Несмотря на дружественные шаги Москвы в адрес Тбилиси, возобновление прямых международных и почтовых сообщений между Россией и Грузией, режим Саакашвили, похоже, впал в агонию. В словах грузинского руководства вновь присутствует милитаристская риторика и официальный Тбилиси, по всей видимости, готов и дальше обострять отношения как с Россией, так и со своими “конфликтными территориями”. Ситуацию обостряют обстоятельства, связанные со сбитыми 4 мая над населенными пунктами Дихазурга и Баргяб Гальского района абхазскими ПВО двумя беспилотными самолетами-разведчиками. Напомним, что 20 апреля 18 марта такие летательные аппараты уже были уничтожены вооруженными силами непризнанной республики. После этого данную ситуацию обсудил Совбез ООН, и хотя никаких решений по этому поводу не было принято, международное сообщество в целом осудило и сейчас осуждает провокационные действия Грузии.
Между тем это не мешает Тбилиси наращивать свои войска в зоне грузино-абхазского конфликта. По сведениям из Сухуми, Грузия перебрасывает в Верхнее Кодори вооружения, горюче-смазочные материалы, продовольствие и другие материально-технические средства, и личный состав вооруженных сил страны. Общая численность армейских и полицейских подразделений Грузии в верхней части Кодорского ущелья уже превышает 1500 человек. Как отмечает МИД России, “анализ состава силовых структур, присутствующих в этом регионе, позволяет сделать вывод о подготовке плацдарма для начала военной операции против Абхазии”. При этом указывается, что помимо собственной полиции “правительства Абхазии в изгнании” в Верхнем Кодори присутствуют подразделения грузинского спецназа, криминальной и патрульной полиции регионов Самегрело и Земо Сванетия, контрразведки и военнослужащие Минобороны Грузии. Кроме того, имеется артиллерия (несколько единиц 122-мм орудий и минометов).
Видимо понимая возможность вторжения грузинских войск в Абхазию, Россия нарастила там миротворческую группировку. Как сообщил иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, численность миротворцев увеличена до пределов, предусмотренных Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. Шамба напомнил, что в соответствии с этим документом в зоне конфликта должно быть 3 тыс. военнослужащих, тогда как все 14 лет службу несут около 2 тыс. российских солдат. Глава МИД подчеркнул, что “увеличение численности миротворцев не нарушает базового соглашения о прекращении огня”.
“Абхазская сторона не раз обращалась с просьбой довести численность российских миротворцев до предусмотренного Московским соглашением”, – сказал Сергей Шамба. При этом он подчеркнул, что мандат российских миротворцев предусматривает в случае возникновения угрозы войны разъединение противоборствующих сторон, поэтому “власти Абхазии приветствуют увеличение численности миротворцев”.
“Это дает больше уверенности в безопасности”, – подчеркнул Сергей Шамба. Как передает ИТАР-ТАСС, в связи с обострением обстановки в зоне грузино-абхазского конфликта командование российских миротворцев выставило там 15 дополнительных наблюдательных постов.
Между тем Саакашвили настаивает на своей правоте. Комментируя наращивание миротворческой группировки и выход России из режима санкций по отношению к Абхазии и Южной Осетии, он обвинил Россию в попытке изменить мировой порядок. А в отношении грузинских летательных аппаратов, регулярно появляющихся в последнее время над небом Абхазии, он заявил, что над этой территорией летали, летают, и будут летать грузинские самолеты.
“Мы предупредили ООН и намерены и в будущем осуществлять без ограничений такие обычные облеты, которые обеспечивают нашу безопасность”, – подчеркнул президент Грузии. Касаясь роли российских миротворцев в Абхазии и Южной Осетии, он подчеркнул, что “все произошедшее толкает нас на то, чтобы пересмотреть целесообразность нахождения в двух конфликтных зонах миротворцев России. Мы начинаем консультации по вопросу вывода российских миротворцев из зоны конфликтов”.
Такая позиция говорит о том, что Саакашвили сознательно идет на обострение конфликта. При этом люди из его окружения настроены еще более воинственно. Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Теймураз Якобашвили на днях прямо заявил, что армии Грузии потребуется всего три часа для того, чтобы разобраться с Абхазией. Говоря о том, насколько велик риск возобновления войны в зоне конфликта, он уточнил, что “он достаточно велик”.
Между тем свое слово по данной проблеме сказали и российские политики. Так, в Государственной Думе РФ выражают сожаление по поводу “агрессивной и истеричной риторики” со стороны руководства Грузии в адрес России.
“Тбилиси не видит протянутую руку Москвы и, по всей видимости, старается полностью разрушить отношения между братскими народами”, – заявил первый заместитель председателя думского Комитета по международным делам Леонид Слуцкий.
В свою очередь, говоря о стратегии действий между Москвой и Тбилиси, российские политики не считают нужным сразу признавать независимый статус Абхазии и южной Осетии. По словам главы комитета верхней палаты российского парламента по делам СНГ Вадима Густова, вопрос о признании независимости этих территорий “нельзя превращать в какую-то кампанию, а нужно вести системную работу”. Их признание Россией “вызвало бы ряд сложных политических и экономических вопросов и проблем, в том числе и на международном уровне”. Это было бы, добавил Густов, “эффектным, но не эффективным решением”. С мнением Густова согласен и другой сенатор – Василий Дума, который рассказал, что в своем постановлении в ответ на обращении непризнанных республик Совет Федерации сосредоточится, прежде всего, на экономической и региональной составляющей взаимоотношений РФ с Южной Осетией и Абхазией, а не на политической, “поскольку речь идет об оказании гуманитарной и экономической помощи почти 100 тыс. проживающих на этих территориях граждан РФ”.
Таким образом, режим Саакашвили вновь заговорил о военном реванше по отношению к Абхазии и Южной Осетии, он намерен вытеснить из этих республик российских миротворцев и решить конфликты с помощью оружия. В ответ на провокационные действия Тбилиси Москва отвечает сдержанными шагами, направленными в первую очередь на поддержку мира в “спорных территориях”, а также гуманитарную поддержку граждан, проживающих на них.