Прошло меньше года после истории с НТВ, и вот другой федеральный канал, до последнего времени бывший негосударственным, стоит на пороге закрытия. Президиум Высшего арбитражного суда принял решение о ликвидации телекомпании ЗАО “Московская независимая вещательная корпорация”, проще говоря, канала ТВ-6. Основной аргумент суда “финансовая несостоятельность” компании, каналу припомнили бывшие неуплаченные долги, и несмотря на то, что за последние полгода ТВ-6 сделал резкий скачок, его рейтинг и доля аудитории выросли, и в новом году телекомпания реально выходила на самоокупаемость и прибыль, канал решили закрыть. Юридически к решению суда не придерешься, но, как обычно, подкачала моральная сторона вопроса. Почему из всех каналов – а это и ОРТ и РТР, которые с трудом самоокупаются и по-прежнему являются многомиллионными должниками, выбор пал именно на ТВ-6?
Главный редактор “Эхо Москвы” Алексей Венедиктов этот выбор объяснил просто: “За последний год-два частные компании подверглись изменению своего статуса. Две частных телекомпании. Всего, как я считаю, у нас есть шесть федеральных каналов, предположим, ОРТ – полугосударственное, РТР – государственное, Культура – государственная компания, муниципальная – ТВЦ. И вот НТВ, которое было частным, сейчас контролирует государственная корпорация ГАЗПРОМ, а теперь исчезает частная компания ТВ-6″” (“Эхо Москвы”).
Впрочем, о политической подоплеке происходящего в этот раз журналисты не спешат говорить. Напомним, что большинство ныне работающих на ТВ-6 журналистов – опальные лица канала НТВ. Тогда они верили, или делали вид, что верят, в силу общественного мнения, и не поленились на площади под дождем собрать тысячный митинг и до темноты говорить о свободе слова в России. Теперь эти просто уже уставшие от постоянных неудач люди пытаются играть по предложенным им правилам и с помощью тех же законов, которыми их уже вторично делают безработными, отстоять свои интересы.
14 января канал НТВ со ссылкой на Интерфакс сообщил, что “в связи с решением президиума Высшего Арбитражного Суда, вопрос о ликвидации ТВ-6 и прекращении вещания канала становится неизбежным, и поэтому ЗАО “МНВК” приняло решение переуступить ведущим журналистам и менеджерам компании право быть учредителем электронного средства массовой информации ТВ-6″.
“Коллектив ТВ-6 принял решение учредить новое юридическое лицо. Генеральным директором новой организации избран Евгений Киселев. Как сообщила представитель телекомпании Татьяна Блинова, в общество с ограниченной ответственностью ТВ-6 вошли 50 человек: журналисты, руководители подразделений. В настоящее время предстоят юридические процедуры для официальной регистрации, после чего новое юридическое лицо будет просить о выдаче лицензии на вещание” (радиостанция “Серебряный дождь”).
Еще один участник этой истории, главный акционер ТВ-6 Борис Березовский, который владеет 75% акций телекомпании, назвал такое решение журналистов проявлением слабости. “Коллектив дрогнул”, – сказал Березовский в интервью “Коммерсанту”. Как сообщило “Эхо Москвы”, “Борис Абрамович не собирается предъявлять претензии коллективу ТВ-6. “Я не рассчитывал на благодарность, когда делал им предложение перейти на свой канал, – отметил предприниматель. – Это люди, которые очень много пережили во время истории с НТВ. Я не имел возможности поговорить с ними, но я уверен, что цель Михаила Лесина нисколько не изменилась, – отмечает Березовский. – У меня была и есть цель сохранить канал, в то время как Лесин по-прежнему добивается подчинения телекомпании. Он уже решил первую задачу – Березовский больше не акционер ТВ-6. Теперь нужно подчинить журналистов, – отмечает бизнесмен. – Если они уступят и не добьются постоянной лицензии, то попадут под контроль другого акционера, которого назначит государство, а следовательно, не смогут выполнять свои профессиональные функции, – подчеркнул Березовский” (“Эхо Москвы”).
Комментируя принятое журналистами решение, исполнительный директор ТВ-6 Павел Корчагин дал понять, что они выбрали тот вариант, который обсуждался с министром печати. Впрочем, Корчагин далеко не уверен в том, что нынешнему коллективу после конкурса достанется та частота, на которой вещает телеканал. “Дадут ли нам это сделать, не знаю. Потому что одно дело – публичное заявление сейчас, которое делает, при всем уважении, Михаил Юрьевич, а другое дело – каким образом мы сможем как вновь образовавшаяся юридическая структура себя найти в этом государстве. Это зависит от того, насколько та атмосфера, в которой будет работать новая компания, если она будет создана, если она будет зарегистрирована, насколько этой компании дадут развернуться или не дадут развернуться. А учитывая всю политическую ауру вокруг этого коллектива журналистов, именно этого коллектива журналистов, будет ли здесь политика наибольшего благоприятствования, очень сложно сказать” (“Эхо Москвы”).
