостоящих квартир. Среди других нарушений – уклонение от налогов. По некоторым данным, только за 2000 год МПС задолжало 11 миллиардов рублей. Радио “Тройка” сообщает, что Аксененко распорядился образовать 6 фондов в системе МПС, которые финансировались за госсчет, а прибыль в казну не перечисляли. Государство не дополучило 20 миллиардов рублей. С Аксененко, которому грозит от 3 до 10 лет лишения свободы, взята подписка о невыезде. Уголовное дело направлено в суд “для рассмотрения по существу”.
Степень влияния опального министра, правда, журналисты оценивают по-разному. 3-й канал заявил, что Аксененко считался преемником Ельцина. Ведущий радиостанции “Маяк” Борис Бейлин несколько снизил политический вес экс-министра, отметив, что тот “чуть было не стал премьер-министром”. “Именно этому человеку в момент расставания с правительством Сергей Степашин бросил крылатую фразу: “Садиться не буду, чтобы не засиживаться, правильно, Николай Емельянович?” – отметил ведущий.
Ведущий программы “Главная тема” на 3-м канала Андрей Добров подчеркивает, что дело Аксененко является беспрецедентным: “Если не ошибаюсь, у нас пока еще ни одного министра не посадили, и даже бывшего”. Добров отмечает, что особую пикантность делу придает тот факт, что Николай Аксененко считался ставленником Бориса Березовского: “Калюжный, Аксененко, Березовский” – так пресса называла эту лоббистскую группировку, которая сложилась еще во времена завоевания “Транснефти”.
О сегодняшнем положении дел триумвирата автор пишет не без сарказма: “Березовский теперь в Англии, Калюжный инспектирует осетров в Каспии, а Аксененко – под подпиской о невыезде”. Андрей Добров обращает внимание, что передача дела Аксененко в суд – неизвестно, случайно или нет – состоялась после того, как Англия предоставила Березовскому политическое убежище.
Корреспондент 3-го канала Евгений Сухой подчеркивает, что два года назад, когда Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении Аксененко, обвинив его в превышении должностных полномочий, всесильный министр чувствовал себя весьма уверенно. Действия прокуратуры он назвал случайностью и даже отказался давать подписку о невыезде. Архивные материалы запечатлели возмущение министра: “А какая подписка? Откуда у них материалы? По-видимому, люди спутали времена – и официальные люди из прокуратуры, и те, кто стоит за кадром”.
Евгений Сухой считает, что позиция Аксененко вполне объяснима, так как министр тогда был одним из самых влиятельных членов “Семьи”. Однако к 2001 году ситуация кардинально изменилось: после проверок прокуратуры и Счетной палаты были выявлены факты многочисленных злоупотреблений в МПС. Корреспондент 3-го канала их подробно перечисляет, микшируя жанры репортажа и журналистского расследования.
“По версии следствия, все началось с того, что правительство выделило министерству 3 млрд. долларов на ремонт и покупку вагонов, – отмечает Сухой. – В результате ни денег, ни вагонов не нашли. Оказалось, что первый миллиард долларов ушел на прокладку оптоволоконных кабелей и запуск спутников. Связью путейщиков с космосом тогда заведовала фирма “Транстелеком” – дочерняя компания министерства. Однако следствию связь между спутниками и покупкой вагонов показалась несколько натянутой. Оставшиеся почти 2 млрд. долларов ушли в другие дочерние предприятия. То, что осталось, утекло в министерство на ежемесячные премии. Это при том, что министерство и так обходилось государству отнюдь не дешево. В 2000 году МПС было выделено около 800 млн. рублей – в 12 раз больше той суммы, что, по мнению государства, должна была обеспечить безбедную жизнь министерству. Часть денег уходила на ремонт зданий и зарплату, 270 млн. – на текущее содержание. Как выяснилось позже, на содержание главных железнодорожников страны. Одной из основных статей расходов была покупка квартир. Замминистра Александру Касьянову выделили 887 тыс. долларов, второму заму – Владимиру Ильину – 634 тыс., начальнику финансового департамента Петру Короткевичу – 486 тыс., замминистра Сергею Гришину – 461 тыс. долларов. Тогда Аксененко объяснял это необходимостью укрепления штата министерства – дескать, он был вынужден приглашать людей из регионов и привлекать их заманчивыми жилищными условиями. Впрочем, в качестве стимула использовалось не только жилье, но и дорогие иномарки. В частности, министерство заключило контракт на поставку 13 автомобилей “Ауди-А8″. Пока прокуроры занимались квартирами его замов, Аксененко начал активно лоббировать план строительства моста на Сахалин. Подряд на строительство должна была получить балтийская строительная компания, руководителем которой являлся племянник министра – Сергей Аксененко. Как известно, проекты такого масштаба дают колоссальные прибыли. Сначала фирма в несколько раз завышает расценки на свои услуги, а потом кладет разницу в карман”.
Завершается репортаж заявлением бывшего министра МВД депутата Госдумы Анатолия Куликова: “Коррупция может развиваться везде, где есть для этого условия. Там, где выдают лицензии, там, где выдают справки, там, где государство недостаточно контролирует в переходный период финансовые и денежные потоки, там везде будет развиваться коррупция”.
На следующий день после заявления Генпрокуратуры о передаче дела Аксененко в суд и взятия с него подписки о невыезде, появилась информация о том, что опальный министр отправился лечиться за границу.
В комментариях по делу Николая Аксененко отличился Андрей Караулов, который рассмотрел судебную коллизию в контексте реформы ЖКХ. Одним из гостей “Момента истины” стал вице-премьер правительства Владимир Яковлев, которого ведущий попросил ответить на вопрос: сорван ли в этом году северный завоз. Яковлев посетовал, что на завоз влияют сезонные факторы, в частности, проблему создало сильное обмеление реки Лены. Вице-премьер подчеркнул, что для решения проблемы сезонности нужно проложить железную дорогу от Тамута до Якутска.
Андрей Караулов в связи с этим напоминает, что Ключинские угли (в другой транскрипции Ильинские) – богатейшие месторождения и строительство к ним железной дороги стоило Аксененко поста министра: “Аксененко не ангел, конечно, мы не раз об этом говорили, но угольное лобби в Москве, как мы предполагаем, оказалось сильнее. Кому-то из угольщиков, то есть из тех, кто наживается на угле, очень не хотелось, чтобы Аксененко начинал разработку этого месторождения для Якутии, прежде всего, чтобы Якутия не замерзала. Это было невыгодно, это кому-то сильно било по рукам. И Аксененко ушел в отставку, а в Якутии северный завоз скажем так, мягко выполнен сегодня совсем не на 100%.”
Александр Починок, приглашенный Карауловым в качестве одного из экспертов, не стал отрицать версию о причастности угольщиков к отставке Николая Аксененко. “Черт его знает. Может быть вы правы. Аксененко увлекающийся человек, он строил очень много хороших вещей”, – так отреагировал министр на предположение, высказанное Карауловым.
Ведущий программы “Момент истины” не исключает, что Владимир Яковлев сильно рискует, реализуя скандальный проект: “Новый вице-премьер России, которому, к слову, подчиняются и Минтранс, и Госстрой нашей страны, взял строительство этой железной дороги на себя. Посмотрим, как скажется эта стройка теперь уже на его судьбе”.