Россия и Белоруссия: союз как процесс

0:00
0


Москва и Минск делают шаг навстречу друг другу. 14 августа в столице прошли переговоры Владимира Путина и Александра Лукашенко. Это первый визит белорусского лидера в Россию после весьма неприятного для него июньского саммита в Петербурге. Тогда Владимир Путин дал понять, что Москву не устраивает некое аморфное объединение во главе с прообразом союзного парламента. “Мы должны определиться, чего мы хотим” – этот призыв Путина был обращен к обеим сторонам.

Несмотря на некоторую обиду, Лукашенко в Москву ехал в боевом настроении, а главное с конкретными пожеланиями. В конце концов, братские отношения двух государств держатся на одной газовой трубе, и здесь до сих пор доминируют не коммерческие отношения, а почти устные договоренности. Интересно, что накануне встречи российские поставщики газа объявили о сокращении поставок в республику: белорусы по-прежнему неаккуратно платят за топливо. Так что больше вопросов накопилось все-таки к белорусской стороне. Это и попытка национализировать российскую газовую трубу, и добровольно-принудительные пожертвования, собранные с россиян-поставщиков нефти на посевную.

Тем не менее результат переговоров превзошел все ожидания. Никто не предвидел от регулярной рабочей встречи двух президентов таких громких и важных политических заявлений. Три часа переговоров – и настоящая сенсация. Впервые Владимир Путин так четко обозначил возможные сроки и процедуры создания единого российско-белорусского государства.

В. Путин: “Какие это могут быть действия? Первый – это самый прямой и самый конкретный. Создание в полном смысле этого слова единого государства. Я могу себе представить, что это может пройти в определенных временных рамках. Скажем, в мае следующего года можно было бы провести референдум по вопросу объединения. В декабре 2003 года можно было бы провести выборы в единый парламент. А весной, в марте, 2004 года провести выборы единого главы государства. Это было бы движением к созданию в полном смысле этого слова единой страны” (РТР).

Другая дееспособная модель объединения, по словам сторон, может быть заимствована у Евросоюза. Планомерное сближение экономик и постепенное создание общих органов власти. Но вне зависимости от того, что же в конце концов будет признано оптимальным, российский президент уже сейчас предлагает ускорить введение общей валюты – не с 2005 года, а на год раньше.

Нужно заметить, что, слушая столь решительные заявления Путина, белорусский президент одобрительно кивал, а от себя сказал, что “доволен новым импульсом в построении союзного государства”. До этого, как известно, все самые смелые инициативы в данной области принадлежали самому Лукашенко. Теперь ситуация изменилась.

Предложенный российской стороной вариант с выборами единого президента двух стран может означать, что Владимир Путин, который наверняка будет избран президентом союзного государства, хотя бы потому, что в России живет больше избирателей, станет впервые президентом союзного государства. Стало быть, это будет его первый президентский срок и в 2008 году он вновь сможет быть избран президентом. Лукашенко же в лучшем случае выпадет пост вице-президента, но в России, как показывает опыт последних лет, на такой должности долго не держатся.

В результате переговоров глава Белоруссии, для которого внезапная откровенность коллеги явно стала полной неожиданностью, предпочел взять тайм-аут, который завершился через несколько часов, когда президентский лайнер вернулся в минский аэропорт.

Александр Лукашенко: “Предлагается на референдум внести вопрос белорусам и россиянам, вот он прозвучит как для белорусов – “Согласны ли вы разделить Беларусь на семь частей, включить эти части в состав РФ и предоставить этим семи белорусским частям равные права с регионами России”? Какой будет ответ гражданина Белоруссии? Не трудно догадаться: категорическое неприятие, категорическое нет” (ТВС). Учитывая влияние президента в республике, нет нужды сомневаться, что прогноз его оправдается.

Остается настаивать на принципе ЕС: страны будут близки, но в каждой будет свой президент. К этой же схеме склоняются и многие российские политики. Так заместитель председателя думской фракции Яблоко Сергей Иваненко полагает, что это – наиболее эффективный путь объединения двух государств.

