Принятие законопроекта, восстанавливающего гауптвахты в Вооруженных силах, выходит, как говорится, на финишную прямую. 24 ноября его рассмотрит Совет Федерации, а затем, видимо, подпишет президент страны. Никаких препятствий, по мнению большинства депутатов и сенаторов, для этого нет.
В соответствии с принятым Госдумой решением, Закон о восстановлении гауптвахт начнет действовать с 1 января 2007 года.
По данным Минобороны РФ, к 2010 году в России планируется построить 143 гарнизонные гауптвахты, которые будут отвечать всем современным российским и европейским правовым нормам. Новые гауптвахты будут значительно отличаться от тех, которые существовали в советской армии. В частности, в них будет увеличена площадь с двух до четырех квадратных метров на одного человека, вместо нар будут кровати с набором постельного белья, будет оборудована комната для свиданий арестованного с близкими и т.д.
143 гарнизонных гауптвахты создаются в соответствии с межведомственной целевой программой по строительству и реконструкции гауптвахт на 2007-2010 годы. Ранее сообщалось, что показательная гауптвахта уже оборудована в Алабинском гарнизоне (Московская область).
Комментируя данный законопроект, заместитель главы Комитета по обороне и безопасности верхней палаты адмирал Вячеслав Попов заявил, что “максимальный срок, в течение которого военнослужащий может находиться на гауптвахте, будет составлять 45 суток, причем аресту будут подлежать только военнослужащие рядового состава мужского пола”, – пояснил сенатор, отметив, что женщины и офицеры на гауптвахте содержаться не могут.
Попов убежден, что возрождение гауптвахт будет способствовать укреплению законности и правопорядка в армии.
“Гауптвахта существовала в российской армии на протяжении столетий, и это способствовало воинскому порядку. У командиров должны быть законные рычаги воздействия на нарушителей, и гауптвахта является достаточно серьезным и эффективным рычагом. Наказание должно быть адекватно совершенному проступку с тем, чтобы иметь воспитательный эффект”, – считает сенатор.
Аналогичные мнения высказывают, как правило, большинство сенаторов и депутатов, а также военных руководителей. Вице-премьер – министр обороны РФ Сергей Иванов также считает, что возрождение гауптвахты повысит правопорядок в армии, однако заявляет, что одними административными мерами нельзя решить все правовые проблемы.
Весьма осторожно о роли гауптвахты отзываются правозащитные организации. Председатель Союза комитетов солдатских матерей РФ Валентина Мельникова считает, что в принятых Госдумой в третьем, окончательном чтении документах не содержится квалифицирующих признаков, что считать преступлением, а что – грубым дисциплинарным нарушением. “При этом решение принимает командование части, а это “может привести к произволу”, – сказала она. Мельникова полагает, что такие проступки, как неуставные отношения и самовольное отлучение из части, которые сейчас квалифицируются как преступления, могут быть истолкованы как грубые дисциплинарные правонарушения.
Наряду с этим в законопроектах не прописана процедура разбирательства по фактам дисциплинарных правонарушений, а проводить его на первоначальном этапе должен командир части. “Мы уже давно боремся за то, чтобы лишить командира как должностного лица функций первичного дознавателя”, – отметила глава комитета солдатских матерей.
Мельникова указала также на то, что обязательной защиты для правонарушителя не предусмотрено. “Провинившийся может попросить о защите, только написав соответствующее заявление, а это делается далеко не всегда”, – сказала она. Представитель Союза подчеркнула также, что в армии существует “дискриминация по званию”: солдат может быть подвергнут аресту на гауптвахте, а офицер – нет.
Мельникова полагает, что процедура разбирательства по грубым дисциплинарным правонарушениям, основания для привлечения к ответственности, виды взысканий должны быть предусмотрены в отдельной главе или нескольких статьях Кодекса об административных правонарушениях.
Таким образом, закон о гауптвахтах, скорее всего, заработает уже с 1 января 2007 года. Безусловно, он поможет командирам бороться с казарменными хулиганами и поддерживать определенный правопорядок в подразделениях. Однако насколько повысится от этого дисциплина, остается только гадать. У офицеров в армии не хватает правовой культуры, нет должного уровня организации воспитательной работы. И есть ли у наших военных руководителей желание и возможности организовывать и проводить эту работу? Похоже, что нет. Главный военный прокурор страны Сергей Фридинский считает, что “состояние законности в вооруженных силах продолжает оставаться сложным, возросло количество преступлений, совершаемых офицерами”. Это про офицеров, а что же тогда говорить про солдат?