Минпечати за честный спорт в интересах зрителей

0:00
0


В ночь с 21 на 22 июня Минпечати отключило канал ТВС. Без “уникального журналистского коллектива”, до недавнего времени вещавшего на злополучной “шестой кнопке”, информационная палитра станет монохромной, лишившись в одночасье реплик телевизионного “экстремиста” Андрея Черкизова, эстетского сарказма Юлии Латыниной, сюрреалистических спектаклей Виктора Шендеровича, откровенных выступлений кремлевских кукол, скоморошества Хрюна и Степана, подчеркнуто отстраненных комментариев Владимира Кара-Мурзы, а также эпохальных итогов недели, которые подводил предводитель ТВС Евгений Киселев. Сегодня журналисты активно обсуждают перспективы трудоустройства своих коллег с ТВС, отдавая при этом себе отчет, что возвращение в эфир тех или иных персоналий никак не повлияет на редуцированную конфигурацию информационного поля.

В комментариях пост-фактум обозреватели отвечают на два фундаментальных вопроса: кто виноват и что все это значит.

Нужно отметить, что парада версий ждать не стоит: история погибнувшей “шестерки” почему-то больше всего обеспокоила НТВ и “Эхо Москвы”. 3 канал и ТВЦ подготовили блоки информационных сообщений, не сумев, по всей видимости, выпустить в оперативном режиме тяжелую аналитическую артиллерию, “Новости Online” ограничились обзором прессы, “Россия” и “Первый канал” гордо хранили молчание, оставаясь “над схваткой”.

Первыми на поворот рубильника отреагировали журналисты ТВС. В субботнем выпуске “Бесплатного сыра” прозвучала такая “песенка”:

Что, коллега, наш канал по стране не ловится?

Это загодя страна к выборам готовится.

И Чубайс, и Дерипаска могут быть довольны:

Стал пакет контрольный акций в голову контрольный.

Можно зря не щелкать пультом, что ни кнопка – госканал.

Сериал, погода, Путин, Путин, лыжи, сериал.

Русь, куда несешься снова с музыкой бравурною,

Адрес есть, но это слово очень нецензурное.

У пустой мы нынче миски, где бы нам срубить гроши?

Можно спеть куплетик в Минске, можно у Туркмен-баши.

До свиданья, мать-Россия, мы уходим с миром.

Что-то пахнет керосином там, где пахло сыром.

(Телеканал “ТВС”, БЕСПЛАТНЫЙ СЫР, 21.06.2003, 20:50)

Обозреватель “Известий” Мила Кузина высказала мнение, что у министра печати, который принял решение отключить ТВС, не дожидаясь даты официального харакири журналистского коллектива 23 июня, просто нервы не выдержали, особенно после того, как ему наподдал Виктор Шендерович. В последнем выпуске программы ведущий дает запись весеннего выступления мэра Владивостока Юрия Копылова. “Я разговаривал с министром пропаганды Лесиным и задавал вопрос: а почему все-таки любят центральные наши СМИ какую-то гадость все время показывать о Владивостоке? На что Лесин сказал: потерпи немножечко, вот пройдет июнь, а там посмотрим, кто есть кто. Потому что стране нужна успокоенность, стране нужна стабильность”, – заявил Копылов. Ситуацию на ТВС Виктор Шендерович комментирует как проявление честности Михаила Лесина по отношению к “приморскому страдальцу”: “Вот июнь проходит помаленьку, и действительно, новый пейзаж уже конкретно выходит из тумана, и нас в этом грядущем пейзаже не видать”.

