В начале июля в России широко отмечалось событие, связанное с 60-летием создания автомата Калашникова АК-47. Как известно, данный вид стрелкового вооружения и его модификации в последние 30-40 лет активно использовались во всех войнах и считаются непревзойденными в мире.
По словам генерального директора предприятия “Росборонэкспорт” Сергея Чемезова, “за последние пять лет среднегодовой объем поставок российского стрелкового оружия, средств ближнего боя и боеприпасов к ним возрос в 1,6 раза и составил порядка 200 млн. долларов”. Это немало. В этих цифрах выручка от продажи прославленных автоматов занимает, видимо, значительную роль.
“На сегодняшний день автомат Калашникова стал национальным оружейным символом более 50 стран. Это – уникальный случай в истории человечества”, – говорит Чемезов, добавляя, что на сегодняшний день в мире выпущено порядка 100 млн. единиц различных модификаций автомата Калашникова. То есть количество единиц произведенного оружия почти равняется численности трудоспособного населения РФ. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы достойно отпраздновать юбилей Калашникова.
Между тем начальник департамента безопасности ФГУП “Рособоронэкспорт” Валерий Варламов считает, что только каждый десятый автомат Калашникова, поставляемый мировыми производителями этого вида вооружений на экспорт, выпускается легально. Упущенная выгода для России от пиратского производства Калашникова, по его словам, оценивается в “два миллиарда долларов ежегодно”. Таким образом, от продажи стрелкового оружия, и в частности автоматов АК, Россия получает лишь десятую часть. Варламов отмечает, что в свое время (то есть времена СССР) лицензии на производство АК-47 и его модификаций были переданы 18 странам. Срок действия этих лицензий закончился в конце 80-х – начале 90-х годов. Поэтому в настоящее время основная масса иностранных государств и частных компаний (их около 35) выпускает автомат несанкционированно, нарушая права на российскую интеллектуальную собственность за рубежом.
“11 государств в последние годы без надлежащего правового оформления начали производство АК-47 и его модификаций, получая многомиллионные прибыли”, – говорит Варламов. По его информации, производство автоматического оружия на базе АК-47 развернуто даже в США (штат Невада) якобы по лицензии болгарского завода “Арсенал”. “При этом и болгарская, и американская сторона хорошо знают об отсутствии у них каких-либо прав на такое производство”, – считает Варламов.
Это выглядит особенно цинично на фоне пропагандируемой государственными органами власти США защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и борьбы с интеллектуальным пиратством.
“Политикой двойных стандартов в вопросе защиты интеллектуальной собственности является также массовый выпуск и поставки контрафактных автоматов болгарского и польского производства национальным вооруженным формированиям в Афганистане и Ираке, создаваемым под контролем США”, – подчеркивает Варламов.
В этой связи, по его словам, “Рособоронэкспорт” инициировал ряд мер, которые позволили добиться отмены в 2004 году результатов тендера на поставку в Ирак стрелкового оружия (прежде всего автоматов, созданных на базе АК-47) польской компанией “Бумар”. Варламов отметил, что в последнее время появляется все больше стран, которые хотели бы выпускать автомат Калашникова легально, на законных основаниях. В качестве примера он привел контракт на лицензионное производство АК-103 и боеприпасов к ним в Венесуэле.