Сказ про зайчонка, который умел считать

0:00
0


На фоне захватившей мир глобальной антитеррористической операции, в России разворачивается громкая цепочка скандалов с участием высших чиновников исполнительной власти. По ведущим российским министерствам вот уже не первую неделю бродит призрак прокуратуры. Сообщения в СМИ об очередных проверках в государственных ведомствах чередуются с известиями о госпитализации министров, чьи сердца не выдерживают перспективы общения с представителями Счетной палаты, в след за которыми, как показывает печальная практика, приходят сотрудники Генеральной прокуратуры. “Между тем в нынешних чистках правительственных кабинетов уже обозначился некий системный подход. Несмотря на нарочито отстраненную позицию президента, за все это время никак не комментировавшего последние скандальные проверки, очевидно, что акция по устрашению коррумпированных чиновников проходит с его благословения и под его контролем. Схема пока выглядит так. Счетная палата во главе с близким Путину Сергеем Степашиным предоставляет материалы проверок, а прокуратура во главе с преданным президенту Владимиром Устиновым дает им ход” (ТВ-6).

Первым опальным чиновником стал министр путей сообщения Николай Аксененко. Официальный представитель Генеральной прокуратуры Виктор Потапов рассказал в эфире “Эха Москвы”, в чем конкретно обвиняют министра: “Речь идет о незаконном расходовании государственных средств в 1997 году на общую сумму в 700 миллиардов рублей, предназначавшуюся для реализации правительственной программы по так называемому Северному завозу. Кроме того, Счетной палатой установлено, что Министерство путей сообщения недоплатило в 2000 году налоговых платежей на сумму в 11 миллиардов рублей. Помимо этого следствию предстоит выявить, на каких основаниях было приобретено за счет МПС жилье лицам, не имеющим никакого отношения к министерству”. Угроза возможной отставки министра МПС Николая Аксененко возникла отнюдь не 19 октября этого года при предъявлении ему обвинения Генпрокуратурой, а намного раньше. “Все началось с отставки в 1999 году премьер-министра Сергея Степашина, за которую он лично поблагодарил Аксененко. Тогда Степашина сбросили со счетов. Как выяснилось, напрасно. Возглавив Счетную палату, в 2000 году он начал проверку естественных монополий: сначала “Газпрома”, затем МПС” (ТВ-Центр). Однако, не смотря на то, что Счетная палата не первый месяц работала с МПС и информация о допущенных серьезных финансовых нарушениях уже просочилась в прессу, для самого Аксененко обвинения явились полной неожиданностью. Он не только отверг их, но и отказался визировать подписку о невыезде, хотя этим мог спровоцировать свой арест: “Какая отставка, какая подписка? Откуда у них материалы? По-видимому, люди спутали времена, и официальные люди из прокуратуры, и те, кто стоит за кадром” (РТР).

Любытно, что Генеральная прокуратура одновременно с обвинением Николая Аксененко в превышении должностных полномочий, объявила в федеральный розыск российского олигарха Бориса Березовского. И еще одна загадка этих дней – совпадение это или нет. По крайней мере министр и известный предприниматель заявили о том, что у этих двух событий политический подтекст. По мнению бывшего генерального прокурора России Юрия Скуратова, попытка связать эти два факта имеет определенные основания. “Прежде всего, хронологическое основание – достаточно близки по времени эти события. И во-вторых, мы знаем, что Борис Абрамович – это человек, который, во всяком случае, в прошлом, да и сейчас, сохранил тесные связи с кремлевской Семьей, с семьей прошлого президента Ельцина, и мы знаем, что там же достаточно прочные позиции занимал и нынешний министр путей сообщения Николай Емельянович Аксененко. Поэтому, в известном смысле, активизация Генпрокуратуры по этим двум лицам означает, на мой взгляд, попытку нынешнего президента Путина так или иначе провести линию на дистанцирование от Семьи” (НТВ). Косвенным подтверждением слов Скуратова может служить газетная публикация, на которую особое внимание обратил ведущий программы “Грани” Владимир Кара-Мурза (ТВ-6): “Цепочка скандалов с участием высших чиновников российской власти продолжилась газетной публикацией, жертвой которой может оказаться государственный секретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин. Практика последнего периода показывает, что объектами разоблачительной критики, как правило, служат политики, приблизившиеся к Кремлю в предыдущую эпоху”. Речь идет о неком “черном списке” фирм, непосредственное участие в создании которых принимал Бородин, будучи главой контрольного управления администрации президента. Фирмы эти, по данным периодического издания “Газета” в ближайшее время будут ликвидированы. Все это, по мнению Марка Урнова, председателя правления Центра политических технологий, дает основания предположить, что “для Путина эти люди – не его люди, это люди не его команды, это люди другой эпохи, другой философии и других правил поведения, и, конечно, развивающийся режим от инородных тел в прямом и переносном смысле должен освобождаться” (ТВ-6).

