Аварии в коммунальных службах приобрели в российских городах масштабы всеобщей катастрофы. Из-за аварий на теплотрассах без отопления остались около 30 тысяч человек по всей России. В том, что же стало причиной кризисной ситуации, на этой неделе пытались разобраться и органы власти, и средства массовой информации.
Невероятное оживление вызвала сложившаяся кризисная ситуация в рядах депутатов Госдумы. Весеннюю сессию депутаты начали с требования объяснений по поводу коммунальной катастрофы от премьер-министра Касьянова, главного энергетика Чубайса и главного строителя Кошмана.
Сергей МИТРОХИН, фракция “ЯБЛОКО” (REN-TV): Мы не должны у них услышать про то, как виноваты стрелочники, какие-то очередные начальники коммунальных служб, мэры или кочегары, которые напились в Новый год и которых нам так ярко показывали несколько дней.
Инициатором приглашения премьера на ковер в Госдуму стала фракция “Яблоко”. Партия выступила с тезисом о том, что коммунальная катастрофа – провал политики правительства и предложила свой путь выхода из кризиса в ЖКХ. Об этом проекте Григорий Явлинский рассказал в интервью программе “Сегодня” (НТВ): “Мы сегодня внесли целую программу мер, совсем обратного свойства, нежели предлагает правительство, связанное не с повышением тарифов, а, наоборот, с применением такого налогового режима, который привлечет в эту сферу новых инвесторов, новые компании в частную инициативу”.
Всю неделю думцы провели в опасении, что представители правительства не придут. Опасения были оправданны, ведь формально у приглашенных был повод отказаться: регламент был нарушен – Белый дом необходимо предупреждать за пять, а не за два дня. Обычный рабоче-плановый характер работы преобразился в интригующе-кулуарный. Неизвестность накалила страсти, и в Думе заговорили о недоверии правительству.
Любовь СЛИСКА, Первый заместитель председателя Госдумы РФ (НТВ): Некоторые депутаты, я знаю, намерены завтра потребовать очень серьезных мер по отношению к правительству. Сегодня Харитонов заявил о том, что, возможно, дойдет и до вопроса о недоверии правительству. Тысячи людей замерзают, а виноватых нет.
Заявление Николая Харитонова нашло поддержку только у правых. В “Яблоке” сказали, что о таких радикальных мерах пока не думают.
Обсуждения кризиса в жилищно-коммунальном хозяйстве так и не получилось. Депутаты отменили так называемый правительственный час из-за неявки премьера Касьянова. Впрочем, глава правительства и не собирался в Госдуму, о чем известил депутатов накануне. REN-TV: “Гора не пришла к Магомеду, Магомед не пошел к горе. Отчеты остались в портфелях, депутаты в теплом зале, члены правительства и другие официальные лица – на свободе. На все про все минут десять. Масштабное действо “Депутаты обвиняют чиновников” завершилось, не начавшись”.
Геннадий СЕЛЕЗНЕВ (РТР): Я огорчен тем, что сегодня был сорван правительственный час. Пришли специалисты, готовые ответить на вопрос, что произошло и как мы сегодня будем, как говорится, реагировать и действовать, чтобы случаев замерзания городов было как можно меньше, но депутаты не захотели их услышать.
Геннадий ЗЮГАНОВ (РТР): Опять прислали двух козлов отпущения, которые сами и организовали замораживание страны. Они организовали. Чубайс тут с пеной у рта доказывал, что все запасено и все есть, что они все проблемы решили. Христенко – то же самое. Поэтому их особого смысла слушать не было.
Николай ХАРИТОНОВ, лидер Агропромышленной группы (REN-TV): В период обсуждения такого сложнейшего вопроса, как сохранение тепла в сердцах и душах и в квартирах наших сограждан, я не исключаю, что может возникнуть вопрос, когда будет поставлен вопрос о доверии правительству.
Членам правительственной ложи даже не дали слова. Неожиданное поведение депутатов Чубайс и Христенко прокомментировали НТВ.
Анатолий ЧУБАЙС: Я считаю правильно, что Государственная Дума – как угодно к ней относиться, но это, вообще, парламент страны – отреагировала на это событие, и правительство отреагировало. Ну а то, что кто-то тут затеял такую сложную политическую игру, в ходе которой мудрый переиграл сам себя, это к вопросу о политических интригах.
Виктор ХРИСТЕНКО: Самая главная реакция – это реакция на ту ситуацию, которая складывается в регионах, где надо помогать людям. И, наверное, это гораздо важнее, чем обсуждать некий ход дискуссии в зале Государственной Думы между депутатами.
Отказ депутатов выслушать объяснения Христенко по поводу замерзания российского населения и настоятельные требования к барьеру лично Михаила Касьянова (причем фракция “Единство” голосовала за перенос слушаний единогласно) – все это может означать только одно: не до населения депутатскому корпусу, а до распределения мест и влияния в Кабинете министров, особенно при обновлении этого Кабинета. В случае своей неудовлетворенности его (Кабинета) ответом, следующим шагом может быть вынесение на повестку дня немыслимого по нашему стабильному, как считается, времени вопросу – вопросу о вотуме недоверия, что очень выгодно перед выборами (REN-TV).
Михаил Касьянов в интервью программе “Время” (ОРТ) в некотором роде обвинил депутатов в том, что они играют в политику с помощью ЖКХ, зарабатывают очки для предстоящих выборов.
Михаил КАСЬЯНОВ: Для информирования Государственной Думы я направил сегодня в Государственную Думу самых высоких должностных лиц, самых профессиональных специалистов в этой сфере для информирования о тех мерах, которые мы предпринимаем. У Христенко отменены совещания, у Кошмана отменена командировка, у Чубайса прерван, прекращен отпуск. Но, к сожалению, сложилось так, что депутаты не захотели слушать эту оперативную информацию. Вопрос, как он ставился, – он оперативный. А хотят вести политический диалог по этой проблеме, возможно, и по другим.
Явлинский же ответил на выпад Касьянова (“Времена”, ОРТ) следующим образом: “Когда десятки тысяч людей мерзнут, когда ищут козлов отпущения, то это и есть настоящая политика. И не стыдно было бы премьеру прийти и ответить, почему такое происходит”.
Вопрос виновных в кризисе ЖКХ так и остался неразрешенным. Депутаты обвиняют правительство, правительство обвиняет местные власти, а местные власти жалуются на перераспределение бюджета. Борьба амбиций между правительством и Государственной Думой еще никогда не достигала такого накала. Однако в этой борьбе проиграло только замерзающее население, которое вряд ли теперь узнает, кто же виноват.