Возвращение судьи

0:00
0


Сенсацией завершились очередные выборы председателя Конституционного Суда. Валерий Зорькин вернулся в кресло, которое он занимал с 1 ноября 1991 года по 5 октября 1993 года. Во втором туре кандидатуру Зорькина поддержали десять из девятнадцати судей. Сам Зорькин, который, по его словам, не ожидал такого исхода голосования, осмыслив свое новое положение, провел несколько совещаний.

Валерий ЗОРЬКИН (“РТР”): Неожиданность, понимаете, я думаю, это тогда, когда кирпич на голову падает. Поэтому это не было в этом смысле неожиданностью. Ну, такова воля судей. Я думаю, что Конституционный Суд это поистине коллективный орган, это 19 равных судей.

Вот профессиональная биография старого-нового председателя Конституционного Суда в изложении “Ren-TV”:

Имя Зорькина связано со многими знаковыми событиями новейшей российской истории. 19 августа 1991 года член КПСС, профессор Высшей школы МВД вместе с другими коллегами-юристами объявил ГКЧП незаконным. Потом стал пожизненным членом Конституционного Суда и был избран его председателем. Первым решением стало признание неконституционности слияния двух силовых ведомств – КГБ и МВД. Потом Конституционный Суд очень компромиссно оценил степень исторической виновности КПСС. Указы Ельцина о запрете бывших партийных органов были признаны справедливыми, первичные же ячейки смогли продолжить деятельность. Именно это и позволило КПРФ снова восстановить влияние и электорат. Раздражение Кремля деятельностью Валерия Зорькина нарастало. Осенью 1993 года конфликт достиг кульминации. Тогда Конституционный Суд под председательством Зорькина объявил неконституционным президентский указ 1400 и предложил провести одновременные досрочные выборы и законодательной, и исполнительной ветвей власти. Буквально на следующий день после расстрела Белого Дома 5 октября 1993 года Валерий Зорькин ушел в отставку с поста председателя и все эти годы работал рядовым судьей в конституционных судах.

Порядок избрания был таков: раздается весь список из 19 судей (это первое рейтинговое голосование, тайное). Никто не выставляется, просто дается список. И набравшие три первых места помещаются в бюллетень для тайного голосования второго тура, где можно обозначить только одну фамилию, а остальных нужно вычеркнуть, разъясняет “Эхо Москвы”. Именно второе голосование, тайное, и преподнесло сюрприз. Победу над своим предшественником Маратом Баглаем Зорькин одержал с перевесом всего в один голос. Первый тур был сыгран в ничью. Нынешний и бывший председатели суда получили по 11 голосов.

Исход голосования стал неожиданностью для многих. По словам комментатора “Ren-TV”, источники “Известий”, весьма близкие к суду, утверждают, что сначала Зорькин рассматривался как совершенно непроходная фигура, поэтому его и выбрали в соперники согласованному наверху Баглаю.

Телеканал “ТВС” утверждает, что конфликт внутри Конституционного Суда назревал давно. В последнее время у верховных толкователей Конституции стало копиться недовольство политикой прежнего председателя, в результате которой, как утверждают некоторые, Конституционный Суд превратился в один из правовых отделов администрации президента. Так или иначе, не исключено, что избрание Зорькина стало результатом протестного голосования. Возвращение Зорькина многие понимают как курс на большую самостоятельность.

Валерий Зорькин (“Эхо Москвы”): Я не взял самоотвод и согласился с результатами избрания. Не знаю, может быть, самонадеянно, но внутренне я ощущал, что я способен действовать профессионально, потому что мне кажется, способности принести позитивные результаты на этой должности определяются профессионализмом. Мне показалось, что он у меня есть.

Многие политики отнеслись к избранию Зорькина положительно.

Егор Лигачев (“ТВС”): Это того Зорькина, да? Он блестяще себя проявил в очень сложное кризисное состояние. Он действительно показал себя настоящим борцом за Конституцию. Всячески приветствую его приход.

Геннадий Зюганов (“ТВС”): Я с ним много раз общался в то суровое время – и накануне 93 года, и в ходе полугодового рассмотрения нашего иска по восстановлению компартии, и в кризисные минуты, когда стреляли. Я хочу сказать, что это честный, мужественный и очень достойный человек.

Борис Немцов (“ТВС”): Избрали, значит, оказали доверие, пусть трудится.

Геннадий Райков (“ТВС”): Да, были определенные по конституционному созыву неурядицы, но не с точки зрения квалификации Зорькина, а с точки зрения того политического момента, который был. И сегодня, если всех конституционных судей взять, он, наверное, самый опытный человек, человек принципиальный, человек, который может отстаивать свою позицию.

Николай Лысенко, заместитель председателя комитета ГД по делам Федерации (“Ren-TV”): Есть надежда, что у нас, наконец, появится независимая третья власть в лице Конституционного суда, потом что Валерий Зорькин не пойдет на сговор с совестью, он не будет подстраиваться под исполнительную власть, как, к сожалению, в последние годы Конституционный Суд зачастую делал.

Среди рядовых граждан России оптимизм не столь велик. Радиостанция “Эхо Москвы” проводила опрос среди слушателей. Был вопрос, будут ли лучше защищаться права и свободы граждан с избранием Валерия Зорькина председателем Конституционного Суда. Респонденты ответили, что будет положение с этим – “лучше” – 47 процентов, “хуже” – 54 процента. (Эхо Москвы)

Валерий Зорькин опровергает появившиеся слухи о том, что в Конституционном Суде будет революция или председатель будет по какой-то модели неожиданной действовать. По его словам, “история, как вам известно, никогда не повторяется” (“РТР”). Он подчеркивает, что председатель Конституционного суда “не начальник, он первый среди равных”. Марата Баглая, своего предшественника, называет патриархом, а свое избрание рассматривает как день преемственности. (“РТР”)

Тем не менее, по его словам, “нельзя сказать, что суд стоит на месте, – в этом смысле движение должно быть. Так произошло, это знак большинства все же, знак перемены – он что-то символизирует и заставляет задуматься”. (“Эхо Москвы”)

В интервью Евгению Киселеву (“ТВС”) Зорькин отвергает какие-либо связи Конституционного Суда с президентской администрацией в общем и Владиславом Сурковым, в частности. По его словам, ему никогда не поступали звонки от кого-либо, а Конституционный Суд рассматривает все вопросы только согласно Конституции.

Валерий Зорькин: Я не знаю оценки администрации в адрес Конституционного Суда. Я за этим пытаюсь не следить, потому что опыт научил меня тому, что судья должен как бы быть молчащим судьей и смотреть только в текст Конституции. Я думаю, что надо руководствоваться не тем, кого устраивает, а как это устраивает Конституцию, потому что Конституция – это закодированный язык, матрица для движения общества и государства по цивилизованному пути.

Какими бы не были мотивы избрания Валерия Зорькина председателем Конституционного Суда, единственным своим долгом он считает: “Трудиться, трудиться и трудиться”. (“ОРТ”)

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