Иракский кризис: Кто воспользуется правом вето?

0:00
0


Всю прошедшую неделю на повестке дня у российских средств массовой информации стояли два вопроса: внесет ли США новый проект резолюции по разрешению иракского кризиса на голосование в Совете Безопасности ООН, и сможет ли Россия в этом случае воспользоваться правом вето.

Напомним, что в начале недели США, Великобритания и Испания предложили Совету Безопасности ООН проект резолюции, обвиняющий Багдад в невыполнении требований ООН и нацеленный на применение силы. В то же время Россия, Германия и Франция, считающие, что необходимости в принятии очередной резолюции нет, распространили меморандум об укреплении режима инспекций в Ираке.

Ю.ФЕДОТОВ, заместитель министра иностранных дел РФ (“ОРТ”): Смысл англо-американского проекта резолюции состоит в том, чтобы признать, что инспекции ООН в Ираке провалились. И, таким образом, открывается путь для применения силы. Естественно, возникает вопрос: насколько обоснован этот вывод? Насколько он опирается на выводы международных инспекторов?

Телеканал “НТВ” считает, что Москва, Париж и Берлин продолжают сопротивляться неизбежному. При всех своих претензиях на мировое лидерство, Германия и Франция не смогут противостоять США, но смогут максимально осложнить ситуацию для лидеров антииракской коалиции – Великобритании и США. Москве ближе позиция европейцев, которые, кстати, уже заявили о намерении рассмотреть вопрос о безвизовом режиме для россиян.

27 февраля, видимо, для укрепления собственных позиций и авторитета состоялась блиц-встреча В. Путина и канцлера ФРГ Г. Шредера. Документов в Кремле подписано не было, главы государств выступили с совместным заявлением.

Владимир ПУТИН (“ОРТ”): Мы полагаем, что потенциал резолюции 1441 далеко не исчерпан. На ее полную реализацию нацелены франко-германо-российские предложения, распространенные в Нью-Йорке 24 февраля этого года. Их базовый смысл – продолжение активной работы инспекторов, придание инспекциям более эффективного характера.

Герхард ШРЕДЕР (“НТВ”): Я считаю, что мы так неуклонно добиваемся решения конфликта потому, что это связано с нашей совместной историей. И в России, и в Германии знают по горькому историческому опыту, что такое война. Поэтому теперь особенно важно искать мирный путь выхода из кризиса.

Однако в настоящий момент позиции участников “антивоенной коалиции” до конца не ясны. Нет однозначного ответа на вопрос, как поведет себя Германия в сложных переговорах с США. (Германия пошла навстречу американцам и взяла на себя весь груз ответственности за антитеррористическую операцию в Афганистане – ее теперь осуществляют преимущественно немецкие военные.) Кроме того, в Германии сейчас назревает серьезнейший экономический кризис, и здесь Берлин тоже не может не оглядываться на Вашингтон. Так что, у каждой из сторон внутри сформировавшихся альянсов есть собственные интересы, и страны эти стараются собственные интересы блюсти.

Телеканал “РТР” считает, что едва ли кому-то из европейских лидеров или лидеров каких-то других государств удастся разыграть российскую карту. Позиция России в нынешней ситуации выглядит максимально отстраненной и взвешенной. В России выбирают между войной и миром и выбирают, естественно, мир.

Совершенно непонятно, решится ли какая-нибудь из стран применить право вето в случае, если голосование по проекту резолюции все же состоится. Российский министр иностранных дел отправился с визитом в Пекин, но там его опередил Колин Пауэлл. Повод тот же – Ирак, цели – прямо противоположны. Госсекретаря США в этом матче устроит ничья, то есть если китайская делегация на предстоящем в ООН обсуждении резолюции по Ираку просто не воспользуется своим правом вето. Россия, видимо, хочет, чтобы Китай им воспользовался.

