История двух авиакатастроф

0:00
0


Когда готовился этот материал, жертвы двух авиакатастроф в России и на Украине еще не были похоронены, черные ящики не расшифрованы и окончательные выводы об авариях не сделаны. Тем не менее в СМИ сразу прозвучало несколько версий случившегося, что дает почву для серьезных размышлений.

Трагедии не стоит объединять, кроме самого факта аварии и человеческих жертв, в них мало общего. В первом случае – самолет разбился во время совершения чартерного рейса между Москвой и Петербургом, на борту не было пассажиров, погибли 14 членов экипажа, двое получили ранения. Во втором – чудовищная трагедия разыгралась во время авиашоу, самолет упал прямо на зрителей, погибли 83 человека, в том числе 23 ребенка. Пострадали 199 человек, 70 из них госпитализированы.

Видеосъемка катастрофы, случившейся во время праздника (Украина отмечала 60-летие 14-го авиационного корпуса ВВС), обошла все российские и зарубежные телеканалы, ее растащили на кадры все интернет-издания и газеты. На записи видно, как двухместный истребитель Су-27, выполняя фигуру, внезапно начал снижаться и зацепил крылом самолет, стоящий на летном поле. После этого Су по инерции пронесло еще несколько сот метров, и он взорвался, выбросив огненное облако. Пилоты автоматически катапультировались, когда машина уже упала на землю.

В первый день после трагедии комментариев от официальных лиц практически не поступало. По всей видимости, комментировать им было нечего. Интервью давали только очевидцы и специалисты. По мнению последних, в аварии не стоит винить сам самолет, построенный еще в Советском Союзе 15 лет назад. Возможно, дело в рискованном поведении пилотов, а также отсутствии должных мер безопасности на земле. Один из авторитетнейших летчиков-испытателей Анатолий Квочур заявил, что главное – найти не виновного, а причины, и обратить внимание на меры безопасности во время проведения подобных авиашоу.

Анатолий Квочур: “Я не могу сейчас говорить о нарушениях. Нарушений я не вижу. Но дело в том, что я вообще боялся давно такого случая. Возможно, и международные правила претерпят некоторые изменения с учетом вот такого случая. Я не могу сейчас говорить о том, что что-то там не выполнялось. Возможно, мы все чего-то не учли. Виновника можно назначить, а увидеть причину не всегда удается. Если сейчас не будет выявлена достоверная причина, не будут сделаны нормальные, жизненно важные и практические выводы, то будет повтор” (РТР).

Выводы украинские власти постарались сделать как можно быстрее. В ударных темпах они сняли и арестовали несколько военных чинов.

“Генеральная прокуратура Украины арестовала четырех высокопоставленных военных чиновников страны, подозревая их, как говорится в официальном сообщении, в “серьезных просчетах в осуществлении полетов военно-воздушных сил”, и в частности при организации демонстрационных мероприятий во Львове. В следственном изоляторе службы безопасности Львовской области Украины находятся: бывший главнокомандующий украинскими ВВС генерал-полковник авиации Виктор Стрельников, командующий 14-м авиационным корпусом генерал Онищенко, его зам Третьяков и помощник руководителя полета в зоне пилотажа подполковник Яцюк. Их обвиняют по статье “халатное отношение военного лица к службе” и “нарушение правил эксплуатации летательных аппаратов”. И сегодня, как ожидается, украинский суд определит меру пресечения для арестованных генералов, подозреваемых в причастности к авиакатастрофе во Львове. Кроме того, Генеральная прокуратура страны возбудила уголовное дело против катапультировавшихся пилотов Владимира Топанаря и Юрия Егорова, которые сейчас находятся в больнице” (ТВС).

В результате авиакатастрофы в отставке оказалось практически все высшее военное руководство Украины. Был уволен начальник Генштаба Украины Петр Шуляк. Рапорт об отставке подал министр обороны Владимир Шкитченко, но эта отставка пока не принята президентом Кучмой.

Следствие рассматривает следующие версии произошедшего: халатность командования ВВС, не обеспечившего мер безопасности при проведении авиашоу, плохое техническое состояние самолета, лихачество пилотов и трагическая случайность – одновременное попадание птиц в оба двигателя самолета.

В любом случае, что бы ни было причиной падения самолета – птицы ли, лихачи-ли, поломка или еще что, – очевидно одно: самолет упал на трибуны, которых не должно быть там, где летают самолеты.

Вторая авиакатастрофа случилась в Подмосковье, спустя двое суток после первой трагедии. Возле аэропорта “Шереметьево-1” упал авиалайнер Ил-86.

Это, как сообщил канал РТР, первая катастрофа самолета Ил-86. Два десятка лет он считался самым надежным отечественным лайнером. Машина с бортовым номером 86060, принадлежащая авиакомпании “Пулковские авиалинии”, выполняла технический рейс из Москвы в Санкт-Петербург. После взлета из аэропорта “Шереметьево-1” лайнер довольно быстро набрал высоту, затем перешел практически в вертикальное положение и резко изменил курс. Через несколько секунд самолет разбился в лесу. Предполагается, что “Ильюшин” упал с 200-метровой высоты. В аварии могло быть гораздо больше жертв. Если бы самолет летел с пассажирами, то погибло бы 350 человек.

Первые комментарии и в этом случае сначала дали очевидцы (самолет рухнул неподалеку от пляжа, и в них не было недостатка). Корреспондент НТВ оказался на месте аварии совершенно случайно и телеканал тут же сообщил о случившемся, РТР также начал именно со свидетелей падения:

“Сначала мы обратили внимание, что самолет как-то странно летит. То есть он поднялся, может быть, на километр, может быть, чуть ниже и сделал такое движение носом вверх. И потом такое ощущение было, как будто ему не хватило силы подняться еще выше и он начал медленно снижаться. Когда он скрылся за домами, раздался такой грохот несколько раз, и потом из-за домов поднялся огромный черный столб дыма” (РТР).

Специалисты и в этом случае стали выдвигать сразу несколько версий случившегося: “Версий гибели самолета Ил-86, появившихся сразу после крушения, четыре. У трех из них свое “но”. Первая – отказ системы управления. Но их на 86-ом четыре, и они дублируют друг друга. Далее, попадание в турбину постороннего предмета – но специалисты утверждают, что, к примеру, птицы должны были попасть одновременно в два или три двигателя, чтобы машина не удержалась в воздухе. Ошибку пилота отметают представители “Пулковских авиалиний”, которым принадлежал разбившийся Ил” (НТВ). Наконец основной версией катастрофы Ил-86 специалисты назвали самопроизвольное перекладывание стабилизатора в крайнее положение. Об этом заявил в понедельник в эфире НТВ начальник отдела полевого расследования Межгосударственного авиационного комитета Валерий Черняев, который возглавляет комиссию по расследованию причин и обстоятельств падения авиалайнера.

Это были совершенно разные аварии, в одной из которых жертв могло быть значительно больше, будь Ил-86 заполнен пассажирами, а в другой могло быть значительно меньше, если бы Су-27 не стал выполнять фигуру высшего пилотажа прямо над трибунами.

Катастрофы объединяет одно – и во Львове и в Подмосковье упали самолеты, в чьей надежности сомневаться никто и не думал. Су-27 падали, но чаще всего пилоты катапультировались, и жертв не было. Ил-86 вообще считается сверхнадежной машиной – за всю историю его эксплуатации не было ни одной катастрофы.

Выводы из всего вышесказанного делать не хочется. Их должны сделать те, кто устраивает авиашоу и осматривает лайнеры перед полетами.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