Сам министр печати, говоря о сложившейся ситуации, которую он назвал “неприятной”, заверил, что ни властные структуры, ни сам он лично такому развитию событий не рады.
“Очень тяжелый для нас случай, потому что все-таки – я выскажу свое мнение и мнение моих коллег, конечно, – очень неприятная ситуация. Она неприятная со всех точек зрения, нехорошая ситуация для корпорации телевизионной, для рынка очень плохая ситуация. Мы ей не рады ни в коем случае” (“Эхо Москвы”). Тем не менее, по словам Лесина, главный аргумент в решительных действиях чиновников – строго следовать букве закона. “Для нас закон является как бы главным в нашей деятельности. И закон есть закон. Мы обязаны подчиняться тем требованиям и тем решениям, которые принимаются. Но, несмотря на это, мы со своей стороны будем прилагать максимальные усилия для того, чтобы и для зрителя, и для журналистского коллектива это принесло минимальное количество негативных последствий” (“Эхо Москвы”).
Как будут физически соотносится “максимальные усилия” МПТР и “минимальное количество негативных последствий”, уже стало ясно. С первых же дней ликвидационного процесса, у телеканала ТВ-6 начались финансовые проблемы. По словам члена совета директоров телекомпании Игоря Шабдурасулова, “канал лихорадит, и рекламодатели притормаживают выплаты” (“Эхо Москвы”). По его оценке, проблема финансирования станет самой серьезной для создаваемого ООО “ТВ-6”. “Рекламные деньги – это единственный источник финансирования канала, помимо, конечно, денег хозяев канала. Ситуация же с хозяевами, акционерами телеканала также непонятна. Они есть номинально, но вроде их уже и нет” (“Эхо Москвы”).
Говоря о судьбе ТВ-6, стоит отметить, что сами собратья по телевизионному цеху – речь идет о журналистах других телекомпаний – никак на происходящие события не откликнулись. За судьбу доживающей последние дни телекомпании в эти дни ратовали только радиостанции. В частности “Эхо Москвы”, в эфире которого телевизионный ведущий Михаил Леонтьев (хотя у него есть свой эфир на ОРТ!), выразил глубокое сожаление по поводу происходящей медийно-правовой коллизии. “Решение само по себе совершенно дикое, оно объективно дикое и по форме, и по принятию, и по характеру действия участвующих в ней сторон. Притом, как мне кажется, при всем моем сложном отношении и к каналу, и к его политике и так далее, поведение руководства канала в последнее время во всяком случае внушало уважение”. При чем журналист считает, что больше всего в этой истории страдает даже не телекомпания, а сам арбитражный суд, который защитил интересы одной из сторон – ЗАО “ЛУКОЙЛ” – в ущерб остальным акционерам телекомпании. “Очень забавно, что ЛУКОЙЛ в качестве мотива всей этой истории использует (никто не говорит там о каких-то возмещениях расходов), использует такой мотив, как месть. В этом смысле они, наверное, правы, потому что никаких других правдоподобных мотивов, кроме мести, у ЛУКОЙЛА или у тех, кто поддерживает или накачивает ЛУКОЙЛ, в этой истории быть не может. То есть в данном случае процедура является формой осуществления просто мести” (“Эхо Москвы”).
Другой по понятным причинам не безучастный к судьбе ТВ-6 телевизионный деятель Виктор Шендерович пять же в эфире “Эхо Москвы” оценивая действия МПТР назвал главу данного ведомства “шантажистом”: “Нужно зафиксировать в сознании факт, что министр печати Лесин является шантажистом, что они вместе с арбитражным судом, с администрацией, с другими силами нарушают закон все время, и нужно зафиксировать этот факт в общественном сознании, что он шантажист и играет на той стороне и защищает не наши интересы, не интересы, в конечном счете, телезрителей и журналистов, а защищает интересы тех, кто с нами играет, пытается нами манипулировать и так далее” (“Эхо Москвы”).
Остается добавить, что конкурс на частоту канала ТВ-6 по предварительной договоренности будет проходить в конце марта. Телезрителей заранее уведомили, что в апреле на шестой кнопке вместо привычного ТВ-6 их может ждать полная федеральных амбиций “Московия”, знакомое по ТВЦ “Авторское телевидение” (“Времечко”) или любимовский “ВИД”, который не так давно уже принимал участие в конкурсе МПТР, тогда на третью кнопку, и проиграл. В любом случае, “Черный квадрат” Малевича на шестой кнопке не появится, и зрителей будут ждать либо уездные новости с мексиканскими сериалами, либо авторские программы Анатолия Малкина, либо полные экзотики и рекламы J7 проекты телекомпании “ВИД”. Но думается, что больше всего зрители были бы рады продолжению банкета с “Последним бифштексом” в меню.