Председатель совета по внешней и оборонной политике С.КАРАГАНОВ: Китай воспользуется возможностью спрятаться за чью-то спину, а китайское руководство всегда, когда это было возможно, и когда не затрагивались принципиальные интересы Китая – они определены очень точно – не вступало в конфронтацию с крупными державами, поскольку оно считало, что совершенно справедливо концентрироваться на внутреннем развитии. (“ТВЦ”)

У Пекина свои интересы в Ираке. Во-первых, после войны американцы будут контролировать абсолютно всю нефть Персидского залива – а это 80% соответствующего китайского импорта. Во-вторых, лояльность Америке в иракском вопросе может обернуться для Пекина поддержкой со стороны Вашингтона в вопросе тайваньском. Но и в России тоже есть нефть, есть даже готовые трубопроводы, и территориально она близко, вопрос в цене, но это предмет переговоров.

России война невыгодна по тем же причинам: если она состоится, то о многомиллиардных контрактах на разработку иракских месторождений можно забыть. Китаю ясно, что после подорожания нефти он перестанет быть самой привлекательной для инвестиций страной в мире. (“ТВС”)

США не теряют надежды убедить Россию изменить свое отношение к войне. Хотя, как сообщает “Русское радио”, администрация США отрицает факт заключения между Москвой и Вашингтоном некоей закулисной сделки по Ираку, однако, по мнению американцев, в экономических интересах России будет выступить на стороне тех сил, которые будут доминировать в Ираке после Саддама. Тем не менее, “Ассошиэйтед пресс” указывает, что Вашингтон выполнил как минимум один пункт из списка пожеланий Кремля, признав террористическими три существующие в Чечне группировки. Кроме того, Джордж Буш заявил, что хотел бы иметь возможность уведомить своего российского коллегу на майских торжествах в Петербурге о ратификации Сенатом московского соглашения о контроле над вооружениями.

Тем временем, семьи российских дипломатов и специалистов покидают Ирак. В российском посольстве в Багдаде сообщили, что в ближайшие дни в Россию вылетят чартерным рейсом примерно 50 человек. 30 уже вернулись на родину на прошлой неделе. МЧС готов эвакуировать и граждан СНГ, если руководство этих стран отправит запрос в российское правительство. (“ОРТ”)

Интересные заявления сделали российские политики. Россия может применить право вето в интересах международной стабильности при голосовании в Совете Безопасности по Ираку, – об этом сказал в Пекине глава МИД Игорь Иванов.

Марк УРНОВ, старший научный сотрудник ИМЭМО (“Маяк-24”): Заявление министра иностранных дел России оставляет США два пути. Первый – согласится на германо-франко-российское предложение, которое состоит в том, чтобы дать международным инспекторам еще несколько месяцев поработать в Ираке, а Багдаду – возможность вступить на путь мирного разоружения под международным контролем. Второй путь – начать операцию по свержению режима Саддама Хусейна без одобрения Совета Безопасности ООН.

С похожим заявлением выступил и спикер Госдумы Геннадий Селезнев в Тунисе: Россия воспользуется правом вето при голосовании в Совете безопасности ООН для того, чтобы предотвратить военные действия в Ираке. По его словам, вторая резолюция ООН по Ираку разрабатывается исключительно в интересах США и их европейских союзников – Великобритании и Испании. (“Эхо Москвы”)

В бурных дебатах прошел в Нью-Йорке очередной раунд консультаций Совбеза ООН по Ираку. Главный итог: США, Великобритания и Испания не решились пока поставить на голосование проект резолюции, который фактически санкционирует войну. По словам государственного председателя Франции при ООН Жана-Марка Де-Ла-Сабольера, обсуждение ясно показало, что большинство членов Совета против войны и за продолжение инспекций. (“Маяк”)

США пока не решается выйти на прямой конфликт. Будут ли учитываться мнения европейских коллег при дальнейшем рассмотрении иракской проблемы?

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