Сергей Иваненко: “Европа вся сегодня живет без границ и думаю, что именно этот путь, путь интеграции и России, и Белоруссии, и других стран СНГ, Украины в первую очередь, по типу западноевропейской интеграции является наиболее эффективным и прогрессивным с точки зрения общих экономических, политических, гуманитарных интересов” (“Эхо Москвы”).

Независимый депутат Государственной Думы Владимир Рыжков разделяет точку зрения своего коллеги, но при этом добавляет, что первый вариант (создание единого государства) принес бы белорусам фантастическую выгоду, так как Белоруссия стала бы самым западным регионом страны за исключением Калининграда. А это значит преимущество инвестиций, отметил депутат. По мнению Владимира Рыжкова, “сегодня президент России предложил белорусской стороне, наконец, определиться чего они хотят” (ОРТ).

О значимости момента говорит и руководитель фракции “Отечество – Вся Россия” В.Володин: “В случае решения – это самый настоящий прорыв. В общем-то, историческим можно назвать решение в отношении наших взаимоотношений с Белоруссией. Создание единого государства – это тот путь, по которому надо идти. Если это удастся сделать, то и Путин, и Лукашенко – они в веках оставят позитивный след тех руководителей, которые смогли объединить нации” (РТР).

Неудивительно, что столь твердо сформулированные имперские амбиции российского президента встретили искреннюю поддержку у народных избранников. Депутаты Государственной Думы единогласно заявили, что наконец стало возможным объединить некогда расчлененное государство.

Алексей Митрофанов, депутат ГД : “Мы сейчас дошли до такой точки, когда Белоруссии придется выбирать, с Россией ли она, или она будет вот также в таком не понятном подвешенном состоянии. Я думаю, что у президента Лукашенко и президента Путина есть шанс стать канцлером Колем, объединителем Германии” (ОРТ).

Н. Харитонов, руководитель агропромышленной группы ГД РФ : “Мне как наполовину белорусу, безусловно, ближе к сердцу, к душе, один из вариантов – единый союз, единый парламент, единый президент. Я думаю, что подобный союз приветствовать будут как в России, так и в Белоруссии” (ОРТ).

Ради справедливости стоит отметить, что в самой братской республике энтузиазм российской стороны мало кто разделяет. Центральные издания Минска, освещая прошедшие переговоры в Москве, крайне осторожно и с недоверием высказывались по поводу путинских инициатив. Вот, например: “Операция Багратион-2. Москва сформулировала свой план возвращения белорусских территорий” – передовица в исполнении журналистов белорусской “Деловой газеты”, “Суверенитет – понятие не коммерческое,” – таков лозунг “Советской Белоруссии”. Прозвучавшее в Москве заявление Путина в этих газетах интерпретируется как покушение на суверенитет республики. По мнению российских политиков, такие настроения некоторых минских СМИ связаны с тем, что доселе никогда с такой четкостью и ясностью процесс объединения двух государств еще не был сформулирован.

Александр Вешняков, председатель ЦИК: “Разрушить государство намного проще, а построить из двух суверенных государств одно – это очень сложное дело и, как правило, если нет политической воли, то не получится ничего. Главные, кто будет препятствовать этой, на мой взгляд, совершенно здравой инициативе, – это те правящие круги, которые есть в данном случае в Белоруссии” (РТР).

Поэтому неудивительно, что начавшийся за здравие визит Лукашенко в Москву закончился его полным отказом практически от всех предложений российской стороны, кроме, пожалуй, сроков введения единой валюты российского рубля. Сразу после возращения в Минск президент заявил, что готов ввести рубль хоть с этого нового года, но при условии сохранения независимости, то есть эмиссионных функций белорусского Центрбанка.

По мнению политологов, именно такого развития событий и следовало ожидать.

Политолог А. Федута: “Президент Белоруссии может наконец вздохнуть с облегчением. При той постановке вопроса, которая прозвучала, у него просто нет другого выхода, как до конца бороться за сохранение суверенитета своего государства. Потому что возможность второй раз построить суверенное государство в Белоруссии предоставится очень нескоро” (ОРТ).

Резоны официальной власти и оппозиции совпали. Все хотят быть в своем роде и на своем месте первыми. Владимир Путин в очередной раз обыграл Александра Лукашенко, обвинявшего Москву в бездействии. И теперь можно почти наверняка сказать, что объединение всем нужно только как процесс, но не как итог.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