или Что чувствует инфузория-туфелька, когда наезжают на ЮКОС?
До трагедии в Тушино в центре внимания СМИ была ситуация с ЮКОСом. “Главным некриминальным ньюсмейкером недели стала Генеральная прокуратура, – утверждает субботний аналитик НТВ Александр Герасимов. – Всего за несколько дней хранители законности подняли политическую температуру страны до болезненных значений. Один миллиардер сидит в КПЗ, двое – на допросах, генералам предъявлены обвинения в незаконном оборотничестве”. Версию о том, что с атаки на топ-менеджеров ЮКОСа началась новая спецоперация, развивает и обозреватель Ren-TV Ольга Романова. “Очень похоже, что на сей раз мы имеем дело с “оборотнями в лимузинах”, как равновеликий, то есть равноудаленный ответ на “оборотней в погонах”, – утверждает Романова. – Возможно, что новые “оборотни” – это реакция на слухи о намерении главы “Юкоса” Михаила Ходорковского заняться большой политикой или реакция не предложение о строительстве нефтепровода до Дацина”.
Однако больше всех в выстраивании исторического контекста преуспел канал “Московия”. Вице-президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов и обозреватель газеты “Завтра” Владимир Бондаренко в программе “Русский дом” заявили, что “тушинские взрывы – это месть коррумпированной милиции и инородческого олигархата!”. Во всяком случае, так резюмировал позицию национал-патриотов журналист газеты “Собеседник” Дмитрий Быков. По мнению обозревателя, сегодня Ходорковский очень походит для роли стрелочника: “Если часть народа не готова еще поверить в таковую злонамеренность спецслужб, которым дом взорвать – что клопа раздавить, то уж в злонамеренность олигархов поверят все до единого”.
Ведущий информационной программы ТВЦ “События” Станислав Кучер подчеркивает, что атака Генпрокуратуры на “самого богатого человека страны” порадовала многих россиян: “Я уверен, очень многие из наших зрителей злорадно посмеиваются и потирают руки, слушая о неприятностях олигархов. Народ столько лет ждал реальной борьбы с коррупцией, что нынешние события легко могут быть восприняты в обществе, как сигнал “Ату оборотней!”, “Бей олигархов, спасай Россию!”. Нетрудно догадаться, что себя Станислав Кучер отнюдь не причисляет к радостному телебольшинству и пытается обозначить отношение телеканала к событиям, происходящим в стране в виде вопросов-ловушек для интерактивного вопроса: “Считаете ли вы, что для очищения нашего общества нужны чистки в самом радикальном смысле слова. Или власть все-таки, несмотря на всю сложность задач, не должна руководствоваться принципом “Цель оправдывает средства” и действовать строго в рамках закона?”.
Созданием подобных формулировок с целью выявления так называемого “общественного мнения” испокон века пользуются социологи. Так, например, в последнем выпуске “Московских новостей” сообщается об опросе ВЦИОМом яблочного электората. В анкету включен, в частности, такой вопрос: “Повлияет ли на ваше решение голосовать за “Яблоко” свидетельство того, что Явлинский не вполне достойно ведет себя в частной жизни?” Понятное дело, что телевизионщики, которым деньги платят, прежде всего, за формирование мнения электората, также широко используются успешную технологию.
Итак, считаете ли вы, что для очищения нашего общества нужны чистки в самом радикальном смысле слова? На этот вопрос на протяжении всей недели отвечают телевизионные аналитики. Отвечая на этот вопрос, приходится отвечать и на другие – более конкретные и в то же время более глобальные: кто заказал, и что они дальше будут делать (те, кто заказал)?
