В правительстве готовится трехлетний проект бюджета страны на перспективу. Как отмечает первый вице-премьер Сергей Иванов, он в принципе согласен с его параметрами. Между тем пока конкретно расходы в 2008-2010 гг. на оборону не обнародованы. Названа лишь величина гособоронзаказа на закупку вооружений: в 2010 году планируется истратить 600 млрд. рублей. Это много или мало? Для сравнения – вся Госпрограмма вооружений до 2015 года стоит около 5 трлн. рублей. Сейчас, в 2007 году выделяется на гособоронзаказ по вооружениям 300 млрд., то есть в два раза меньше. Казалось бы, налицо прогресс. Однако не факт, что к 2010 году 600 млрд. рублей будут достаточной суммой. Специалисты с тревогой отмечают, что стоимость военной продукции растет быстрее, чем инфляция.
Руководитель Управления начальника вооружения Вооруженных сил РФ генерал- лейтенант Владимир Михеев приводит такой пример: “в конце 2006 года мы купили последний танк на “Уралвагонзаводе” за 42 млн. рублей, а в январе такой же танк нам предлагают уже за 58 млн.”. Стоимость танка возросла почти на треть.
Стремление предприятий оборонной промышленности продать свою продукцию подороже понятно. В среднем доля гособорнзаказа на предприятиях ОПК составляет 20%. Если учитывать заказы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), то эта цифра составит 55%. Это немного, если принять во внимание, что среди важнейших задач перед предприятиями ОПК стоит вопрос диверсификации производства. Но настораживает то, что этот процесс хотят осуществить в основном за счет самих же предприятий. Сергей Иванов на одном из заседаний военно-промышленной комиссии (ВПК) заявил, что в Федеральной целевой программе (ФЦП) реформирования российского оборонного комплекса на 2007-2010 гг. и на период до 2015 года внебюджетные средства составят 201 млрд. рублей, или 40% стоимости всей программы. Таким образом, отсюда следует, что вся программа стоит около 500 млрд. рублей. Если учесть, что в сводном реестре организаций российского оборонно-промышленного комплекса сегодня числится 1355 предприятий, то денег на реформирование ОПК выделяется, прямо скажем, немного.
Руководитель группы советников ФГУП “Рособоронэкспорт” Александр Бриндиков считает, что на технологическое переоснащение предприятий российской “оборонки” требуется ежегодно порядка 140 млрд. рублей бюджетных средств, в то время как сейчас эта доля составляет порядка 30 млрд. рублей. Бриндиков вполне резонно полагает, что необходимо к 2010 году кардинально изменить структуру средств, направляемых на перевооружение производства. По его мнению, в 2006 году средства, направляемые на перевооружение производства предприятий ОПК, складывались из трех источников. Собственные средства предприятия составляли 74,8%, из федерального бюджета на эти цели направлялось 20,2% и за счет привлеченных средств – 5%. К 2010 году эта структура должна измениться. Средства федерального бюджета, направляемые на перевооружение производства, должны составлять 29,9%, собственные средства предприятия – 46,7% и привлеченные средства -23,4%, полагает Бриндиков.
Данные пропорции взяты экспертом, видимо, из ФЦП по реформированию “оборонки”.
О том, как будут реформироваться предприятия ОПК, говорил недавно и Сергей Иванов. По его словам, до 2010 года предприятиям будет оказана господдержка. Во-первых, это касается “кредитов и займов на диверсификацию и модернизацию производства, а также создания конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынка”. Во-вторых, “это система активизации лизинга высокотехнологичной наукоемкой продукции организаций ОПК”. “В-третьих, это расширение системы заказов продукции “оборонки” для государственных нужд, в первую очередь, гражданских, в том числе в рамках реализации национальных проектов, и, прежде всего, медицинского оборудования”. В-четвертых, “предприятия должны направлять часть прибыли от военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на собственное перевооружение и выполнение гособоронзаказа”.
По данным директора департамента ОПК Минпромэнерго Юрия Коптева, “сегодня по отрасли износ оборудования в среднем составляет 67%. Есть сектора, где этот показатель еще хуже, в частности, в радиоэлектронном комплексе износ оборудования составляет 74%”. Выход из ситуации Коптев видит в том, чтобы одной из форм государственной поддержки оборонных предприятий стало субсидирование процентных ставок по кредитам. “Если бы, например, мы сегодня смогли обеспечить субсидированием процентных ставок по кредитам около 400 крупнейших предприятий промышленности, то государственные затраты на это составили бы около 12 млрд рублей. Но при этом генерируется возможность привлечения дополнительных внебюджетных ресурсов в размере 170 млрд. рублей”, – сказал Коптев. Он сообщил, что объем привлеченных внебюджетных инвестиций в ОПК составил в минувшем году менее 2 млрд. рублей.
Таким образом, ситуация на предприятиях ОПК по-прежнему остается сложной. Они еще не умерли, но и дееспособными многие из них назвать очень сложно. По словам Коптева, общая сумма прибыли предприятий оборонно-промышленного комплекса России в 2006 году составила 26 млрд. рублей. При этом темпы роста ОПК составили 109,8%. Коптев считает, что получаемая предприятиями ОПК прибыль не позволяет кардинально решить проблемы технического перевооружения производства и здесь им не обойтись без мощной поддержки государства. Дело за малым – такую поддержку обеспечить. Однако государство почему-то не торопится.