Сергей Доренко вступил в КПРФ, укрепив этим экстравагантным поступком позиции политологов, предсказавших создание причудливых предвыборных альянсов. Нужно отметить, что партийная карьера “телекиллера” минувших дней вызвала куда более живой отклик в рядах СМИ, нежели, например, предупреждения экспертов насчет “ползучих переворотов” олигархов и силовиков. Журналисты выдали дружный залп интервью и комментариев, оценив чистоту жанра политтехнологического хэппенинга и демонстрируя незыблемость норм корпоративной солидарности.
Нужно отметить, что партийные товарищи Сергея Доренко до последнего были уверены в том, что “коварное проникновение” в КПРФ одиозного журналиста – не более чем провокация. Так глава Московского отделения Компартии Александр Куваев в комментариях 3-му каналу охарактеризовал Доренко как “забытую политическую фигуру”. По мнению Куваева, Доренко просто-напросто решил о себе напомнить, “обратившись к не очень приличному ходу”.
Версию о провокации озвучил и Михаил Леонтьев в программе “Однако”, вышедшей в эфир 1 октября. Обозреватель считает, что у Зюганова были основания сомневаться в достоверности информации о вступлении Доренко в КПРФ, которая появилась в СМИ 30 сентября. “Похоже, Зюганов говорит правду, – отмечает Леонтьев. – Если бы Доренко был теневым консультантом или финансистом, его услугами можно было бы тайно пользоваться, а на людях решительно отмежевываться. Однако тайные услуги Доренко никому не нужны. Единственное, на что он может сгодиться, это публичная пропаганда. Но если бы коммунисты его на самом деле взяли на работу, было бы бессмысленно отрицать его связи с КПРФ. При первом же пропагандном залпе все выйдет наружу. Гораздо больше это походит на самый грязный и самый черный пиар, когда чтобы навредить какой-нибудь партии, ее сторонниками объявляют себя люди с нежелательной репутацией. Накануне выборов 1999 года черные пиарщики устроили демонстрацию “геи в поддержку Явлинского”. Коммунист Доренко такой же “гей в поддержку”.
И тем не менее, 2 октября Геннадий Зюганов подтвердил факт вступления Сергея Доренко в ряды КПРФ и высказал недоумение по поводу того, что это рядовое событие вызвало такой ажиотаж: “Что вы из этого проблему делаете? Мы по 20 тысяч человек в партию принимаем. Ваш коллега вступил, обязался выполнять, сказал, что пересмотрел то, о чем говорил раньше. Посмотрим. Организация у нас крепкая”. (Радиостанция “Эхо Москвы”, ЭХО, 02.10.2003, 18:27).
Поддержал своего партбосса и Сергей Доренко: “Меня удивило, что старшие товарищи по поводу рядового коммуниста вынесли вот этот весь базар в непартийную даже прессу. Вот это не по-нашему, не по-партийному. Потому что у нас в КПСС такого не было, даже себе представить невозможно, чтобы это было”. (Телеканал “3 Канал”, ВЫВОДЫ, 04.10.2003, 18:00)
В интервью “Интерфаксу”, фрагмент которого прозвучал в эфире НТВ, Доренко поведал, что вступил в партию в Ставрополье, так как “часто бывает в этом регионе и проникся духом и величием людей, живущих там”. Однако обозреватель программы “Главная тема” на 3-м канале Андрей Добров сомневается в искренности партийного порыва. На его взгляд, судьба Доренко не дает повода предположить его искренней симпатии к коммунистическому движению. Добров порекомендовал телезрителям заглянуть на сайт “Газеты ру”, где недвусмысленно сказано, что Доренко вступил в партию чуть ли не по указанию Бориса Березовского.
Сергей Брилев в “Вестях недели” также заострил внимание на том, что Доренко – многолетний соратник Березовского: “Искусственно или нет, но слова “КПРФ” и “Березовский” вновь в одном предложении”. Обозреватель канала “Россия” партийную коллизию в КПРФ рассматривает в контексте печального юбилея расстрела здания Верховного совета.
“Десятилетие событий октября 1993 породило попытки вспомнить, куда и почему исчез тогда лидер коммунистов Геннадий Зюганов, – отмечает Брилев. – Левые радикалы обвиняют его, минимум, в бездействии, максимум, в предательстве. Непредсказуемое прошлое и заставляет руководство КПРФ искать новых соратников, и они отыскиваются, самые неожиданные”.
Развивает мысль Сергея Брилева корреспондент канала “Россия” Виталий Трубецкой: “История – дама злопамятная, особенно для политика. Оступившись однажды, не отмоешься долго, может быть никогда. Ясно, что левым радикалам с Зюгановым не по пути, а умеренных он оттолкнул уже давно”. Трубецкой считает, что сотрудничество с Доренко дискредитирует лидеров КПРФ, которые “говорят о людях труда, а сами ищут дружбы с одиозным капиталом”.
Журналист 1-го канала Антон Верницкий рассматривает вступление Доренко в КПРФ как последнее звено в цепи доказательств о связи партии Зюганова с Березовским. Предваряя репортаж Верницкого, обозреватель программы “Время” Петр Марченко намекает, что, мол, чего не сделаешь “на пути к заветным местам в Государственной Думе”.
Антон Верницкий напоминает, что слухи о том, что нынешнюю предвыборную кампанию КПРФ будет финансировать из Лондона Борис Березовский, появились еще осенью прошлого года. Хотя ни Зюганов, ни другие члены Компартии информацию не подтвердили, лидер КПРФ несколько раз оговорился, что партия готова принимать пожертвования от всех сочувствующих. “Борис Березовский не исключался”, – отмечает Верницкий.
