США планируют разместить десять ракет-перехватчиков в Польше и радар ПРО на территории Чехии под предлогом защиты от предполагаемой угрозы со стороны Ирана. На прошлой неделе, как известно, Вашингтон и Прага подписали договор о размещении на чешской территории американского радара системы противоракетной обороны. Россия не раз заявляла, что эти действия угрожают ее безопасности и готова предпринять ответные меры. Но какие? Лондонская газета The Times и еженедельник Sunday Times опубликовали статью московского корреспондента Марка Франкетти с сообщением о скором размещении российских баллистических ракет с ядерными боеголовками в Калининградской области. Бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения России генерал-полковник Виктор Есин, сказал, что данная информация не соответствует действительности. Между тем, если вспомнить, бывший начальник Генштаба РФ Юрий Балуевский не исключал, что одной из ответных мер на размещение элементов ПРО в Европе будет выход РФ из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. А экс-министр обороны Сергей Иванов прямо называл возможность размещение ракетной базы под Калининградом. Но пока этого ничего нет. А эксперты анализируют создавшуюся здесь ситуацию.
Так, президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, оценивая степень опасности ПРО США в Европе, заявил о том, что “мы преувеличиваем угрозу. Возникает даже предположение, что кому-то надо, чтобы мы выглядели обиженными, страной, с которой не считаются”. Он уточнил, что граждане России плохо представляют себе, для чего нужны системы ПРО США в Европе. По его словам, 10 ракет-перехватчиков, которые США хотят разместить в Польше, а также радар для целеуказания, который планируется разместить в Чехии, предназначены для перехвата ракет на среднем участке траектории, то есть в космосе. Таким образом, подчеркнул Коновалов, данные противоракеты не могут перехватывать российские баллистические ракеты на начальном этапе их полета. “Если перехватывать российские ракеты, то нужно ставить ракеты-перехватчики на Аляске и в Канаде”, – сказал он. По словам эксперта, основная угроза для России исходит не от США и блока НАТО, а от южных соседей – Китая, Ирана, Израиля и Пакистана. В то же время Коновалова беспокоит то, что возле российских границ возникает инфраструктура США, “которая может развиваться и когда-нибудь начать представлять опасность для нас”.
В качестве решения проблемы с размещением радара в Чехии Коновалов предложил продолжить переговоры с Европой о создании единой европейской ПРО. С подобными предложениями выступил и генерал-майор Владимир Дворкин, ранее возглавлявший 4-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны РФ, занимающийся исследованиями в области ракетно-космической техники и стратегических вооружений.
“Наиболее разумным вариантом было бы достижение компромисса с США, совместная разработка и развертывание ПРО, которая защищала бы и Россию, и Европу, и Америку. Это – оптимальный вариант, потому что все остальное никуда не годится”, – сказал Дворкин, комментируя предложения о возможных мерах по противодействию планам развертывания элементов американской стратегической ПРО у границ России.
Он подчеркнул: “Всякие военные меры, направленные на уничтожение объектов американской ПРО в Европе, бессмысленны с военной точки зрения Они могут иметь значение только с политической точки зрения давления на Чехию и Польшу”. По словам эксперта, поскольку Россия не собирается начинать войну первой, бессмысленно делать ставку на поражение антиракет, к примеру, оперативно-тактическими ракетными комплексами “Искандер”, как предлагают некоторые эксперты. “Если даже в Калининградской области развернуть “Искандеры”, то вряд ли эта мера будет эффективной. Поскольку в случае начала против нас войны, данные комплексы будут уничтожены в первую очередь, так как находятся очень близко”.
“Единственное, что можно предпринять – это поставить на патрулирование стратегические бомбардировщики. Но все равно при этом наибольшую опасность будет представлять отсутствие информации по планам США, что они дальше собираются делать”, – считает Дворкин. Попытки выйти из Договора о сокращении ракет меньшей и средней дальности (РСМД), по его словам, грозят осложнением отношений с Европой.
“В этом случае все европейские страны, вплоть до Ватикана, будут просить установить у них антиракеты”, – сказал он. Нужно искать компромисс, и первым конкретным шагом на пути его достижения, по мнению эксперта, может стать договоренность, согласно которой радар в Чехии будет механически ограничен от поворотов в секторе, направленном на Россию. Как отметил Дворкин, “это вполне контролируемая мера”. “После этого можно согласиться на то, чтобы использовать Габалу, Армавир вместе с центром обмена данных не в качестве альтернативы, а в качестве совместных мер, чтобы это были элементы одной глобальной ПРО”, – подчеркнул он. По словам эксперта, сам факт размещения в Чехии и Польше объектов ПРО не должен серьезно беспокоить Россию. “Мы ведь не опасались, что в рамках договора по ПРО от 1972 года в США будет стоять 100 таких противоракет. А теперь это нас почему то пугает, хотя эти противоракеты при одном залпе могут поразить всего один боезаряд, не больше”, – сказал он.
Таким образом, угроза от размещения элементов ПРО США в Европе, сильно преувеличена. Москва, конечно, защищает свои национальные интересы. И ей обидно, что в странах бывшего Варшавского Договора идет наращивание вооружений. Но помешать этому процессу она, конечно, не может. Вот и получается, что наши политики и эксперты по-разному оценивают степень угрозы от размещения элементов ПРО США в Европе. И Россия пока не выработала четких мер по противодействию этому процессу.