Андрей Черкизов в прощальном выпуске программы “Назло” высказал недоумение, что на пресс-конференции с Владимиром Путиным никто не спросил “генерального конструктора: что он думает о дальнейшей судьбе телеканала, которому “нынче приходит карачун”. Аналитик напоминает историю решения “спора хозяйственных субъектов”, суть которого заключалась в создании “многоэтажного монстра” с уникальным журналистским коллективом в основании и надстройками из “олигархического колхоза” и “Медиа-Социума” с ЛОМами (то есть лидерами общественного мнения). Эта конструкция оказалась нежизнеспособной, и агонию телеканала ускорили “богатенькие буратины”, не пожелавшие взять на себя ответственность за судьбу телеканала. “Первым нас предал, или, говоря по-современному, кинул господин Чубайс, – заявил Андрей Черкизов. – Он вышел из состава акционеров, пообещав при этом, что его выход из состава акционеров не означает, что он прекращает борьбу за существование канала”. В завершение программы Черкизов признается, что от “генерального конструктора” ждет всего лишь “бережного отношения к своей конструкции”. (Телеканал “ТВС”, НАЗЛО, 21.06.2003, 08:50)

Версию о безответственности олигархов развивает НТВ. Корреспондент программы “Сегодня” Владимир Кондратьев еще за неделю до отключения отметил, что олигархи никак не могут поделить доставшуюся им “дорогую, но сломавшуюся игрушку”. (Телеканал “НТВ”, Сегодня, 16.06.2003, 19:00).

Образ игрушки, в которую наигрались олигархи, использует и обозреватель газеты “Известия” Ирина Петровская, которая прокомментировала ситуацию с отключением ТВС для программы “Страна и мир”. (Телеканал “НТВ”, Страна и мир, 23.06.2003, 22:00)

Григорий Явлинский в беседе с Матвеем Ганапольским подчеркивает, что “на примере ТВС станет понятно, что миф об успешных менеджерах-олигархах является всего лишь мифом”. Лидер “Яблока” не преминул воспользоваться ситуацией для того, чтобы дать подножку своим соперникам из правого лагеря, напоминая, что одним из “могильщиков” ТВС был сопредседатель СПС Анатолий Чубайс. (Радиостанция “Эхо Москвы”, ИНТЕРВЬЮ, 19.06.2003, 15:08)

Бывший член совета директоров ТВС Константин Ремчуков, член правой фракции Госдумы согласен, что ситуация на телеканале осложнилась из-за того, что акционеры достаточно долго не могли выработать компромиссное решение, однако в кризисе телекомпании прежде всего виновато Минпечати. “Исходя из того определения, которое дал президент, что у нас есть в стране один олигарх – министр печати Лесин, – заявил Ремчуков. – Судя по тому, что у него сильное влияние, как говорят, в монополисте, на рынке средств массовой информации, на рекламном рынке “Видео-Интернешнл”. И он является тем человеком, который регулирует процессы на этом же рынке. Возникают многие проблемы, в том числе и проблемы ТВС”.

Константин Ремчуков подчеркивает, что хотя пресса попытались создать впечатление, что акционеры не финансировали канал, это не так. По его утверждению, акционеры, как и положено, профинансировали половину бюджета телекомпании, вторую половину бюджета должны были составить поступления от рекламы, однако с рынка было собрано в 4 раза меньше, чем запланировано. Ремчуков объясняет это тем, что ТВС отказался сотрудничать с компанией “Видео-Интернешнл”, являющейся монополистом на рынке телерекламы. Из этого Константин Ремчуков делает выводы, что кризис ТВС обусловлен прессингом монополистического рынка: “Будь собраны те 40 миллионов, которые на рынке мы должны были как рекламные деньги собрать, безусловно, никаких проблем таких не было бы, в том числе и с зарплатой”. (Телеканал “НТВ”, ВЛИЯНИЕ, 22.06.2003, 12:05)

Учредитель и держатель лицензии ТВС Олег Киселев подчеркивает, что у Лесина не было юридических оснований для отключения телеканала. “В том, что министр написал в обосновании, он начал оценивать жизнеспособность бизнеса. Таким же образом он может отключить РАО “ЕЭС России” или оценить его неэффективным в случае, если у него, например, убытки возникли. Почему бы не отключить в таком смысле “Российский алюминий” или не закрыть Новолипецкий металлургический комбинат?” – резонно отмечает Киселев. (Радиостанция “Эхо Москвы”, НОВОСТИ, 23.06.2003, 09:00) Эту позицию разделают журналисты ведущих газет – “Известий”, “Независимой газеты”, “Коммерсанта”, “Газеты”.