Далее журналист обстоятельно повествует о “метаморфозах в партийном сознании коммунистов”: “Первой видимой ласточкой было огромное, почти ласковое интервью с Борисом Березовским, напечатанное в газете “Завтра”, ранее замеченной скорее в ненависти, нежели в любви к бывшему олигарху. Появление на недавней московской международной книжной ярмарке книги журналиста Белянина “Господа с гексогеном”, в которой с фактами доказываются явные давние контакты Березовского и Зюганова, подливала масла в огонь. С точки зрения телевидения Борис Березовский никогда не попадал в кадр вместе с лидером коммунистов Геннадием Зюгановым, хотя ни тот, ни другой не отрицали, что периодически общаются друг с другом. Когда же в коммунистической газете “Завтра” стал публиковаться неоднократно клейменый коммунистами и обзываемый не иначе как “телекиллер” бывший телеведущий Сергей Доренко, в общественном сознании прочно связанный с именем Березовского, слухи о том, кто именно финансирует КПРФ, усилились. Последней каплей стало и совсем уж неординарное событие в партийной жизни коммунистов: Сергей Доренко объявил о своем вступлении ряды Коммунистической Партии РФ”.
Чтобы не быть голословным, Антон Верницкий представляет зрителям “вещдок” – кадр из досье 1-го канала: Борис Березовский заходит в кабинет к Зюганову. “С точки зрения классического предвыборного пиара, членство в КПРФ Сергея Доренко, человека, в сознании рядовых коммунистов связанного исключительно с именем Бориса Березовского, очков партии явно не прибавляет. Значит, прибавляет коммунистам что-то другое, за что и приходится это членство терпеть”.
Однако ведущий программы “Выводы” Петр Толстой, отмечает, что нельзя исключать и того, что Доренко в КПРФ выполняет заказ Кремля. Правда, аналитик при этом подчеркивает, что такая версия муссируется партийными товарищами Доренко вместе со слухами о связи журналиста с опальным олигархом.
Тем не менее, Сергей Доренко говорит, что решение о вступлении в КПРФ было для него очень органично: “Если кто-то помнит то, что я делал как журналист, это всегда касалось невыплаченных пенсий – непременные это были вещи, всегда это касалось Чечни, всегда это касалось коррупции, Чубайса, приватизации”.
“Эхо Москвы” и НТВ не ограничились комментариями, предоставив трибуну самому коммунисту Доренко. В интервью с Владимиром Варфоломеевым он подчеркнул, что его не смущают нелицеприятные оценки, данные ему Зюгановым. Он объяснил неприязнь лидера КПРФ событиями двухлетней давности, когда он предложил создать Консервативную партию Российской Федерации. “Люди, думаю, неправильно информировали Геннадия Андреевича, – отметил Доренко. – Он услышал, что КПРФ – консервативная партия РФ”.
В беседе с Варфоломеевым Доренко объяснил свое решение вступить в КПРФ просто-напросто “симпатией к людям”: “Давайте обратимся не к партиям, а к России просто. Я вижу серьезнейшие проблемы, я вижу серьезнейшие вопросы, которые стоят перед Россией. Я говорю об этом. И я вчера говорил в райкоме КПРФ в своем Ставрополье об этом с коммунистами, и они меня поддержали абсолютно. Нужна этическая революция. Я принимаю на себя ответственность за тысячелетнюю историю России”.
Доренко заявил, что слухи о его связях с Борисом Березовским не имеют под собой оснований: “Я могу сказать, что Березовский, если следить за его мыслями и советами, против пересмотра результатом приватизации. А я не только “за”, а я абсолютно убежден, что мы должны, обязаны, для того чтобы двигаться вперед, пересмотреть результаты приватизации в сырьевых отраслях. Березовский за переговоры с чеченцами. Я – за радикальную, беспрецедентную по жесткости операцию в Чечне, которая должна покончить с чеченским вопросом вообще”.
В “Апельсиновом соке” с Владимиром Соловьевым Доренко пококетничал в связи со своим сходством с Че Геварой, после чего заявил, что идеология КПРФ ему близка, так как это “партия народных традиций”: “Любые действия КПРФ направлены на защиту консервативных русских традиций, защиту семьи, защиту православия, защиту культуры истинной”. Народный герой Доренко подчеркнул, что его партийная деятельность обусловлена идеологическими и эмоциональными мотивами. “Нет, я не ищу денег, – признался Сергей Доренко Владимиру Соловьеву. – Я заинтересован не в служении идее, а в служении народу”.
Если верить Доренко, таким же самоотверженным слугой народа является Борис Березовский. Несмотря на разногласия, коммунист Доренко не стал отрицать дружбы с олигархом: “Когда вся власть уже была поделена, и когда министры уже даже нащупывали, кто каким министром будет в правительстве Лужкова при президенте Примакове, я считал, что игра проиграна. И когда Борис стал говорить мне: нет, надо сражаться, еще возможность есть, я ему сказал – Борь, тебя повесят в первой пятерке, меня в первой десятке. То, что мы проиграли, я знаю точно. А он сказал – если ты так думаешь – не иди с нами, сиди спокойно на даче. Не надо. Человек, который знает о поражении, нам не нужен. На что я ему сказал: Борь, я как раз по-другому устроен – если я точно знаю, что я проиграю, то, по крайней мере, показакуем. Ну, мы показаковали, все нормально”.
Сегодня казак Доренко оказался вновь востребованным, вернее, оказалась востребованной дружба опального журналиста с опальным олигархом. Во всяком случае, проект “Доренко” обещает придать пикантности выборам, которые обещают стать самыми скучными и предсказуемыми в новейшей российской истории.