16 января в Москве в здании Культурного центра Вооруженных сил России состоялось первое заседание Общественного совета при Министерстве обороны РФ (ОС при МО). Данный орган создан приказом министра обороны № 490 еще 16 ноября прошлого года и является как бы олицетворением пожеланий Общественной палаты России в области создания механизмов гражданского контроля над армией. Хотя это пожелание, скажем прямо, исполнено государством весьма своеобразно. Функции и состав органа гражданского контроля над Минобороны прописаны в самом военном ведомстве, что конечно, уже вызвало определенную критику со стороны некоторых СМИ, а также общественных и политических деятелей страны (в первую очередь, со стороны руководства Союза комитетов солдатских матерей России, Общероссийского профессионального союза военнослужащих).
Оппонентов Минобороны РФ не удовлетворяет, что из 51 человека Общественного совета от силы лишь каждый третий сможет конкретно и систематически заниматься общественным контролем за деятельностью войск. В основном в списке весьма влиятельные и авторитетные личности – но почти половина из них (а это крупные бизнесмены, руководители СМИ) имеют весьма опосредованное отношения к армии. Еще четверть – это деятели культуры, политологи, президенты различных общественных фондов. И вполне понятно, что у них тоже просто не будет времени предметно работать в ОС при МО РФ. Действительно заинтересованных людей в решении вопросов армии и флота в списке можно насчитать не более 20 человек.
Между тем в Минобороны считают, что созданный ОС будет действенным. Как заявил вице-премьер – министр обороны Сергей Иванов, выступая на его первом заседании, “все наши действия должны быть предельно открыты и понятны гражданскому обществу”. Министр заверил членов Совета, что со стороны руководства военного ведомства “работе и всем решениям Совета будет уделяться самое пристальное и серьезное внимание”. Вице-премьер выразил надежду, что деятельность Общественного совета будет активно способствовать обеспечению обороноспособности и безопасности государства.
В свою очередь, избранный председателем Общественного совета при Министерстве обороны РФ известный кинорежиссер Никита Михалков, считает, что помощь ОС армии “будет реальной”. Он подчеркнул, что Общественный совет будет способствовать “возрождению высокого звания “русский офицер”. “Мы вернем обществу такое понятие, как “отец- командир”, ведь раньше родители передавали сыновей на военную службу и именно таким людям”, – сказал Михалков. Он выразил надежду, что гражданское общество окажет благотворное влияние на обстановку в воинских коллективах Вооруженных сил.
Как сообщили в отделе Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными силами и МЧС РФ, глава которого раввин Аарон Гуревич является членом ОС при МО РФ, повестка дня первого заседания Общественного совета при Минобороны РФ была “выбрана вполне актуальная”. Члены ОС утвердили регламент Общественного совета, избрали его председателя, заместителей, членов комиссий, определили перечень основных тем для обсуждения в ОС в 2007 году. В составе ОС создано 6 комиссий, члены ОС смогут участвовать в проводимых в Минобороны совещаниях и коллегиях, и вносить тем самым свой вклад в дело укрепления армейских рядов. Отдельным пунктом в повестке стоял вопрос о состоянии воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах и участии гражданского общества в обеспечении законности в армии и на флоте.
И в обсуждении этого вопроса приняли участие многие члены ОС при МО РФ. Среди них – известный оппонент Минобороны председатель Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. Несмотря на свое критическое отношение к механизму формирования Общественного совета, Мельникова, судя по заявлениям, которые она сделала WPS, настроена на конструктивную работу в нем. Валентина Мельникова считает шагом вперед создание такого органа, хотя говорит, что в постсоветской деятельности МО РФ это не новое явление. Она вспоминает, как в 2001 году в военном ведомстве подобный орган уже создавался. Хотя попытка формирования нынешней системы гражданского контроля над армией выглядит более “новой и значимой”.
Шагом вперед по формированию институтов гражданского общества в армии Мельникова считает и то, что с 15 февраля 2007 года в воинских частях и военкоматах начнут действовать родительские комитеты (РК).
“Наше предложение, которое поддержала Общественная палата, правда, было несколько другим. Мы предлагали контроль над войсками осуществлять на основе общественных групп, которые могли быть сформированы при воинских частях. Но в руководстве Минобороны решили, что этим будут заниматься родительские комитеты. К нам из регионов уже поступают предложения объединить их деятельность и работу местных организаций Союза комитета солдатских матерей”, – отметила Мельникова.
Предложение объединить работу РК и СКСМ поддерживают и некоторые региональные военачальники. На днях военный комиссар Удмуртии Александр Даньшин заявил, что родительский комитет при республиканском военкомате, а также возможно, родительские комитеты в других воинских частях МО РФ, вероятнее всего, будут созданы на базе структур уже существующего Комитета солдатских матерей республики. Александр Даньшин подчеркнул, что возглавляемый им военкомат давно и активно сотрудничает с СКСМ, и, по его мнению, нет нужды создавать новую организацию. Впрочем, окончательное слово – за солдатскими матерями.
По мнению военкома Удмуртии, самое важное, – это то, что представители родительских комитетов получат право доступа в части, за исключением режимных объектов.
Однако у военных на местах и у руководителей СКСМ есть много вопросов к вводимой системе гражданского контроля над войсками. Военком Удмуртии считает, что выезжать с инспекцией родителям солдат в воинские части придется за свой счет. Неясно также, где они будут жить, питаться во время такой проверки службы сына. Проблем набирается много.
Таким образом, взаимодействие армии и общества в России обещает быть в 2007 году более предметным и значимым. В большой степени это, видимо, связано с предвыборной борьбой, которая развернется уже через несколько месяцев. И в связи с этим можно предположить, что, по крайней мене, в этом году работа Общественного совета при Минобороны РФ, благодаря контролю “партии власти” не будет предана забвению.