Александр Герасимов предполагает, что “нефтяной магнат переступил ту невидимую границу, за которой вызывают на допрос к прокурору” тогда, когда объявил о финансовой поддержке “Яблока” и СПС. Кроме того, Ходорковскому приписывают шефство над коммунистами и планы стать президентом в 2008 году. Обозреватель НТВ напоминает, что “жизнь Ходорковского – это история нового русского капитализма”. Далее следует трогательная история о том, как молодой инженер-химик, простившись с комсомолом, торговал джинсами и компьютерами, потом придумал первый в стране коммерческий банк – “Менатеп”, – а потом удачно участвовал в нефтяных аукционах: “Пока одни олигархи открыто ссорились с властью и уезжали в эмиграцию, Ходорковский сторонился политики, зато тихо становился могущественным. Он заказывал аудит в лучших западных компаниях и добился репутации самого прозрачного и продвинутого бизнеса в России. На американский манер Ходорковский публиковал коммерческие отчеты, набрал иностранных менеджеров и впервые в России рассекретил список акционеров ЮКОСа. Все узнали: у Ходорковского 36 процентов акций компании на 8 млрд. долларов. Теперь, купив компанию “Сибнефть”, он создают четвертый по размаху нефтяной концерн в мире”. Далее следует и вовсе пафосный пассаж: “Топливо – это жизнь, и ЮКОС помогает выжить. Он спасает больных и погорельцев – это в рекламе. А в реальности спонсирует концерты и соревнования молодых дарований, платит стипендии студентам и гранты разным либеральным сообществам”.
Однако на вопросы-ловушки вовсе не обязательно отвечать. Так поступает, в частности, обозреватель канала “Россия” Сергей Брилев. Ведущий “Вестей” проявляет максимум политкорректности. В программе подчеркивается, что Михаил Ходорковский после допроса сообщил, что вопросы, которые ему задавали в прокуратуре, совершенно не касались хозяйственной деятельности его компании. Бывший заместитель Ходорковского акционер компании ЮКОС ректор РГГУ Леонид Невзлин подчеркивает, что это был “нормальный профессиональный разговор, нормальный допрос”.
Журналисты оппозиционных СМИ, хотя и противоречат друг другу в оценке ситуации, отнюдь не согласны с оценкой того, что все происходит “нормально”. НТВ и “Эхо Москвы” делают акцент на том, что в деле ЮКОСа очевидна политическая подоплека.
“События вокруг ТВ-6 и ТВС формально были спровоцированы экономическими причинами. Во всяком случае, так говорят представители властей. Однако многие специалисты видят мотивы происходящего вокруг шестой кнопки в политическом аспекте. В этом смысле похожая ситуация сложилась вокруг крупнейшей нефтяной компании ЮКОС”, – утверждает обозреватель “Эха” Андрей Родионов. Радиостанция считает необходимым озвучить позицию “Газеты”, которая так комментирует ситуацию: “Рейтинг прокремлевский “Единой России” к лету остался равен рейтингу КПРФ. К тому же внутри Кремля только что официально произошел раскол на два центра. “Народный депутат” обрел политическую автономию и пойдет на выборы вне блока с “Единой Россией”. Кремлю впору бы не расколоться самому на противостоянии основателя “ЕР” Владислава Суркова и нынешнего патрона “Народной партии” Виктора Иванова. Еще одна линия фронта, которую открывает Ходорковский, Кремлю не нужна”.
Политический обозреватель НТВ Владимир Кондратьев считает, что проблемы у главы “Юкоса” начались после встречи олигархов с президентом в Кремле. В программе “Сегодня” приводится следующий фрагмент выступления Владимира Путина: “Вы упомянули про “Роснефть” и сделку “Сибнефти”, а некоторые другие нефтяные компании, как, например, компания “Юкос” имеет сверхзапасы. Как она их получила, это вот вопрос в плане обсуждаемой нами темы, в том числе такие вопросы, как уплата или неуплата налогов”. “В прессе высказывается предположение, что Ходорковского с тех пор сильно невзлюбили в президентской администрации”, – отмечает Кондратьев.