Следующим шагом Генеральной прокуратуры в чистке властных структур, стало выдвинутое 2 ноября обвинение депутата, заместителя председателя Комитета Государственной Думы по бюджету Владимира Головлева в хищении более 20 миллиардов рублей из бюджета в момент приватизации Магнитогорского металлургического комбината. По некоторым сведениям, он владеет акциями более десятка предприятий Челябинской области, правда, через подставных лиц. Как заявил в интервью радиостанции “Маяк” депутат Госдумы, заместитель главы комитета по безопасности Михаил Гришанков, дело против Головлева Генеральная прокуратура ведет еще с 1996 года, но только сейчас появилась возможность дать ему ход: “Оно было бы давно передано в суд, если бы Головлев не прикрывался депутатским иммунитетом. Была вскрыта система хищения бюджетных средств. В ходе этого была выяснена причастность ряда лиц в области, в том числе и Головлева, к этому делу. На его имя ни одной акции, скорее всего, не записано, но он поставил во главе различных предприятий, которые занимались приватизацией, своих людей”. Следующий допрос депутата состоится уже в Челябинске и как считает прокурор Челябинской области Анатолий Брагин, “дело это имеет реальную судебную перспективу” (“Маяк”).

В этот же день телекомпании НТВ стало известно, что Генеральная прокуратура приняла к рассмотрению запрос Госдумы о проверке деятельности в отношении генерал-лейтенанта милиции Александра Орлова, который в недавнем прошлом был советником теперь уже бывшего главы МВД России Владимира Рушайло. Как отметил корреспондент НТВ, Орловым заинтересовались после ряда разоблачающих публикаций в газетах “Московский комсомолец” и “Новая газета”. Журналисты приводили конкретные факты злоупотреблений генералом Орловым своим служебным положением. По сведениям журналистов, именно под руководством генерала Министерство внутренних дел занималось откровенным лоббированием интересов коммерческих структур и крупных предпринимателей, приводились фамилии Березовского, Абрамовича и Смоленского. Теперь, учитывая тот факт, что советник главы МВД считался правой рукой Владимира Рушайло, депутаты Госдумы с помощью Генеральной прокуратуры надеются ответить на вопрос: мог ли Рушайло, занимавший пост министра внутренних дел, не знать о действиях своего помощника?

А в Санкт-Петербурге в эти же дни именно по настоянию прокуратуры был отстранен от должности вице-мэр города Валерий Малышев. “В Смольном ждали, что это может произойти, но до последнего момента надеялись, что обойдется. Тем не менее губернатору Петербурга пришлось подписать приказ об отстранении от занимаемой должности на время следствия вице-губернатора Малышева. Против него в июле этого года было возбуждено уголовное дело. Второго человека в городской администрации обвиняют в получении взятки. До сих пор следствию не мешало высокое положение Малышева, но на днях в Смольный пришло представление прокуратуры с требованием временно освободить его от занимаемой должности” (ОРТ).

Комментирую небывалую активность Генеральной прокуратуры Алексей Венедиктов в интервью “Эхо Москвы”, заявил, что считает все происходящее “самой настоящей чисткой”. “Я думаю, что речь идет о смене команды. Первой жертвой пал господин Синельник, это был руководитель Госкомрыболовства. Сейчас против его заместителя ведется уголовное дело. Потом был уволен, как мы помним, Евгений Адамов, министр атомной энергетики, человек, тоже близкий к так называемой “Семье”, к Ельцину. Аксененко, который рассматривался на пост президента Российской Федерации, потом премьер-министра. Шойгу, который был назначен Ельциным, уже 10 лет является министром по чрезвычайным ситуациям. Михаил Лесин – человек, очень близкий Ельцину (…) Смена команды – это и борьба за финансы, за финансовые потоки, там огромные государственные бюджеты и безусловно сферы влияния” (“Эхо Москвы”).

Стоит отметить, что эфирные пророчества Венедиктова стали сбываться практически на глазах. Так, агентство “Интерфакс”, со ссылкой на информационные источники в ведомстве Сергея Степашина, сообщило, что Счетная палата передала в Генеральную прокуратуру итоги проверок ряда министерств и ведомств. Среди них МЧС, Госкомрыболовство и Государственный таможенный комитет. Начата проверка финансово-хозяйственной деятельности МПТР. Сам Сергей Степашин, который сейчас находится за границей, сообщил, что “всего за минувший год по материалам, предоставленным Счетной палатой, Генеральная прокуратура возбудила 48 уголовных дел” (НТВ).

Реакция глав этих ведомств была предсказуема, в частности Сергей Шойгу и Михаил Лесин, почувствовав острое душевное недомогание, сказались больными, отменили текущие дела и стали готовиться к срочной госпитализации (“Как сообщают РИА “Новости”, ссылаясь на достоверные источники, глава МЧС Шойгу госпитализирован в ЦКБ с сердечным приступом” (ТВ-6), “Министр печати Михаил Лесин проходит обследование в больнице, но, как отмечают сотрудники Счетной палаты, для хода проверки его присутствие не обязательно” (ОРТ)).

Остается добавить, что не смотря на явную активность внутриполитической жизни страны, представители власти на прошедшей неделе хранили целомудренное молчание. Ни один из них не пожелал своим присутствием украсить телевизионный эфир, видимо поняв, что для комментариев время еще не пришло. Пока что все происходящее в кабинетах российских министров вызвало бурную радость только у всегда открытого для общения с журналистами лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который в эфире ОРТ вынес благодарность президенту и прокуратуре за то, что они “наконец-то начали восстанавливать справедливость” – “Спасибо президенту и нашему прокурору, начинаем от этой лжи, гадости освобождаться. Сегодня у нас 31 октября. Вот пошло очищение, все, пошла грязь”.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