Россия продолжает военное сотрудничество с НАТО. Реальным воплощением контактов в этой области является участие сторожевого корабля (СКР) Черноморского флота (ЧФ) “Ладный” в антитеррористической операции НАТО “Активные усилия”, которая проходит в Средиземном море. Данная акция началась 8 сентября, но уже за время выполнения задачи по контролю над гражданским судоходством российским кораблем было проверено более трех десятков судов.
Как отмечают в пресс-службе ЧФ, СКР “Ладный” под командованием капитана 2 ранга Александра Шварца, на период участия в операции перешел под оперативное управление командующего операцией “Активные усилия”. Для координации своих действий с оперативным командованием на борту российского корабля установлена дополнительная аппаратура.
Основными задачами корабля на ближайшие недели станет контроль над торговым судоходством в зоне проведения операции, в том числе осуществление опроса и слежения за судами, вызывающими интерес, и при поступлении соответствующего указания проведение досмотра судов.
Российский СКР в рамках операции взаимодействует с фрегатом ВМС Испании “Канариас”, входящим в состав постоянной военно-морской группы НАТО в Средиземном море. Между тем юридическое оформление участие участия “Ладного” в маневрах на Средиземноморье состоялось только совсем недавно. 14 сентября в Новороссийске командующие Черноморским флотом РФ вице-адмирал Александр Клецков и Морским компонентом Объединенных вооруженных сил НАТО (МК ОВС НАТО) в Неаполе вице-адмирал Роберто Чезаретти обсудили порядок участия кораблей Черноморского флота (ЧФ) в антитеррорстической операции НАТО в Средиземном море. Как сообщил представитель службы информации и общественных связей ЧФ РФ, “итогом встречи стало подписание тактического меморандума “О взаимопонимании между Командующим Черноморским флотом Российской Федерации и Командующим морским компонентом ОВС НАТО в Неаполе по вопросу участия Военно-Морского Флота Российской Федерации в операции “Активные усилия” и содействия ей”.
Он уточнил, что этот документ регламентирует способы участия российских кораблей в операции “Активные усилия”, порядок и вопросы взаимного обмена информацией между штабом МК ОВС НАТО в Неаполе и штабом ЧФ, степень участия российских кораблей в операции “Активные усилия”. Меморандум также определяет взаимодействие сторон при чрезвычайных ситуациях, тыловое, техническое и медицинское обеспечение кораблей, заходы в порты и освещение операции в СМИ, уточнил представитель службы информации флота. Планируется, что участие “Ладного” в операции продлится до конца сентября.
Между тем, как пишет “Независимая газета” (“НГ”), операцию “Активные усилия” НАТО намерено распространить и на акватории Черного моря. Так, в свое время об этом заявил командующий Объединенными военно-морскими силами НАТО в Южной Европе итальянский вице-адмирал Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте. Его тогда поддержал глава отдела Европы и Евразии Министерства иностранных дел США Курт Уолкер. Такая активность итальянцев и американцев не понравилась ни России, ни Турции.
Сергей Иванов, встречаясь с командованием НАТО, тогда прямо заявил, что Москва против распространения активности НАТО на Черное море. А в официальном заявлении МИД Турции было отмечено, что “Уполномоченные лица Турецкой республики выражают беспокойство этим проектом, поскольку он затрагивает права Турции, прописанные в Конвенции Монтрё”. По данной Конвенции Турция пропускает беспрепятственно через Босфор только военные корабли стран Причерноморья.
Но времена, похоже, меняются. Побывавший в начале сентября в США бывший главком ВМФ Владимир Масорин, отмечая роль “Ладного” в начавшейся операции “Активные усилия” заявил, что эти учения свидетельствуют о новом уровне взаимодействия флотов России и Америки. При этом он подчеркнул, что командование ВМС США высказало намерение и желание “расширить взаимодействие с ВМФ России в интересах безопасности и стабильности в Мировом океане”. Каким был российский ответ на данный предложения, не известно. Правда, известно, что от взаимодействия с НАТО на Черном море, в штабе ВМФ РФ отказываются. Как заявил “НГ” офицер этого ведомства, пожелавший не афишировать свою фамилию, проблемы коллективной безопасности на Черном море РФ решает с помощью морских операций Блэксифор (Blackseafor) и “Черноморская гармония”. В этих маневрах участвуют Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция и Грузия. Он отметил, что операции НАТО в Средиземноморье и задачи Блэксифор “во многом идентичны” и задачи решаются здесь эффективно. “Так зачем же еще сюда привлекать НАТО?” – задал он риторический вопрос.
Таким образом, Москва наращивает свою военную активность в Средиземноморье. Она взаимодействует с НАТО и имеет со стороны альянса поддержку. Однако РФ в целях обеспечения своей безопасности выступает против активного пребывания кораблей НАТО Черном море. Данная политика, конечно, имеет свою логику и объяснения. Но она будет эффективной, пока свою твердую позицию здесь занимает Турция, контролирующая пролив Босфор. Кроме нее и России, к сожалению, все другие причерноморские страны ждут НАТО с распростертыми объятиями.