Более остро ситуацию комментирует Юлия Латынина, приглашенная в качестве одного из экспертов в программу Алексея Венедиктова “Эха Москвы” “Ищем выход”. “Питерские силовики не так много финансируют “Единую Россию”, и питерские силовики, тем не менее, собирают огромные деньги, которые деваются непонятно куда, – заявила Латынина. – Говоря о тех людях, которые в кремлевской администрации, если мы говорим о Волошине и Суркове, с одной стороны, мы должны назвать и имена Виктора Иванова и Игоря Сеченова, с другой стороны. Всем хорошо известно, с чего начались проблемы ЮКОСа – с того, что Михаил Ходорковский на встрече с президентом прямо напомнил о странной сделке о покупке государственной компании “Роснефть”, близкой Сеченову и Иванову компании “Северная нефть” по цене, которую многие на рынке посчитали завышенной. Создается впечатление, что после этого была разборка на предмет, куда делись лишние деньги. После этого началось, что Ходорковский замышляет государственный переворот, после этого начались у ЮКОСа сложности с трубой, которую он хотел строить в Китае – сказали, нет, в Японии. На самом деле, это конфликт неизбежный, потому что ЮКОС – это самая прозрачная российская компания. ЮКОС – это компания, которая, будучи самой прозрачной и самой богатой, автоматически становится недосягаемой для поборов, по крайней мере, в примитивном смысле. Ей нельзя сказать: поскольку ты грязный, поганый – отдай”.
Латынина считает, что демарш силовиков в отношении ЮКОСа угрожает парламентским и президентским выборам, потому что “а) оно нарушает сложившуюся систему сдержек и противовесов, б) может привести к тому, что сейчас все олигархи с деньгами убегут за границу, пенсий не будет, и кто будет отвечать?, в) в долгосрочной перспективе – конечно, никакого удвоения ВВП, потому что вместо удвоения ВВП мы будем иметь просто госкомпании, из которых деньги уплывают в какую-нибудь фирму, например, в венгерскую фирму “Юрлтрансгаз”, которая торгует с помощью “Газпрома” туркменским газом с Украиной”.
Очередная “реплика” для слушателей “Эха” бывшего коллеги Юлии Латыниной по ТВС Андрея Черкизова была посвящена появлению на сайте “kompromat.ru” записей телефонного разговора, которые якобы вели глава “Роснефти” Богданчиков и руководитель путинской канцелярии Сечин. Согласно содержанию телефонных разговоров, силовое крыло администрации президента пытается “удавить конкурента” (то есть ЮКОС) для того, чтобы перераспределить собственность. “На самом деле, мы имеем в наличии, если верить этой публикации “компромата.ru”, заговор, – заявляет Черкизов. – Только вот заговор не олигархов, а заговор питерской силовой шпаны, которая пытается решать судьбу страны вместо нас с вами. И в этот заговор вовлечен господин Путин”.
Ren-TV также позволяет себе прямой выпад в адрес президента. Ольга Романова сообщает, что в связи с делом о хищении акций “Апатита”, по которому проходит топ-менеджер ЮКОСа Платон Лебедев, нельзя не вспомнить видного российского предпринимателя Вячеслава Кантора, фактического хозяина объединения “Акрон”. Как отмечает Романова, предметом спора Ходорковского и Кантора были крупные пакеты акций двух предприятий химической промышленности, производителя минеральных удобрений “Акрона” в Новгородской области и мурманского объединения “Апатит”. Завершается сюжет следующим высказыванием: “За несколько минут до эфира мы нашли первополосную статью в новой новгородской газете под заголовком “Кантор приватизировал Путина”. Президент в обществе Кантора – фотография накануне собрания акционеров “Акрона”.
В то же время Евгений Ревенко в итоговой программе “Вести недели” делает акцент на том, что действия Генпрокуратуры обусловлены тем, что в течение месяца она должна была ответить на запрос депутата Юдина, который был обеспокоен тем, как была осуществлена приватизация мурманского “Апатита”. Подчеркивается, что питерца Юдина не может не волновать ситуация в его родном северо-западном регионе.
