27 мая исполнилось десять лет со дня подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях между РФ и НАТО. За это время немало сделано для развития взаимоотношений Москвы и Брюсселя. Однако в российском обществе по-прежнему раздаются голоса: а нужно ли нам дружить с НАТО? Последний раз спор на эту тему с особой силой разгорелся в конце мая, когда в Федеральном Собрании обсуждался закон “О ратификации Соглашения между государствами – участниками Североатлантического договора и другими государствами, участвующими в программе “Партнерство ради мира” (ПРМ), о статусе их Сил от 19 июня 1995 года и Дополнительного протокола к нему”. В Госдуме данному закону оппозиция устроила целую обструкцию, хотя это не помешало прохождению закона. “За” проголосовало 328 депутатов, “против” – 90. Коммунисты, либерал-демократы и члены фракции “Родина” Сергея Бабурина заявили, что, ратифицировав соглашение, Россия открывает свои границы для натовских солдат. Однако представители “партии власти” поддержали предложенный Кремлем документ.
Данное голосование, конечно, не отражает структуру общественного мнения России. Но Кремлю данное соглашение очень нужно. Ведь отныне не только военнослужащие НАТО смогут находиться на территории России, но и солдаты ВС РФ могут присутствовать на территории стран НАТО и их партнеров на вполне законных основаниях. Именно это было одним из главных аргументов Кремля, когда в ГД обсуждался документ о статусе войск государств – участниц программы ПРМ. Этот аргумент озвучил заместитель министра иностранных дел РФ Александр Грушко, который заявил, что ратификация документа позволит решить комплекс правовых и научно-технических вопросов, связанных с использованием вооруженных контингентов участников соглашения на территории друг друга.
“В 2007-2008 годах пройдет более 70 мероприятий, подпадающих под это соглашение,- заявил он.- Большинство из них будут проведены за пределами России. Соглашение даст возможность более активно задействовать военные ресурсы России в приоритетных для нас районах”.
Между тем это как-то слабо увязывается с мюнхенской речью Владимира Путина и желанием РФ выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Россия недовольна расширением НАТО на Восток. Она недовольна участием НАТО в учениях на Украине. И вот теперь Москва сама хочет на своей территории дать “зеленый свет” натовским учениям. Логики здесь не видно.
Хотя Кремль к общественному мнению все же прислушивается. Например, осенью прошлого года по инициативе РФ были отменены российско-американские учения “Торгау-2006”. Сейчас же подобные маневры вообще маловероятны, поскольку в преддверии парламентских и президентских выборов значительно поднимут протестный электорат. Но почему же тогда инициируется ратификация соглашения, узаконивающего статус иностранных войск в РФ?
Конечно, во взаимоотношениях с НАТО России радикализм не нужен. Но и не надо, видимо, строить “хорошую мину при плохой игре”. В данном случае обращает на себя внимание позиция президента Академии геополитических проблем генерал-полковника Леонида Ивашова. Именно он, возглавляя в 1997 году Главное управление международного военного сотрудничества МО РФ, был одним из организаторов подписания Основополагающего акта о взаимных отношениях между РФ и НАТО. Сейчас же он стал одним из самых ярых оппонентов идеи сотрудничества с альянсом. Ивашов считает, что “в условиях, когда Запад по всем направлениям развернул “холодную войну” с Россией, мы должны заявить мораторий не на отдельные договоры с Североатлантическим альянсом, а в целом на отношения с ним”. При этом он считает, что такой мораторий должен действовать до тех пор, “пока альянс не будет выполнять все положения Основополагающего акта Россия-НАТО”.
Вряд ли Кремль согласится с таким радикальным предложением генерала Ивашова. Но, конечно, от критики политики НАТО он не откажется. Москва в ближайшие два предвыборных года, видимо, так и будет “сидеть на двух стульях”, выжидая более благоприятной ситуации для формирования и жесткого отстаивания своих геополитических интересов во взаимоотношениях со странами Североатлантического альянса.