Досталось Лесину и за то, что он мотивировал отключение ТВС защитой интересов зрителей”. Выпускающий редактор ТВС Е.Коробоева в программе “Сегодня” призналась, что ее потрясла аргументация Минпечати: “Вот, что-то, а по поводу зрителей наша совесть, по-моему, абсолютно чиста”. (Телеканал “НТВ”, СЕГОДНЯ, 22.06.2003, 12:00).

В шестнадцатичасовом выпуске программы “Сегодня” обозреватель Президент фонда “Академия российского телевидения” В.Познер также делает акцент на абсурдности заявления Минпечати. Ведущий программы Первого канала “Времена” подчеркивает, что с закрытием ТВС зрители лишаются возможности сравнивать и делать свои выводы. “Я думаю, что это скажется особенно во время предвыборной кампании. Так что, даже если здесь не было, возможно, политической подоплеки, реально она вполне просматривается”, – подчеркнул Познер.

Главный редактор радиостанции “Эхо Москвы” А.Венедиктов считает, что защита прав зрителей Минпечати может привести к “дальнейшим тяжелым последствиям”: “Тогда надо признать право, скажем, центральной избирательной комиссии самой определять, кто из кандидатов является для избирателей лучшим. Остальных просто снимать. Или дать право Центральному банку просто отбирать лицензию у банков без судебной процедуры, чего в нашей стране не делается, только по закону”.

Лидер СПС Борис Немцов, комментируя отключение ТВС, сказал следующее: “Будет больше замерзших городов в России, потому что телекомпании вряд ли теперь это будут показывать. Будет больше жертв при терактах и в Чечне, потому что вряд ли теперь государственные СМИ без цензуры будут что-нибудь показывать. Будет больше бедных и коррупционеров, потому что, вы знаете, если невозможно критиковать власть, то власть начинает воровать. То есть, закрытие частного канала – это удар по России и удар по российским гражданам”.

Некоторые телезрители, правда, не согласны с тем, что с закрытием ТВС в России завершается эпоха либерального телевидения в России. Эта позиция, в частности, была озвучена в программе “Эха Москвы” “Персонально ваш”, гостем которой стал обозреватель ТВС Андрей Черкизов. Радиослушатель заявил, что программы Леонида Парфенова и Савика Шустера достаточно радикальны. Это доказывает и реакция телеканала на отключение ТВС. Однако Андрей Черкизов не видит в сегодняшнем положении НТВ оснований для оптимизма и советует телезрителям немного подождать. По мнению Черкизова, неизвестно, сколько времени менеджемнт НТВ сможет защищать свои наиболее острые программы. По информации аналитика, в ближайшее время может быть закрыта программа “Влияние”, вместо которой выйдет в эфир “Завтрак с Соловьевым”. (Радиостанция “Эхо Москвы”, ПЕРСОНАЛЬНО ВАШ, 24.06.2003, 19:20)

Политолог Александр Ципко в беседе с Ксенией Лариной отметил, что зритель уже совершенно равнодушен к политическим телепрограммам: “Происходит дистанцирование, и очень быстро. На чем выиграла демократия эпохи перестройки? На том, что русский человек верил, что то, что с экранов телевизоров говорят, это правда”. (Радиостанция “Эхо Москвы”, ИНТЕРВЬЮ, 17.06.2003, 14:08) Сегодня телевизионщики уже отучили зрителей от вредной перестроечной привычки верить “говорящей голове”. Так может быть не так уже бессмысленны аргументы Лесина? Ирина Петровская считает, что прекращение вещания на “шестой кнопки” телеканала “Спорт” “в каком-то смысле действительно, “в интересах зрителей”: “Во время предвыборной кампании надо иметь хотя бы один федеральный канал, на котором идет честная спортивная борьба, а победитель неизвестен заранее”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