Теракт в Каспийске

0:00
0


Главная новость прошедшей недели – теракт в Каспийске, который был совершен во время праздничного парада 9 мая. По последним данным погибло 42 человека, из них каждый третий ребенок, еще 135 получили ранения – в основном, военные, ветераны и дети.

По словам очевидцев, мощный взрыв раздался во время прохождения военного оркестра и пограничников. Террористы подготовились основательно и установили адскую машину в том месте, где должны были стоять ветераны и школьники. Бомба, начиненная металлическими шариками, шурупами и пластинами, была рассчитана на массовое поражение.

Сразу после совещания в Кремле директор ФСБ Николай Патрушев вылетел в Каспийск, в срочном порядке туда же для расследования теракта выехала оперативно-следственная группа Управления Генпрокуратуры на Северном Кавказе во главе с Владимиром Кравченко. Из Ростова в Каспийск вылетел заместитель генпрокурора России Сергей Фридинский. На личном контроле расследование держит генеральный прокурор России Владимир Устинов, который сразу же заявил, что “не сомневается в раскрытии теракта”. По его словам, “преступники будут найдены и понесут суровое наказание” (РТР). Глава Госсовета Дагестана Магомедали Магомедов, 9 мая побывавший на месте трагедии, заявил, что “подонки, совершившие теракт в Каспийске, обязательно будут найдены и уничтожены” (РТР).

Магомедали Магомедов: “Это подтверждение того, что враги Дагестана, враги России еще не успокоились. Они еще думают нанести удар многонациональному дагестанскому народу, нанести удар нашей общей родине – России. Война объявлена не только правоохранительным органам, война объявлена всему нашему народу” (РТР).

Дагестанские события стали темой экстренного совещания с силовыми министрами, которое почти сразу же после взрыва созвал у себя президент России. Он потребовал в кратчайшие сроки выявить и наказать преступников. Глава государства особо подчеркнул, что эмоции не должны помешать полноценному расследованию этого жестокого преступления.

Владимир Путин: “Это преступление совершили подонки, для которых нет ничего святого, но у нас зато есть право относиться к ним так же, как к нацистам, единственная цель которых нести смерть, сеять страх и убивать. В годы Великой Отечественной люди шли на войну, помня о призыве раздавить гадину, и она была уничтожена. И как бы ни были сложны задачи, перед которыми стоит Россия сегодня, мы их решим” (REN-TV).

Совет Европы, в лице генерального секретаря Вальтера Швиммера, так же назвал организаторов теракта злодеями, которые должны быть найдены и преданы суду. “Терроризм представляет для человечества не меньшую угрозу, чем фашизм”, – говорится в специальном заявлении, сделанном Швиммером. Правда, о физическом уничтожении террористов (смертной казни) в заявлении Совета Европы речь не шла.

Спустя всего два дня после теракта, 11 мая, заместитель генпрокурора России Алексей Фридинский сделал заявление, что следствие по делу о взрыве в Каспийске близко к раскрытию. Он назвал трех подозреваемых, задержанных в Петербурге. По словам Фридинского, задержанные, скорее всего, относятся к той же преступной группе, которая причастна к совершению теракта в Махачкале, в результате которого 18 января была подорвана автомашина с военнослужащими. Он не стал уточнять личности задержанных, заметив лишь, что они выходцы из кавказского региона и являются сторонниками ваххабитов. “Скорее всего, и теракт в Махачкале, и последний взрыв в Каспийске – звенья одной цепи” (ОРТ) – считает заместитель генпрокурора. Директор ФСБ Николай Патрушев также косвенно подтвердил, что основная версия следствия – это чеченский след. “Преступление может быть следствием событий, происходящих в Чеченской Республике” (REN TV).

Во время высадки задержанных с самолета в Махачкале, журналистам “Вестей” удалось задать ряд вопросов заместителю министра внутренних дел Дагестана Владимиру Чертову. По его словам, все эти лица входят в одну группировку, возглавляемую выходцем из Дагестана, Раппани Халиловым. “Это были исполнители… Взрывники, курьеры и так далее” (РТР). Силовики не исключают, что придется проводить специальную операцию в Чечне для того, чтобы поймать главного подозреваемого в организации взрыва 9 мая – главаря террористической группы. По информации дагестанских спецслужб полевому командиру Раппани Халилову 31 год. Он полевой командир среднего звена, находившийся до недавних пор в подчинении у Хаттаба, который, как известно, недавно был ликвидирован. “Халилов руководит отрядом из пятидесяти человек, который состоит в основном из кумыков, аварцев и даргинцев. Это все национальности, проживающие в Дагестане. Действует эта банда в Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни, которые как раз и граничат с Дагестаном” (REN-TV).

Интересно, что спецслужбы Грузии на следующий день после взрыва заявили, что готовы оказать помощь российским коллегам в расследовании теракта в дагестанском городе. Об этом, по информации “Маяка”, заявил председатель Департамента разведки Грузии генерал-лейтенант Автандил Иоселиани.

Тем временем 13 мая руководство спецслужб Дагестана сделало неожиданное заявление. Представители правоохранительных органов сообщили, что боевики готовили 9 мая взрыв в центре Махачкалы. Как выяснилось, спецслужбы располагали оперативной информацией о возможности проведения террористического акта в Дагестане 9 мая. Другое дело, что ожидали его в столице республики, а не в Каспийске. Поэтому в Махачкале проводились специальные мероприятия, в том числе саперная разведка по ходу движения праздничных колонн.

Что касается расследования взрыва в Каспийске, то вина за случившееся, по мнению многих участников заседания Госсовета Дагестана, на котором была озвучена эта информация, лежит не только на боевиках, но и на сотрудниках силовых ведомств. Именно в их адрес прозвучало обвинение в недопустимой халатности.

Магомедали Магомедов: “Сейчас констатируем, что только нашли, нашли. Под боком они живут. И никакие меры не принимались. Все знаем, из какого селения, где они находятся, за границей об этом орут, клевещут на Дагестан, на дагестанский народ. Мобилизуют, снабжают средствами и так далее. Ничего не делаем. И если мы так будем работать, никогда мы не справимся с этим злом. А их надо давить, их надо уничтожать. А для этого их надо находить по-настоящему” (ОРТ).

Как сообщило REN-TV, Джамаутдин Амаров, мэр Каспийска и родной брат начальника милиции общественной безопасности Дагестана, прямо на заседании Госсовета подал заявление о своей отставке. Глава республики отставку не принял. Общее впечатление таково, заметил корреспондент REN-TV, что пока ни представители власти, ни правоохранительных органов не могут доложить ничего нового о ходе расследования теракта 9 мая. Более того, многие считают, что задержанные в Петербурге преступники к нынешнему взрыву в Дагестане отношения не имеют.

Говоря об очевидно чеченском следе в организации теракта, заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников заметил, что следы нужно искать не только там: “Преступники мобильны, изощренны, обладают навыками конспирации, прошли соответствующую подготовку в соответствующих лагерях не только на территории Чечни, но и на территории Грузии. Это лечение в Азербайджане через представительство “Ч”. Какого “Ч” представительства в Азербайджане? По-моему, надо точки над i ставить” (REN-TV).

Не смотря на общее желание расставить точки над i, на заседании Госсовета Дагестана кроме явной халатности спецслужб, новых подробностей в расследовании теракта не прибавилось. Ответ на вопрос, можно ли было предотвратить теракт, так и не был дан.

Владимир Муратов, начальник Управления ФСБ по Дагестану: “Сегодня мы уже знаем, что именно эти мероприятия или эти принятые меры сорвали планы террористов в Махачкале, но в то же время в городе Каспийске, несмотря на проделанную правоохранительными органами работу, предотвратить трагедию не удалось” (ОРТ).

Объяснение, что могло быть и хуже, ни депутатов, ни членов правительства не удовлетворили. Версию Муратова о том, что теракт связан с приближающимися выборами, председатель Госсовета М. Магомедов не посчитал серьезной и высказал свою: “Что такое выборы по сравнению с этим ужасом?! Оправдываются, оправдываются… У вас даже никакого предложения от органов сейчас нет… Вы считаете это допустимым. Вы никого не собираетесь из ваших людей обвинить в чем-нибудь. И вы, и Министерство внутренних дел, и командование, наверное… Дальше нельзя так работать” (ОРТ).

Между тем руководство Дагестана заявило, что намерено обратиться к президенту с просьбой об отмене моратория на смертную казнь. Там считают, что любая другая мера наказания для террористов слишком мала. Об этом же говорят и военные, которые в тот трагический день участвовали в праздничном параде в Каспийске.

Арсен Серкило, концертмейстер того самого военного оркестра 77-й бригады морской пехоты, в нескольких метрах от которого прогремел взрыв,: “Очень тяжело было пережить это. На всю жизнь, конечно, запомнится. Задушил бы голыми руками. По-моему, каждый из нас. Они только разозлили нас. Сильно разозлили. Таким людям нельзя жить на свете” (ОРТ).

Геннадий Трошев, командующий войсками Северокавказского округа: “Это же нелюди, а еще правозащитники у нас есть, которые говорят: “Вы с ними так поосторожней! Это же люди!” Какие они люди? Когда подняли руку на детишек, на ветеранов наших в такой святой день, как 9 мая” (ОРТ).

Впрочем, по мнению главы Комитета Госдумы по законодательству Павла Крашенинникова, мораторий на смертную казнь в России должен быть сохранен.

“Мы разделяем скорбь в связи с гибелью людей в Каспийске и понимаем эмоциональный характер обращения дагестанских депутатов, но смертную казнь восстанавливать нельзя”, – заявил Интерфаксу бывший министр юстиции. По его словам, “жертвоприношение в виде смертной казни успокаивает общественность, но не устраняет причины, порождающие преступность”.

Так что, скорее всего, справедливое желание дагестанских депутатов не встретит должного понимания у российских законодателей. Они предпочтут объявленную боевиками террористическую войну считать просто преступностью, а тех, кого не задумываясь солдаты расстреляли бы на поле боя, за пределами военных действий считать обыкновенными преступниками, которые предстанут перед гражданским судом и понесут уголовное наказание. А Россия сейчас, увы, слишком зависима от гуманистических настроений Европы и своих преступников карает следуя мягкой европейской морали.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