На этой неделе военнослужащие и ветераны Дальней авиации (ДА) ВВС России отмечают сразу несколько памятных дат. 23 декабря исполнится 92 года со дня создания ДА. В этот день в 1914 году царским указом была сформирована первая в мире эскадрилья четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков “Илья Муромец” конструктора Игоря Сикорского. От этой даты ведет свое начало российская стратегическая авиация.
ДА является авиационной составляющей сил, посредством которых Российское государство осуществляет политику ядерного сдерживания. В отличие от РВСН и морских стратегических ядерных сил (СЯС) у авиации есть преимущества: многоразовость действия, возможность возврата и скрытность. Никто не знает, где и по какой цели взлетевший с аэродрома самолет выполнит пуск крылатой ракеты.
В последнее время у ДА появляются новые задачи “неядерного сдерживания”, которые из всей триады СЯС способна выполнить лишь она. Речь идет о борьбе с международным терроризмом, который сейчас пытается противостоять уже целым государствам. Поэтому ДА готова наносить упреждающие и точечные удары по боевикам. Такую возможность благодаря своим тактико-техническим характеристикам (ТТХ) имеет, например, самолет Ту-22М3, который способен нести все типы авиабомб. Появилось и новое высокоточное оружие, которое может поразить практически любые цели.
Стоит также отметить, что в сентябре прошлого года на учениях ДА наши тяжелые стратегические ракетоносцы впервые за 15 лет провели дальние рейды в Северном Ледовитом океане, у побережья Аляски и в Тихом океане. Тогда российские бомбардировщики доставили беспокойство радиолокационным станциям США и НАТО. В районе Аляски истребители США даже какое-то время сопровождали на отдаленном расстоянии российские самолеты.
В настоящее время на вооружении ДА состоят стратегические бомбардировщики Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. Ракетоносец Ту-95МС был разработан еще 50 лет назад и является единственным в мире стратегическим бомбардировщиком, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Самолеты Ту-22М3 входят в состав морской дальней авиации.
Основным же самолетом ДА является ракетоносец Ту-160. 18 декабря исполнилось 25 лет со дня первого полета этого самого мощного самолета в мире бомбардировщика. Тогда в воздух самолет поднял экипаж летчиков-испытателей ОКБ им. А.Н. Туполева. После трех лет доводок самолет запустили в серию на Казанском авиазаводе. Первая серийная машина поднялась в воздух 10 октября 1984 г. Программа производства предусматривала выпуск около 100 машин, однако снижение финансирования в конце 1980-х, а потом распад СССР привели к прекращению производства Ту-160. К началу 1990-х было построено около 30 самолетов.
Первые две серийные машины поступили в 184-й авиационный полк 201-й авиадивизии (Прилуки) в апреле 1987 г. Их опытная эксплуатация проводилась как строевыми летчиками, так и летчиками-испытателями Казанского авиационного производственного объединения (КАПО). Позже новыми ракетоносцами укомплектовали две эскадрильи 184-го полка.
Уже в августе 1987 г. состоялся первый полет Ту-160 на имитацию боевого применения. В августе 1988 г. состоялся первый публичный показ самолета. Машины продемонстрировали министру обороны США Ф. Карлуччи.
После распада СССР все стратегические ракетоносцы Ту-160 были сведены в 121-й авиационный полк в город Энгельс. 19 ракетоносцев остались на территории независимой Украины. Самолеты были для украинцев одним из атрибутов национальной независимости и суверенитета: не всякая страна может позволить себе иметь стратегическую авиацию.
Но вскоре выяснилось, что бомбардировщики – слишком дорогая и ненужная игрушка. Для полета на максимальную дальность одному Ту-160 нужно 170 тонн керосина, а для учебного полета над национальной территорией – 40 тонн. Кроме того, небо Украины было слишком тесно для Ту-160. Из-за постоянной нехватки горючего самолеты летали не более пяти раз в год. Стратегические бомбардировщики абсолютно не вписывались в оборонительную доктрину безъядерной Украины. Содержать их даже в режиме консервации было слишком дорого, да и ни к чему. Вскоре в Киеве стали задумываться о том, как избавиться от Ту-160. Самолеты можно было перебазировать в Россию (так в свое время поступил Казахстан, обменяв дальние бомбардировщики Ту-95МС на истребители) или уничтожить.
Переговоры о покупке самолетов Россией закончились безрезультатно. Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о ликвидации стратегических авиационно-ракетных комплексов Ту-95МС и Ту-160. В 1998 года Украина приступила к уничтожению стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе Нанна-Лугара средства. До конца 1998 года были утилизированы два Ту-160, разделка каждого обошлась в $1 млн. Полностью авиапарк украинских самолетов Ту-160 предполагалось ликвидировать к 2001 году.
5 декабря 1998 года МО Украины и МО США подписали соглашение о ликвидации 44 тяжелых бомбардировщиков и 1068 крылатых ракет Х-55 воздушного базирования (19 самолетов Ту-160 предполагалось уничтожить в рамках международного договора START-1). В начале августа 1999 года была достигнута договоренность о передаче Украиной России восьми полностью исправных тяжелых бомбардировщиков Ту-160 в счет частичного погашения задолженности за поставки природного газа. Передача бомбардировщиков России началась в ноябре 1999 года. К апрелю 2000 года все самолеты перелетели на аэродром под Энгельсом.
По словам командующего ДА генерал-лейтенанта Игоря Хворова, численность группировки стратегических ракетоносцев в ближайшие годы увеличиваться не будет.
– Количество имеющихся самолетов вполне достаточно для парирования существующих угроз, – сказал он.
По словам командующего, тяжелые самолеты всегда закладывались с перспективой на долгий срок использования, и еще 30 лет Ту-160 будет отвечать всем необходимым требованиям. Дальнейшее развитие ДА будет проходить по пути модернизации электронного оборудования уже существующих самолетов.
– Потенциал для производства Ту-160 в российской промышленности есть, на Казанском авиазаводе в различной степени готовности находятся еще три Ту-160. В случае необходимости в боевой строй можно будет поставить самолеты, проходящие испытания, – заявил главный конструктор самолетов этого типа Валентин Близнюк.