Комментируя выступление Михаила Ходорковского журналистам томского телевидения, что “на сегодняшний день идет политика выяснения отношений юридически между отдельными людьми и группами людей”, Ревенко задает следующий вопрос: “Только вот кто эти люди и группы людей?” Ответ ведущего звучит так: “Томскнефть”, принимающая весь менеджерский актив ЮКОСа, дочка “Восточной нефтяной компании”. В ее незаконном поглощении прокуратура подозревает другого компаньона Ходорковского – Рамиля Бурганова. Он уже год в федеральном розыске. ФСБ тем временем проводит обыски в офисе “М-реестр”, ведущего акционерную отчетностью ЮКОСа, а в середине июня, то есть почти месяц назад, был арестован начальник одного из департамента службы безопаности компании Алексей Пичугин. Быть может, интерес у силовиков к нефтяникам появился даже раньше, чем избиратели обратились к Владимиру Юдину”.
Обозреватель радиостанции “Маяк” Федор Макаров также считает несостоятельной версию о политических мотивах конфликта. Это утверждает приглашенный радиостанцией в качестве эксперта замглавы Центра политконъюнктуры Константин Симонов. “В настоящий момент мы видим очередное обострение борьбы за собственность в российских элитах, и, на мой взгляд, приписанный вот этому акту политический аспект сугубо, связанный с финансированием Ходорковским ряда политических партий, не является в данном случае ключевым. То есть, я не думаю, что это реакция наших силовых структур на то, что Ходорковский является финансовым спонсором ряда партий, как на левом, так и на правом фланге. Это действительно вопрос, который касается проблемы возможного начала передела собственности. Подоплекой все равно является, конечно же, проблема создания компании “Юкос”, а также проблема того, все-таки каким образом пойдет развитие нашего ТЭК в будущем. То есть, мы увидим процесс национализации, возврата тех компаний, которые создавались, возможно, с какими-то нарушениями в начале 90-х годов. Либо же все-таки, мы увидим процесс слияния и поглощения в частном секторе, и формирование принципиально новых концернов, которые, возможно даже, получат и ту часть собственности, которая пока еще находится в руках государства”.
В то время как НТВ, Ren-TV и ТВЦ ссылаются на западные издания, чтобы выразить негативное отношение к давлению на ЮКОС иностранных инвесторов, 3 канал представляет позицию европейских СМИ как ангажированную. “Атака на ЮКОС называется попыткой зачистки политического поля перед выборами, а также давлением на компанию, пытающуюся играть самостоятельную политическую роль. При этом Ходорковский сравнивается с бойцом, поднявшим голову из олигархического окопа, – отмечает обозреватель программы “Главная тема”. – Странное дело, совсем недавно Ходорковскому на Западе давались совсем другие характеристики. На страницах журнала “Шпигель” его называли оппортунистом чистой воды, в красках описывая его комсомольское прошлое. Попытки ЮКОСа приватизировать ряд предприятий в Германии были сорваны из-за того, что у немецких властей “не было полной уверенности в чистом происхождении предложенных с российской стороны денег”. США до последнего боролись против приватизации ЮКОСом нефтеперерабатывающих заводов в Литве. Судя по всему, тут срабатывает тот же механизм, что и два года назад с Гусинским. Если российский олигарх вступает в конфликт с властью и становится неким противовесом государству, он неизменно вызывает интерес и сочувствие на Западе”.
В ситуации полилога, когда аналитики пытаются создать карту групп влияния и обрисовать используемые ими ресурсы, Глеб Павловский подчеркивает, что на самом деле все намного проще, и в этом заключает главная опасность. “Вы видели под микроскопом инфузорию-туфельку. Какая у нее стратегия? Если жгутикам что-то угрожает, они поджимаются, если есть что схрумкать, они хрумкают, а потом она делится. Для президента в такой агрессивной среде находиться довольно опасно. Его стратегия выстроена в ней быть не может. Я просто хочу сказать, что потом она делится – это не в смысле Лившица – “делиться надо”, – она размножается”, – заявил политолог в программе “Ищем выход”.
Участники дискуссии в эфире “Эха Москвы” выхода так и не нашли. Венедиктов в своем резюме предположил, что некоторое время можно будет увидеть “две рожи”, образовавшиеся в результате деления. Одно остается непонятным: как эти две рожи будут делить сферы влияния.