В ответ на денонсацию Россией соглашения с Украиной об использовании радиолокационных станций в Мукачево и Севастополе, Киев, похоже, намерен предложить свои РЛС Евросоюзу. Таков вывод следует из заявления сделанного генеральным директором Национального космического агентства (НКАУ) Юрием Алексеевым.
Эти станции – один из элементов глубокоэшелонированной системы ПРО… Мы сейчас продумываем, чтобы предложить свои услуги Европе, которая пытается создать свою систему безопасности, может это будет интересно для Европы” – вот, что дословно он сказал. Алексеев также заметил, что эксплуатационные возможности украинских РЛС уже получили высокую оценку западных специалистов, и в частности, в ходе их посещения специалистами США.
“Чтобы продолжить их эксплуатацию, мы займемся их модернизацией, есть видение как их модернизировать”, – подчеркнул он, отметив, что европейские специалисты уже подтвердили интерес к совместной модернизации инфраструктуры Национального центра управления и испытаний космических средств в Евпатории (АРК). Комментируя по просьбе журналистов выход Москвы из договора с Украиной по СПРН, глава НКАУ выразил мнение, что “россияне немного поторопились”.
Между тем действия россиян обдуманны и они, конечно, не поторопились. Ведь именно слабая техническая база и дороговизна модернизации стали главными причинами денонсации Россией договоренностей по РЛС. Хотя РФ исправно платила за эксплуатацию РЛС 1,3 млн долларов США.
Как известно, соглашение между Россией и Украиной о средствах систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) было подписано более десяти лет назад, 28 февраля 1997 года. Оно, в частности, определяло порядок функционирования РЛС “Мукачево” и “Севастополь”. Как сообщается в пояснительной записке к закону о денонсации документа по РЛС, технические ресурсы этих узлов истекли еще в 2005 году, и теперь их вклад в решение задач СПРН является минимальным. Кроме того, как указано в документе, “Украина практически самоустранилась от выполнения своих обязательств по поддержанию постоянной готовности узлов “Мукачево” и “Севастополь”. К тому же объекты на Украине сейчас обслуживаются гражданскими лицами, и поэтому, считает российское оборонное ведомство, они не могут в полной мере обеспечивать боевое дежурство. Российские военные отмечают также, что возросли интенсивность и продолжительность помехового воздействия на севастопольский узел, продолжается несанкционированное отключение мукачевского. Кроме того, МО РФ предъявляет претензии и к обеспечению режима секретности на украинских станциях.
По словам председателя Совета Федерации Сергея Миронова, в решении о денонсации соглашения нет никакой политической мотивации.
“Здесь нет никакой политики, – сказал Миронов, – а только здравый смысл, целесообразность и защита национальной безопасности”. Хотя замминистра обороны России Николай Панков считает по-другому. Он говорит о том, что решение по денонсации соглашения по РЛС является также политическим шагом: “Это, если хотите, наш ответ на шаги украинского руководства по форсированию вступления страны в НАТО”.
Но вот вопрос: нужны ли украинские РЛС НАТО, Европе и США? Видимо, нет. Американцы строят свои РЛС и систему ПРО в Чехии и Польше. У Европы такой системы нет, а это значит, что РЛС как таковые им не нужны. Ведь, объекты РЛС на Украине были органично вписаны в систему СПРН России. Как их вписать в европейскую структуру, непонятно. Как отмечают в российских СМИ многие эксперты, ценность наземных станций СПРН без космической составляющей – спутниковой системы, которая, собственно, и обеспечивает обнаружение баллистических ракет после старта, – довольно условна. К тому же украинские узлы СПРН действительно безнадежно устарели и без бюджетных расходов на усовершенствование, а также на создание собственной спутниковой группировки и центра обработки информации в дальнейшем вряд ли могут использоваться по назначению.