Минобороны избавят от несвойственных функций

0:00
0

Похоже, что кадровые перестановки в правительстве и назначение нового министра обороны – это лишь первые шаги Кремля в области усиления военной организации страны. Безусловно, повышение статуса Сергея Иванова до первого вице-премьера имеет политический подтекст, связанный с предстоящими президентскими выборами. Однако, кроме этого, изменение кадрового состава кабинета министров имеет также и вполне функциональную логику. И в немалой степени эта логика обусловлена негативными явлениями в военной экономике страны. Несмотря на многочисленные позитивные оценки деятельности бывшего министра обороны Сергея Иванова, негативные явления в сфере ценообразования военной продукции не ликвидированы. Если инфляция составляла в последние годы 10-11%, то рост цен на военную продукцию ежегодно, как правило, удваивался, порой утраивался. За последние 5 лет военный бюджет страны вырос в 3,5 раза, однако в армию по-прежнему поступает незначительное число новых вооружений. Куда же тратятся деньги? Этот вопрос уже давно задавали и задают как в Кремле, так и правительстве. И вот, похоже, “лед тронулся”.

Если вспомнить, кадровые перестановки в правительстве были инициированы самим премьером Михаилом Фрадковым. 2 февраля на совещании в Ново-Огареве именно он докладывал о необходимости структурных изменений в правительстве РФ. СМИ и наблюдатели как-то не придали этому факту большого значения. Однако уже именно тогда акцентировалось внимание, что эти изменения во многом будут связаны с созданием нового органа исполнительной власти – федерального агентства по поставкам вооружений, военной, специальной техники и материальных средств. Анонсировалось, что данное агентство будет существовать при правительстве РФ, его будет курировать Сергей Иванов. 5 февраля указ на этот счет пресс-служба президента опубликовала, а спустя 10 дней Путин уже сделал кадровые назначения на ключевые должности в Минобороны РФ и в правительстве.

Однако это, видимо, только первые шаги в этом направлении. В подчинении Иванова будут значительные чиновничьи ресурсы. Так, новое федеральное агентство по поставкам вооружений будет формироваться за счет каждой из силовых структур, количество работников в нем составит около 1100 гражданских лиц. Это сравнимо с аппаратом правительства и численностью нескольких министерств вместе взятых. Но видимо, по мнению стратегов Кремля, игра, как говорится, стоит свеч. Коррупция в армейской среде и оборонно-промышленном комплексе захлестнула страну.

Сергей Иванов уже не раз заявлял о том, что агентство по закупкам вооружений будет создаваться именно в целях борьбы с коррупцией. По словам первого вице-премьера, организационно это произойдет “прежде всего, путем выделения из состава Минобороны двух центров, которые на сегодняшний день существуют и работают. Первый – это центр заказов поставок вооружений, военной и специальной техники. Второй – это центр материальных средств и имущества тыла. Все другие силовые структуры должны будут присоединиться и делегировать своих сотрудников в эти центры”. Вполне естественно, что такое делегирование для министерств и ведомств не пройдет бесследно. В связи с созданием агентства штатная численность Минобороны РФ, а также других силовых структур уменьшится. Как известно, агентство по закупкам вооружений и военной техники (ВВТ) должно заработать только с 1 января 2008 года. Между тем уже с 1 апреля 2007 года за реформируемыми Центрами закупок ВВТ в Минобороны и других силовых структурах будет введен дополнительный контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы. И это ведомство тоже, видимо, будет курировать Сергей Иванов.

Таким образом, антикоррупционная направленность начатых Кремлем преобразований в оборонной сфере понятна. Вполне логично здесь и назначение нового министра обороны Анатолия Сердюкова. Расходы на национальную оборону составляют почти пятую часть бюджета России. Таким образом, он как бывший главный налоговый инспектор страны должен будет следить за тем, чтобы эти деньги тратились эффективно и по назначению.

Хотя вряд ли за Сердюковым оставят другие не связанные напрямую с обороной государства функции, которые осуществлял бывший министр. На сегодняшний день Минобороны РФ представляет собой монстра, которому кроме собственно войск подчинены Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, а также Федеральное агентство специального строительства. В правительстве отмечают, что готовится президентский указ, чтобы часть из этих структур также переподчинить первому вице-премьеру Сергею Иванову (в ведении Минобороны, возможно, оставят лишь “Спецстрой”).

Между тем забыли про войска. Кто же ими будет управлять? Сердюков – выдвиженец Кремля, ленинградец, чисто гражданский человек, большую часть своей трудовой деятельности проработал в мебельной торговле, лишь последние 5-6 лет он занимается федеральными налоговыми проблемами. Чисто по-граждански, конечно, он может провести финансовый аудит Минобороны. Но как быть с актуальными проблемами военной политики, реформированием ВС РФ, управлением войсками и т.п.? Всеми этими направлениями, конечно, займется Генштаб, роль которого, естественно, повысится. Но сам нынешний начальник Генштаба Юрий Балуевский округами и войсками никогда не командовал (в 1993-1995 гг. он был лишь начальником штаба – первым заместителем командующего Группой российских войск в Закавказье). Зато он – признанный военный теоретик и очень лоялен Кремлю.

В предвыборный год лояльность становится главным критерием при кадровых назначениях в сфере обороны. Но поможет ли это действительному решению проблем войск? Утвердительно ответить на этот вопрос сейчас никак нельзя.

Подпишись на новости этой тематики!

Подписка на выпуск позволит непрерывно быть в курсе публикаций СМИ по интересующим вас вопросам. Это дает полный контроль над ситуацией. Будь на шаг впереди конкурентов.

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